Исламские новости

Первое республиканское совещание преподавателей медресе состоялось в РИУ 22 Марта 2012

Первое республиканское совещание преподавателей медресе состоялось в РИУ

Сегодня в стенах Российского исламского университета (Казань) состоялось I Республиканское совещание преподавателей духовных образовательных учреждений (медресе) Татарстана.

В совещании, организованном Духовным управлением мусульман РТ совместно с Российским исламским университетом, приняли участие Председатель ДУМ РТ, муфтий Илдус хазрат Файзов; начальник управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин; ректор РИУ, профессор Рафик Мухаметшин; преподаватели медресе республики и многие другие. Всего в работе совещания приняло участие 142 преподавателя со всех духовных образовательных мусульманских учебных заведений Татарстана. 

На совещании были рассмотрены вопросы методического обеспечения учебного процесса, подняты актуальные вопросы преподавания исламского вероучения в мусульманских учебных заведениях, особенности методики преподавания арабского языка, проблемное обучение арабскому языку, становление современной системы мусульманского образования в Татарстане, преподавание истории в системе современного исламского образования и многие другие.

В своей приветственной речи муфтий Татарстана Илдус хазрат Файзов обратил особое внимание на разрозненность и отсутствие единой согласованной методики преподавания в различных медресе республики.

«Мы здесь собрались, чтобы идти в одном направлении на службе Всевышнему. Сегодняшний путь тупиковый, потому что вместо того, чтобы воспитать тех, кто смог бы вести остальных по истинному пути, мы воспитали какие-то политические кадры. Вместо того, чтобы воспитывать искренность в своих вероубеждениях, мы преподаватели исламское вероучение как предмет, учили чисто механически исполнять свои религиозные обязанности, не особо обращая внимание на духовную составляющую».

Также Файзов особо подчеркнул о необходимости преподавания основных религиозных предметов на татарском языке: «Мы должны воспитать имамов, которые смогут вести свою деятельность на татарском языке. И дело здесь не столько в механическом использовании языка, а в его культурном коде».

Муфтий сообщил, что при Духовном управлении республики была создана аттестационная комиссия, которая намерена в ближайшее время проверить как знания всех преподавателей медресе, так и методику их преподавания. Возглавлять ее будет первый заместитель Председателя ДУМ РТ, доцент кафедры исламского вероучения Абдулла хазрат Адыгамов.

Муфтий порекомендовал обучать татарскому языку и представителей других народов из стран ближнего зарубежья: «Это не навязывание им нашего языка, это всего лишь признак уважения к своим преподавателям, это необходимо делать с той целью, чтобы они в будущем смогли служить во благо татарского народа».

Также особое внимание муфтий республики обратил на квалификацию выпускников зарубежных вузов, возвращающихся в Казань: "Необходимо проводить адаптацию и переквалификацию специалистов, вернувшихся из-за рубежа – в будущем без такой переаттестации у них не будет возможности преподавать в медресе", - подчеркнул муфтий, четко дав понять, что намерен взять данную ситуацию под полный контроль.

Муфтий Татарстана выразил глубокую озабоченность и тем, что в Татарстане уделяется не такое значительное внимание трудам татарских богословов, как хотелось бы. При этом он привел в пример университеты Турции: «В университете Анкары преподают богословие на основе трудов Ризаетдина Фахретдина и других выдающихся татарских религиозных деятелей, а мы об этом даже не знаем», - отметил он.

После приветственных речей муфтия слово взял начальник Управления Президента Республики Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин. Он, обращаясь к преподавателям медресе, в частности, сказал: «Ваша повседневная работа связана с процессом донесения до людей ценностей ислама, воспитанием нашего подрастающего поколения в духе взаимоуважения и толерантности. Позитивные изменения, происходящие в мусульманской умме республики, затронули как организационную, так и идеологическую составляющую татарстанского муфтията и всех его структур. Не осталась в стороне и система профессионального мусульманского образования, которая переходит на качественно новый этап своего развития. Нашим приоритетом в выстраивании полноценной системы мусульманского образования должно стать создание чёткой вертикали от уровня воскресных школ при мечетях до уровня исламского института. На всех уровнях образования должны быть унифицированные учебные программы. В этой связи нам совместно необходимо решить вопросы методического обеспечения учебного процесса, обратить внимание на преподавание дисциплины «Религиозные течения и группы в исламе» в мусульманских учебных заведениях. При этом актуальным остаётся вопрос владения шакирдами своего родного языка, истории и традиций татар. Ведь именно благодаря этому мы сможем сохранить преемственность поколений, а значит самобытность, многовековое наследие нашего народа".

"Большие надежды мы возлагаем на Центр повышения квалификации и переподготовки имамов и преподавателей медресе на базе Российского исламского университета, - продолжил Гатин, - который с сентября прошлого года начал свою работу. На наш взгляд, со временем он должен стать площадкой для пропаганды в среде мусульманского духовенства региона традиционных исламских  ценностей на основе ханафитского мазхаба", - поделился своими планами начальник Управления Президента Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями .

Ректор РИУ, профессор Рафик Мухаметшин, в свою очередь отметил, что эта встреча для всех очень важна: «К сожалению, система религиозного образования сегодня если и есть, то она еще не вошла в нужное в русло, не сформировалась как система. У нас до сих пор нет концепции, кого мы должны воспитать сегодня? На этот вопрос до сих пор нет четкого ответа».

Ректор РИУ также не обошел стороной вопрос адаптации к российским реалиям выпускников зарубежных вузов: «У нас обычно все сводится к проверке акыйды такого специалиста. Но дело не только в этом. Необходимо, чтобы он был полностью адаптирован к нашим реалиям. Если он специалист по комментированию Корана, то он, помимо классических тафсиров, должен знать и наши, такие, к примеру, как тафсиры Курсави, Нугмани, Хамиди и др. 

Рафик Мухаметшин рассказал собравшимся о новом проекте по дистанционному обучению, который в ближайшие время запускается в РИУ и призвал преподавателей медресе воспользоваться этой уникальной возможностью, в том числе и для повышения своей квалификации. 

«Сегодня мы должны выстроить систему религиозного образования, - подчеркнул ректор РИУ. - Мы должны воспитать адекватных специалистов, основывающихся на ханафитском мазхабе, и в то же время знающие все остальные мазхабы, способные вести проповедническую деятельность. Это наша основная цель», - особо подчеркнул Мухаметшин.

Далее с докладами по методике преподавания классических религиозных дисциплин выступили преподаватели Российского исламского университета, КФУ и некоторых медресе республики. В частности, первый заместитель муфтия Татарстана, кандидат исторических наук, доцент кафедры исламского вероучения РИУ Абдулла Адыгамов рассказал присутствующим об актуальных вопросах преподавания исламского вероучения в мусульманских учебных заведениях; член Совета улемов РТ, кандидат исторических наук, доцент кафедры исламского вероучения РИУ Саид Шагавиев остановился на важности и особенностях преподавания дисциплины «Религиозные течения и группы в исламе» в мусульманских учебных заведениях; председатель Совета улемов, проректор по научной работе РИУ Рустам Батров обратил внимание на механизмы конфессиональной аккредитации как инструмента развития среднего профессионального религиозного образования в РТ, и т.д. и т.п.

В ходе совещания было принято решение произвести унификацию документов об образовании, выдаваемые религиозными учебными заведениями, а также произвести дифференциацию специальностей и дипломов.

По итогам работы совещания была принята соответствующая резолюция. 

Исламский портал

Фото: Пресс-служба ДУМ РТ


Возврат к списку


Терек Болгар, 05.04.2012 18:47:37
Сохранение генофонда национальных культур -
сверхзадача всего человечества.
Такой постулат когда-то выдвинул Римский клуб.
Сохранение, а не противопоставление.

Дашизм - попытка ворваться в чужую обитель,
храм или монастырь со своим уставом
на "золотом тельце".

ДАШИЗМ не ПРОЙДЕТ!

Вероломство и наглость
не спутники истинного художника,
они табуированы в культуре веками.

Художник сканирует Время,
ремесленник денежные знаки.
(обсуждение на форуме)