Исламские новости
Новые раскольники
На днях стало известно, что ряд мусульманских приходов Татарстана планируют создать в Республике новый муфтият. Как известно, с 1992 года единственной мусульманской организацией объединяющей все исламские приходы в регионе является Духовное управление мусульман Республики Татарстан. На сегодняшний день в его состав входят более 1100 приходов, 10 мусульманских учебных заведений и 45 мухтасибатов.
Конечно, в соответствии закону возможность для организации нового муфтията в Татарстане есть, тем более прецедентов тому в Российской Федерации предостаточно, количество муфтиятов в некоторых регионах доходит до 3-х и даже до 4-х единиц. Однако одной из гордостей Республики последние 20 лет было то, что мусульманам региона удавалось сохранить свое организационное единство. Можно сказать, что это было визитной карточкой Татарстана. Например, в последнем отчете Центра ситуационного анализа (ЦСА) Российской академии наук (возглавляет Евгений Примаков), который называется «Ислам в России: угрозы радикализмами» было специально отмечено, что Татарстан практически единственный регион в стране, где выстроена единая исламская церковная вертикаль: «Жесткая религиозная вертикаль в районах (мухтасибаты), фактически совмещенная с районными администрациями, сложилась только в Татарстане. Причем в некоторых районах мухтасибаты, благодаря личности их руководителей, более авторитетны, чем местные власти».
Совершенно верно отметил в одном из своих последних интервью, данных сайту «Инфо-ислам», ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, что «в исламе вертикаль власти догматически не предусмотрена. Да и не могут все быть в едином мнении. Но, тем не менее, я считаю, что и ДУМ РТ и властные структуры должны быть принципиальными в том, что работа в внутри этой организации должна вестись строго по уставу, где прописано соблюдение ханафитского мазхаба». Конечно, суть самой исламской религии не совсем совместимо с институтом духовенства в нынешнем его виде и поэтому заставить всех существовать под одним знаменателем сложно. Однако юридически существует определенный порядок функционирования Духовного управления мусульман Республики Татарстан, положения которого изложены в Уставе ДУМ РТ. Так вот в соответствии с этим Уставом именно ханафитский мазхаб является основой функционирования Духовного управления мусульман Татарстана. И все последние попытки руководства ДУМ РТ привести деятельность своих подразделений (медресе и мечетей) в соответствию Уставу совершенно четко оправданы. Это нужно сразу обозначить, чтобы не было недопонимания.
Теперь к вопросу о втором муфтияте в Татарстане. Какие истинные причины в необходимости создания новой религиозной структуры? Тут можно гадать. Возможно, дело в нежелании мириться с новой политикой руководства ДУМ РТ со стороны салафитствующей части уммы. Или же причина в каких-то личных неприязнях и неприятии методов и методологии работы татарстанского муфтията. Этот вопрос необходимо задать тем, кто решился на оформление раскола в публичной официальной плоскости, через попытку создания параллельной централизованной структуры.
Здесь важно другое – раскол внутри татарстанской уммы может поставить окончательный крест на идее всероссийского объединения российский мусульман. Можно сказать, что единый муфтият в Татарстане это модель для подобного объединения на федеральном уровне. Структура Духовного управления мусульман могла бы стать примером для будущего единого всероссийского муфтията. Кроме того, на фоне того, что в Российской Федерации существует сразу 2 «татарских» мусульманских центра – ЦДУМ и СМР, раскол в Татарстане, как принято говорить на исторической родине татар, будет выглядеть как идейный крах татарского мусульманского единства.
Татарстанский административный монолит в последние месяцы подвергается серьезному испытанию. Это мы наблюдали на примере вопиющего преступления в ОП «Дальний» с последующей отставкой министра МВД Асгата Сафарова, на примере провокаций в отношении преподавания татарского языка в школах Республики, а теперь неурядицы и в исламской сфере обострились до предела.
Сама идея создания в Татарстане нового муфтията это удар по репутации Республики и козырь в руки тех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в регионе. Видимо не всем нравится слишком мирная и спокойная обстановка в религиозной сфере Татарстана, ставшая ее визитной карточкой.
Совершенно очевидно и ясно, что «худой мир лучше доброй войны», поэтому большим достижением до нынешнего дня является то, что ДУМ РТ остался единой организацией. Более того, всем наиболее авторитетным мусульманским силам Татарстана необходимо искать способы объединения вокруг татарстанского муфтията. Хуже фитны в данной ситуации ничего быть не может. Другого пути просто нет.
Guest, 14.04.2012 13:40:57 | ||
да ну не было |
Бат..ха, 13.04.2012 19:59:31 |
А еще год тому назад такой проблемы в Татарстане вообще небыло, вот и делайте вывод кто до такого довел.
|
Guest, 13.04.2012 19:20:21 |
как всегда - мы создадим то чего раньге не было чтобы было ... как будто последнии несколько сот лет прям подругому было
|
Guest, 12.04.2012 22:29:27 | ||
А какие мечети захвачены ваххабитами???? подскажите что бы туда не ходить и стать ваххабитам. а то я начинающий |
Guest, 12.04.2012 20:42:36 |
Что же все молчали при муфтии Гусмане Исхакове? И Файзов молчал будучи замом муфтия. Все, чем пользуется сегодня муфтий Файзов, делалось предыдущими муфтиями. А, Файзов, так разделил мусульман Татарстана, что еще долго собирать после него придется всех вместе, и то ли еще будет. Легко всех во всем обвинять, и ничего не делать реально. Татарстанский муфтият скатился в глубокую яму и не пользуется былым авторитетом. Если раньше ДУМ РТ был путеводной звездой для мусульман России, то сегодня это, так обычная структура, как и все.
|
ILDAR_IBN_kEMAL, 12.04.2012 16:57:51 |
В этом деле больше всего обидно то, что нормальные мусульмане вынуждены будут избегать посещения захваченных вахабитами мечетей. И мечетей станет де факто меньше, так как вахабиты все превращают в гыйбатхану. Но как говорится в Коране "нет принуждения в религии". Но может быть все к лучшему, так как конкурентная среда позволит иншАллах некоторым людям раскрыть потенциал в поклонении Всевышнему. Аминь.
|