Исламские новости

В РИУ вспоминали о выдающихся татарских меценатах 6 Марта 2012

В РИУ вспоминали о выдающихся татарских меценатах

В Российском исламском университете прошла научно-практической конференция "Вакф: история и современность в России", организованная кафедрой Исламской экономики и управления РИУ.

Во встрече приняли участие генеральный директор фонда "Вакф Республики Татарстан" Гамир Гибадуллин; исполнительный директор некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация индустрии халяль" Рафик Валиуллин; исполнительный директор Ассоциации предпринимателей-мусульман Марат Низамов; кандидат исторических наук, доцент КФУ Марат Гибадуллин; кандидат исторических наук, юрист Ильшат Мухаметзарипов; научный сотрудник Академии наук РТ Камиль Валиуллин; завкафедрой Исламского права Мухаммад Муратов; завкафедрой Исламской экономики и управления, к.э.н. Галим Вахитов; а также другие преподаватели и студенты РИУ.    

В ходе конференции были озвучены такие вопросы, как "Вакф Республики Татарстан"; "Теоретические основы вакфа в исламском праве"; "Становление и развитие татарского предпринимательства в 18 – начале 20 века"; "Современное законодательство о вакфе;" "Проблемы реализации вакфа в условиях царской и современной России"; "Возможности и перспективы реализации вакфа в современной России", а также "Роль вакфа в развитии современного мусульманского образования".   

Гамир Гибадуллин обратился к студентам РИУ с приветственной речью. Он, в частности, подчеркнул, что система вакфов среди татарских мусульман была развита столетиями: "Вакуфная идея переживала разные времена, но эта система всегда существовала. Сначала падение Казанского ханства, затем революция 1917 года внесли значительный урон этой системе. Однако, архивная память еще хранит данные о том, кому, что и когда было передано в качестве вакуфного имущества", - отметил Гибадуллин.

"Сегодня на государственном уровне идет работа по возврату культовых зданий и земель религиозным общинам. Ряд объектов по Татарстану уже переданы или находятся в процессе передачи. Сейчас наблюдается активизация по реализации данного законодательства, работа идет ускоренными темпами. Необходимо воспользоваться уникальной возможностью, пока государство целиком лицом к верующим", - отметил гендиректор фонда.

Также гендиректора фонда "Вакф Республики Татарстан" при ДУМ РТ напомнил, что до революции татары имели свое вакуфное имущество в Джидде, Мекке, Медине и Стамбуле, где останавливались наши паломники и шакирды. По оценкам историков, в одной только Мекке насчитывалось около ста единиц вакуфного имущества, принадлежащего российским мусульманам.

"Необходимо найти документы о праве собственности и, опираясь на нормы международного права, проработать вопрос о возможности возвращения этого имущество в пользование мусульманам России, чтобы оно и в дальнейшем смогло приносить пользу нашей умме", - обратился к студентам РИУ генеральный директор фонда "Вакф Республики Татарстан" Гамир Гибадуллин.

Также Гамир Гибадуллин обратился к студентам-экономистам Российского исламского университета с приглашением глубже изучать тему вакфа с тем, чтобы после окончания университета работать в сфере управления вакуфным имуществом и имуществом религиозных общин, т.к. именно студенты РИУ наряду с глубокими знаниями в области экономики обладают также религиозными знаниями и высокой моралью.

Заедующий кафедры Исламского права РИУ Мухаммад Муратов раскрыл основные теоретические положения вакфов, рассказал о видах вакфов с точки зрения различных правовых школ в Исламе.

Кандидат экономических наук, доцент КФУ Марат Гибадуллин проанализировал, в свою очередь, этапы формировании мусульманского предпринимательства среди татар.

"Предпринимательство среди мусульман имело свои особенности: им приходилось подстраиваться как под законодательство государства, так и соответствовать нормам шариата".

Расцвет предпринимательства среди татар, по словам ученого, пришелся на период со второй половины 19 - начало 20 века, когда мусульмане стали частью Российской империи. Именно в 19 веке мусульмане в своих правах были полностью уравнены с христианскими и русскими предпринимателями. Мусульманские купцы и промышленники, несмотря на известные препятствия в их деятельности, активно развивали свой бизнес на всей территории России: мусульманское купечество тех лет было широко представлено и в Уфе, и в Оренбургской, и в Рязанской областях.

"Татарское купечество в те годы рассматривалось как один из помощников в развитии отношений и дипломатических связей между Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Хивой и другими странами Средней Азии", - отметил ученый.

Были упомянуты такие великие татарские меценаты, как Акчурины, Дебердеевы, Агишевы; Ибрагимов, оборот торгового дома которого превышал более миллиона рублей; Хусаинов из Оренбурга; купцы-золотопромышленники из Башкортостана братья Рамиевы; Рахматуллины-Субаевы, которые первые в Татарстане создали предприятие по переработке нефти, которое в свою очередь являлось самым крупным промышленным предприятием в Поволжье. Так, один только Хусаинов построил около тридцати мечетей и пятьдесят медресе по всей России, не считая тех, где он выступал соучредителем.

"Самый яркий пример вакуфного имущества тех лет – это приют Юнусовых: первые этажи которого были отведены под коммерческую недвижимость, доходы от которых, в свою очередь, использовались на содержание воспитанников данного приюта", - отметил Марат Гибадуллин

Также ученый напомнил, что в Казани, Самаре, Оренбурге, Петербурге и Иркутске были созданы центры помощи мусульманам. Отдельно были созданы благотворительные организации для помощи нуждающимся женщинам-мусульманкам, учредителями которых были, в основном, жены крупных татарских предпринимателей.

Камиль Валиуллин в своем докладе "Вакф у татар в 19 – начале 20 века" подчеркнул особенности организации вакуфной системы у татар, отметив: "Царское правительство не способствовало распространению Ислама и образованности среди татар. Однако, несмотря на это, у татар сложилась уникальная система: строились мечети, тут же при ней строились медресе, торговые лавки и доходные дома. Строились не только культовые здания, но и целый комплекс, который позволял содержать эти учебные заведения".

По словам Камиля Валиуллина, средства от вакуфного имущества (средства, поступавшие от сдачи в аренду доходных домов, от функционирования торговых лавок) в те годы направляли в первую очередь на содержание мечетей и медресе, издательство религиозной литературы, в целом на финансирование собственной системы образования, на развитие мусульманского образования, и уже потом на помощь нуждающимся мусульманам.   

Заведующий кафедры Исламской экономики и управления РИУ, к.э.н. Галим Вахитов отметил, что: "Современная система высшего и среднего образования имеет ряд недостатков, которые непреодолимы в рамках существующей парадигмы развития российского общества. Однако мусульманское сообщество не может мириться с тем, что его члены имеют пробелы в изучении как религиозных, так и светских наук. Задачи, стоящие перед современными российскими мусульманами в области укрепления нравственности, распространения здорового образа жизни, передачи будущим поколениям знаний, оставленных нам Пророком (с.г.в.) требуют иного качества системы образования. И система вакфов должна быть широко использована мусульманскими общинами России для повышения образованности членов мусульманского сообщества".

"Установившиеся тесные взаимосвязи между представителями мусульманского бизнес-сообщества и кафедрой Исламской экономики и управления РИУ в настоящее время призваны способствовать развитию мусульманского экономического образования в России. Присутствие на конференции представителей мусульманского бизнес-сообщества в лице исполнительного директора некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация индустрии халяль" Рафика Валиуллина и исполнительного директора Ассоциации предпринимателей-мусульман Марата Низамова свидетельствует о понимании татарскими предпринимателями своей миссии в обеспечении высокого уровня знаний у современных татар" -  - считает Вахитов.

В целом все участники конференции сошлись на мнении о том, что сегодня необходимо возрождать добрые традиции меценатства татарского народа, обратили внимание на необходимость развития этой стороны деятельности среди предпринимателей-мусульман.

Гульназ БАДРЕТДИН


Возврат к списку