Исламские новости

В России может появиться шариатский суд 5 Марта 2012

В России может появиться шариатский суд

Адвокат Дагир Хасавов планирует создать общероссийский правозащитный центр "Мусульманский союз", который займется в том числе учреждением в стране шариатских судов.

"Мы будем помогать мусульманам создавать шариатские суды в Москве и других городах", - заявил Хасавов. По его мысли, шариатские суды должны иметь статус третейских. Иными словами, они будут рассматривать семейные и финансовые споры между мусульманами при условии, что обе стороны конфликта соглашаются на рассмотрение дела в шариатском суде и обязуются принять его решение.

Адвокат рассказал, что к этой инициативе его подтолкнули обстоятельства судебного разбирательства по делу о защите авторских прав архитекторов Игоря Тажиева и Алексея Колентеева, создателей проекта реконструкции Московской соборной мечети (их интересы в суде представляет Хасавов).
"Районный суд фактически загнал себя в тупик ввиду нежелания в разумные сроки вынести решение по нашему иску к Духовному управлению мусульман Европейской части России. Уже трижды менялся судья, и все начинается заново, нарушены все мыслимые сроки рассмотрения подобных дел (не более двух месяцев), а наш иск поступил в суд 21 марта 2011 года", - заявил он.

"Пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами я убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеть женщиной своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты и так далее", - заявил Дагир Хасавов. Он рассказал, что есть случаи, когда мусульмане обращаются не в суд, а к имамам, в муфтияты с письменными просьбами решить тот или иной спор. "Количество таких случаев увеличивается. Это говорит о том, что шариатские суды назрели, это не искусственная инициатива, существует реальная потребность в них со стороны мусульман", - подчеркнул он.

Дагир Хасавов отметил, что он будет добиваться внесения соответствующих поправок в законодательство. При этом он привел опыт дореволюционной России, напомнив, что в период реформ Петра I два сословия - купечество и духовенство - получали определенную автономию в своих судебных делах. "У нас вместо купечества существует класс предпринимателей, и они имеют свои третейские и арбитражные коммерческие суды, а духовенство, увы, нет", - констатировал он.

Дагир Хасавов также напомнил, что учрежденному в 1722 году Синоду было предписано "по оговорам (кроме тяжких государственных дел) духовных судить в Синоде и не брать тех дел ни в коллегии, ни в другие судебные учреждения". Указом 4 сентября 1722 года в городах в качестве суда первой инстанции были учреждены "духовных дел управления", которым были подсудны дела духовных "в брани, в бою, в краже и в других обидах и бесчестиях и в прочих исках". Судебная реформа в этом направлении продолжалась и Екатериной II, которая учредила так называемые "совестные суды".
Добавим, что в императорской России общины иноверцев также пользовались значительной автономией, и многие вопросы гражданского и семейного права решались внутри соответствующей общины и по ее собственным законам, сообщает Regions.ru.

Ранее Дагир Хасавов уже заявлял о намерении создать в стране исламскую общественную организацию - Союз мусульман России. "Ко мне очень много мусульман обращается - татарские, кавказские общины. Есть в этом необходимость. Внутри этой общественной организации будет действовать и правозащитный центр", - заявлял адвокат.

Отметим, что похожий вопрос встал и во многих странах Запада, и решается он по-разному. Так, в Великобритании шариатские суды в качестве третейских встраиваются в систему правосудия, а несколько штатов США, напротив, законодательно запретили ссылаться в судах на законы иных стран (фактически это относится как раз в первую очередь к шариату).

Возврат к списку