Исламские новости

Новые раскольники 12 Апреля 2012

Новые раскольники

На днях стало известно, что ряд мусульманских приходов Татарстана планируют создать в Республике новый муфтият. Как известно, с 1992 года единственной мусульманской организацией объединяющей все исламские приходы в регионе является Духовное управление мусульман Республики Татарстан. На сегодняшний день в его состав входят более 1100 приходов, 10 мусульманских учебных заведений и 45 мухтасибатов.

Конечно, в соответствии закону возможность для организации нового муфтията в Татарстане есть, тем более прецедентов тому в Российской Федерации предостаточно, количество муфтиятов в некоторых регионах доходит до 3-х и даже до 4-х единиц. Однако одной из гордостей Республики последние 20 лет было то, что мусульманам региона удавалось сохранить свое организационное единство. Можно сказать, что это было визитной карточкой Татарстана. Например, в последнем отчете Центра ситуационного анализа (ЦСА) Российской академии наук (возглавляет Евгений Примаков), который называется «Ислам в России: угрозы радикализмами» было специально отмечено, что Татарстан практически единственный регион в стране, где выстроена единая исламская церковная вертикаль: «Жесткая религиозная вертикаль в районах (мухтасибаты), фактически совмещенная с районными администрациями, сложилась только в Татарстане. Причем в некоторых районах мухтасибаты, благодаря личности их руководителей, более авторитетны, чем местные власти».

Совершенно верно отметил в одном из своих последних интервью, данных сайту «Инфо-ислам», ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, что «в исламе вертикаль власти догматически не предусмотрена. Да и не могут все быть в едином мнении. Но, тем не менее, я считаю, что и ДУМ РТ и властные структуры должны быть принципиальными в том, что работа в внутри этой организации должна вестись строго по уставу, где прописано соблюдение ханафитского мазхаба». Конечно, суть самой исламской религии не совсем совместимо с институтом духовенства в нынешнем его виде и поэтому заставить всех существовать под одним знаменателем сложно. Однако юридически существует определенный порядок функционирования Духовного управления мусульман Республики Татарстан, положения которого изложены в Уставе ДУМ РТ. Так вот в соответствии с этим Уставом именно ханафитский мазхаб является основой функционирования Духовного управления мусульман Татарстана. И все последние попытки руководства ДУМ РТ привести деятельность своих подразделений (медресе и мечетей) в соответствию Уставу совершенно четко оправданы. Это нужно сразу обозначить, чтобы не было недопонимания.

Теперь к вопросу о втором муфтияте в Татарстане. Какие истинные причины в необходимости создания новой религиозной структуры? Тут можно гадать. Возможно, дело в нежелании мириться с новой политикой руководства ДУМ РТ со стороны салафитствующей части уммы. Или же причина в каких-то личных неприязнях и неприятии методов и методологии работы татарстанского муфтията. Этот вопрос необходимо задать тем, кто решился на оформление раскола в публичной официальной плоскости, через попытку создания параллельной централизованной структуры.

Здесь важно другое – раскол внутри татарстанской уммы может поставить окончательный крест на идее всероссийского объединения российский мусульман. Можно сказать, что единый муфтият в Татарстане это модель для подобного объединения на федеральном уровне. Структура Духовного управления мусульман могла бы стать примером для будущего единого всероссийского муфтията. Кроме того, на фоне того, что в Российской Федерации существует сразу 2 «татарских» мусульманских центра – ЦДУМ и СМР, раскол в Татарстане, как принято говорить на исторической родине татар, будет выглядеть как идейный крах татарского мусульманского единства.

Татарстанский административный монолит в последние месяцы подвергается серьезному испытанию. Это мы наблюдали на примере вопиющего преступления в ОП «Дальний» с последующей отставкой министра МВД Асгата Сафарова, на примере провокаций в отношении преподавания татарского языка в школах Республики, а теперь неурядицы и в исламской сфере обострились до предела.

Сама идея создания в Татарстане нового муфтията это удар по репутации Республики и козырь в руки тех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в регионе. Видимо не всем нравится слишком мирная и спокойная обстановка в религиозной сфере Татарстана, ставшая ее визитной карточкой. 

Совершенно очевидно и ясно, что «худой мир лучше доброй войны», поэтому большим достижением до нынешнего дня является то, что ДУМ РТ остался единой организацией. Более того, всем наиболее авторитетным мусульманским силам Татарстана необходимо искать способы объединения вокруг татарстанского муфтията. Хуже фитны в данной ситуации ничего быть не может. Другого пути просто нет.

 

 Данис ГАРАЕВ


Возврат к списку


Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Guest_1, 12.04.2012 16:11:39
)))) И в чем же заключалась политика прежнего муфтия Гусмана? Сотрудничать с салафитами и позволять им разводить фундаменталистскую заразу? А еще издавать в большом количестве ваххабитскую литературу, ставить под ней свою подпись? Или в том, чтобы набрать под завязку фундаменталистских арабских преподов в РИУ? Хороша политика - нечего сказать! Мы наверно ему за это еще и спасибо должны сказать? ))))
Imam, 12.04.2012 16:10:44
В сегодняшнее нелегкое время, время смуты и неопределенности, у некоторых из экс-представителей духовенства, воображающих себя мессиями, из-за отсутствия элементарных норм поведения и воспитания, из-за вырывающихся на дневной свет комплексов неполноценности развилась мания величия.
Они привыкли делать заявления от всей мусульманской общественности и беспредельно распоряжаться огромными финансовыми средствами, выделенными не для постройки коттеджей и покупки дорогих иномарок, а для развития исламской уммы.
Они присвоили себе сыфаты Аллаха, считая, что результаты широкомасштабной общественной работы, осуществленной уммой на протяжении более 20 лет, это прямой результат их деяний. Одурманенные невероятно огромным количеством иностранной валюты, опьяненные тщеславием, они перестали трезво оценивать повседневную реальность.
Сегодня они пребывают в крайне беспокойном состоянии, их мучает агония потери незаконно присвоенного имущества, и мы видим, как в страхе потерять былое величие здравый рассудок покидает их, и они начинают импульсивно преступать пределы дозволенного. Спекулируя исламскими ценностями, организуя фитну, они ставят под удар не только всю преждепроделанную работу, но и репутацию всей мусульманской уммы.
Необходимо отметить, что это низкая подлость - злоупотребляя своим авторитетом, подставлять мусульманскую молодежь. Как и ранее, вводя молодые умы в заблуждение, они отрабатывали миссионерские деньги, так и теперь они пытаются играть судьбами ни в чем не повинных мусульман, лишь бы сохранить свои источники дохода. Этим они покусились на чистоту ислама, на оплот будущего уммы - мусульманскую молодежь, и совершили чудовищное преступление.
В свое время, попрекая действующих имамов, еле-еле сводящих концы с концами, что те якобы зарабатывают за счет поминок и никахов (что, в принципе, является их прямой обязанностью), сами они купались в заморской роскоши, выделенной доверчивыми спонсорами не для их личной выгоды, а для распределения для развития исламской инфраструктуры.
Пришло время уходить, но они не умеют делать это достойно. Вместо того чтобы извиниться перед уммой и уступить дорогу молодым и прогрессивным кадрам, они защищают свои личные интересы и интересы своего клана. Как и тогда, покинув в середине учебного года РИУ с 15 рублями на счету, лишив студентов преподавателей и разделив их по обе стороны баррикад, при этом выставив мусульманскую общественность в негативе перед народом нашей страны, они и сейчас утверждают, что борются за ислам и защищают интересы исламской уммы!
Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!», они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок» (Коран, аль-Бакара, 11)! Как быстро они позабыли вечные истины!
В истории ислама есть один поучительный эпизод. Когда главнокомандующий исламским фронтом Халид ибн Валид кувалдой обрушился на Персию и Византию, одержав одну сокрушительную победу за другой, второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вызвал его в Медину, в то время столицу Исламского халифата. Вернувшийся воин вопрошающе предстал перед имамом правоверных, а Умар сказал: «Ты знаешь, Халид, насколько я люблю тебя ради Аллаха! Но народ начал видеть причину наших побед в тебе, когда как известно, что победа от Аллаха. Я боюсь, что мусульмане, присвоив сыфаты Аллаха тебе, совершат ширк, поэтому с сегодняшнего дня я отстраняю тебя от должности главнокомандующего!». Халид не стал сотрясать стены и оправдываться, перечисляя свои заслуги перед Исламом, а лишь подчинился требованию главы государства и стал обычным рядовым воином! Как не хватает нам нравственности прежнего поколения мусульман!
Guest, 12.04.2012 16:06:24
да не муфтият, а вакф!

не надо вводить людей в заблуждение, Данис!
Guest, 12.04.2012 16:04:12
И создадут и еще приходу все потянуться туда
Guest, 12.04.2012 16:00:00
по моему дни нынешнего муфтията сочтены, а все из-за необдуманного шага с отстранением Рамиля Юнусова! Здесь даже я думаю не Фаизов виновен, а кто-то из его советников, желающих поскорее прибрать к рукам кормушку под названием "Садака мечети Кул Шариф" smile:).

как говорится: "Жадность фраера сгубила" ))

Тасауф - аскетизм, отрешенность от мирских благ, чего не скажешь о муфтияте, у всех дорогущие машины минимум по лимону.

Лучше бы эти деньги раздали бедным преподавателям медресе Татарстана, которых собрали в РИУ и отругали ни за что...

Явно с политикой у нового муфтията проблемы, Гусман хоть и сотрудничал с ваххабитами, но зато он был политик, и Фаизова не увольнял...
Динар, 12.04.2012 15:12:10
Вы только посмотрите на это! Какая-то отдельная группа салафитов пытается запугать и диктовать всем остальным по каким правилам мы все будем жить! Кто им это позволил? Всех их гнать немедленно в пустыню! Пусть там что хотят, то и делают!
Guest_1, 12.04.2012 15:07:19
Да в чем же провал политики нынешнего муфтия? Его избрали-то еще только год назад. И весь этот год ему пришлось потратить на то, чтобы подчищать накопившиеся проблемы!

Не в том ли его провал, что он отказался ублажать требования ваххабистов-салафитов-фундаменталистов и предоставлять им особые привилегии на то, чтобы они беспрепятственно и безнаказанно делали все, что им в голову взбредет?!

Что значит сохранить умму единой?! Она у нас и так едина. Просто есть группа фундаменталистов, которые нынешнего муфтия не признали АПРИОРИ еще с первого дня его избрания! Но их мнение и так никому не интересно! Они всем уже надоели!

Так что нет никакого тупика! Не нужно здесь выдумывать и раздувать ситуацию!
Guest, 12.04.2012 14:47:27
Видать сказать уже нечего. Полный провал политики нового муфтия. При таком огромном административном ресурсе ничего не могут сделать. Это говорит лишь о том, что авторитет ноль. Единственный выход, в данной ситуации, выбрать нового муфтия. Ситуация почти тупиковая. Если, даже, сегодня, продавят всех, то ситуация-то не улучшиться. Одно дело на бумаге о своих достижениях излагать, другое реально смотреть на вещи. Нужно обязательно сохранить единство Уммы в Татарстане, но при нынешнем муфтии это вряд ли удастся сделать.
Guest_1, 12.04.2012 14:20:17
Хорошо поете, Renat. Только вот что скрывается за этими "умными" словами "соблюдать баланс интересов"? Я вот, например, хочу и требую, чтобы все мечети республики были перекрашены в ярко-лиловый цвет, а на всех подоконниках внутри стояли большие кактусы! И пусть только нынешний муфтий попробует не соблюсти баланс моих и прочих интересов! Тогда я открою второй муфтият и он у меня сразу по-другому заговорит!

Это же чистой воды шантаж и попытка смуты! И реакция на него может быть только одна!
Renat, 12.04.2012 14:03:28
Умнее надо быть и гибче! Если муфтий не в состоянии сохранить баланс между представителями разных взглядов внутри Ислама, а соответственно не может сохранить единство уммы и муфтията, то ему следует передать полномочия более грамотному и дальновидному лидеру.
Страницы: Пред. 1 2 3 След.