Исламские новости

Марджани? А кто это?! 6 Марта 2012

Марджани? А кто это?!

В последнее время только ленивый не говорит о проблеме исламского радикализма в Татарстане. Эта тема стала излюбленной для многих СМИ и интернет-ресурсов. Проблема, действительно, достаточно серьезная, и делать вид, что ее не существует, было бы большой ошибкой.

Мне кажется, ахиллесовой пятой российского ислама является система образования. Причина заключается в том, что в 90-е годы система исламского образования была ориентирована на страны Персидского залива, в особенности на Саудовскую Аравию. Подобной практики никогда не существовало среди российских мусульман. Ориентирами для татар-мусульман всегда были города государств Средней Азии, такие как Бухара, Самарканд, Ургенч и др. Объясняется это достаточно просто – народы этого региона наиболее близки татарам по языку, культуре и менталитету. У нас общие тюркские корни, веками между двумя регионами происходил культурный, интеллектуальный обмен. Конечно, после развала СССР, эти страны, которые для татар являлись центрами исламской учености, в частности, Узбекистан, сами оказались в незавидном положении и объективно не могли взять на себя роль лидера исламского просвещения на постсоветском пространстве. Былая система исламского образования в этих странах если и не была разрушена до основания, как это произошло у нас, то очень сильно пострадала за время советской власти. В этих условиях, когда вековые центры исламской учености татар уже не могли выполнять свои задачи, необходимо было выбрать новые центры исламского образования, найти новую «Бухару». И здесь была допущена довольно серьезная ошибка – сотни молодых татар отправились в арабские страны, с которыми у нас никогда не было тесных отношений и которые довольно далеки от тюрков центральной России по культуре и менталитету.

Проблема усугублялась тем, что многие ребята отправились в эти страны сразу после школы или, в некоторых случаях, даже не окончив среднюю общеобразовательную школу. То есть становление этих мальчишек как личностей, происходило в странах арабского мира, в совершенно иных социальных и общественно политических условиях. Естественно, что у них возникали и возникают трудности с адаптацией к российским условиям после возвращения. Проблем практически не бывает, когда молодые люди возвращаются в Россию, доучившись, с дипломами в руках, то есть, получив фундаментальные научные исламские знания. Но большинство отправившихся в 90-х годах в арабские страны студентов вернулись обратно в Россию, не закончив обучение, не получив дипломов об окончании тех или иных факультетов университетов исламского мира. Многие из этих ребят, оказались пассионариями, которым не нравится ни в России, ни в арабских странах, которые хотят изменить мир здесь и сейчас. Возвратившись обратно в Россию, без дипломов и хорошего исламского образования, все же эти молодые ребята получили особый статус в глазах простых прихожан мечетей. Факт пребывания за границей и знание арабского языка давали им особый статус «исламских ученых». Такое положение их вполне устраивало, и этим они поспешили воспользоваться, создавая то общество, тот ислам, который они не могли найти и в арабских странах.

Проблем в мусульманском сообществе могло бы быть гораздо меньше, если бы на заре исламского ренессанса, вместо арабских стран, роль новой «Бухары», была бы отведена Турции. Турция – европейская страна, которая прошла в ХХ веке во многом схожий исторический путь развития с Россией. Турция и Россия имеют много общего с точки зрения общественно политического устройства государства, обе страны выбрали европейский путь развития и путь создания демократического правового государства, которое станет частью европейской цивилизации. Между татарами и турками также очень много общего – это и общие тюркские корни, и ханафитский мазхаб, и накшбандийская ветвь суфизма. Российская система исламского образования не может и не должна ориентироваться на такие экзотические страны, как Саудовская Аравия, Катар, Иран, Афганистан или Пакистан. Не понимание этой истины порождает большинство проблем исламской уммы страны. Центром получения исламского образования для молодых татар должна стать близкая по культуре и выбравшая демократический путь развития страна – Турция. Еще одна перспективная в плане сотрудничества в сфере исламского образования страна – это Малайзия. Для предотвращения тех негативных тенденций в мусульманском сообществе, которые мы наблюдаем в последние годы, необходимо перенаправить поток учащихся из арабских стран в Турцию и Малайзию. Гораздо выгоднее для российского общества, когда высшее исламское образование молодые мусульмане будут получать в этих демократических, близких нам по культуре странах.

Но только эти меры не станут решением всей проблемы. Так как на учебу заграницу отправляется очень малая часть тех ребят, которые заканчивают российские исламские учебные заведения. Необходимо совершенствовать отечественную систему исламского образования. Необходимо, чтобы ребята в медресе получали хорошее современное исламское образование, но крайне необходимо, чтобы студент, получивший это образование, был востребован обществом. Если шакирды получают какие-то абстрактные знания, которые никак не помогают ему работать в российских условиях, получается, что наши исламские учебные заведения работают впустую. Бывают случаи, когда выпускники медресе на вопрос о Шигабутдине Марджани отвечают ответным вопросом: «А кто это?» Не зная татарских богословов, татарскую культуру, татарскую историю, литературу, невозможно работать среди представителей этого народа. Можно наверняка сказать, что эти студенты, выпускники, которые задают вопросы «А кто такой Марджани?» не станут теми духовными лидерами, которые смогут собрать вокруг себя татар-мусульман. Они соберут вокруг себя маргинальную группу, которая будет шокировать всех окружающих своим поведением и подогревать бытовую исламофобию. Некоторые представители татарской интеллигенции также говорят о необходимости акцентирования внимания на татарском языке, литературе и истории в наших исламских учебных заведениях. Они в этом правы! Так как часто можно наблюдать картину, когда выпускники медресе не знают татарского языка, не читали произведений классиков татарской литературы, не обладают познаниями в татарской истории и, как следствие, совершенно не пригодны для работы с нашим обществом.

Подводя итог, хочу сказать, что проблемы мусульман Татарстана и России закончатся тогда, когда наши шакирды, окончившие исламские учебные заведения, на вопрос о Шигабутдине Марджани не будут задавать встречный вопрос «А кто это?», а смогут сказать пару предложений об этом великом ученом. И тогда, когда наши талантливые молодые мусульмане будут получать исламское образование не в экзотических странах персидского залива, а в современных, демократических странах исламского мира.

Айнур Султанов,

магистрант факультета теологии РИУ

www.e-umma.ru


Возврат к списку


Bnpok, 19.03.2012 12:07:16
", а в современных, демократических" - вот тут все смеялись, так отказать от исламского [со]общества надо уметь и двумя словами убить всю статью достаточно легко

ps: имел общение со студентами теологии риу, которые ещё поступили в риу а не в рии но учаться и в рии - вроде бы их факультет обязывает их ориентироваться и знать про ислам, но какая-нибудь книжеца с какого-нибудь автовокзала оказывается достоверней чем тот материал который им преподаётся, так и не понял как можно прожить в исламе более десяти лет да не знать/понимать очень многое/важное, они же с дипломом получат какую-то светскую форму ислама и им придётся как раз опираться на марджани да тп а про остальное включая думать не только на каждой десятой страницы писания никогда не узнают ... это же как раз намеренное создание буквалистов и всяких 10%тников которые ставят логику впереди здравого смысла обосновывая свой здравый смысл с последующих игнором остальных

"маргинальную группу, которая будет шокировать всех окружающих своим поведением и подогревать бытовую исламофобию" - тех людей которым родители с родственниками запрещают читать намаз пока они не поступят в ислам.вуз, а если он начнёт будут делать всё возможное чтобы он отложил это до пенсии а сейчас отдался системе хотя отдастся он шайтану, которых проганяют из различных официальных мусульманских заведений стоит им приехать туда хотя их звали тк они собирались именно учиться и по возможности передают обратно родственникам где часа не проходит как его хотят напоить а если не звали то предлагали тур по всем мечетям региона с попыткой подобрать себе то что надо, шокировать тем что делают работу чтобы сделать работу а не получить оплату и забыть что сделал, прикидываться всемилюбимым дурачком пока веган рассказывает как бараньями головами играют в боулинг или очередной татарин утверждает что он татарин а не мусульманин и он прав потому что у него должность манкурта, прокатившемуся по всемстанам чтобы вернуться с тем чего не знают у него в селе и куда ещё не дошёл студент исламского заведения хотя всё уже стоит где последнии дедушки от(за)крывают двери тк больше некому, не удивляться когда этими называют различных официальных студентов которые ничего не могут рассказать кроме как завтра конец света и мы все умрём [в этой жизне]


2guest: есть навык общения и язык прокрока/писания - причём тут татарский язык [если статья написана на русском (2автор: кстати зачем писать россия когда пишется татарстан заместо татарии, пишите рф, иначе можно все идеалогическии [и не территориальные] термины использовать)]

вообще довольно сложно спроить про "шигабутдине марджани" и остальных появившихся за последнии двести-четыресто лет тк они появились чтобы сделать ислам таким какой вы/мы сейчас имеем - про это ещё во времена пророка было сказано ... нужно оказаться/стать лучше (не хуже тк это мало и не хорошо) чем они и вопрос[ы] беспокоющие татар-мусульман уменьшаться боле чем на вдесят раз чтобы быть готовым к тому чем пугают татары-мусульмане татар-немусульман, заместо того чтобы душить себя изнутри
Guest, 06.03.2012 20:47:11
Во-во, я знаю много студентов РИИ, не умеющих даже дуа по-татарски прочитать.