Исламские новости

3 Июня 2010

«Фаизхановские чтения» в этом году приурочат к юбилею татарского Адама Смита

Сегодня в селе Уразовка Краснооктябрьского района Нижегородской области проходит VII ежегодная научно-практическая конференция «Фаизхановские чтения» на тему  «Комплексные исследования мусульман Волго-Окского региона: история, археология, филология, языкознание, этнография». Как сообщает сайт IslamNN, данная конференция будет посвящена 160-летнему юбилею нижегородского экономиста и просветителя Габдельгалляма Фаизханова (1850-1910).
Габдельгаллям Фаизханов - татарский просветитель, теолог, философ, публицист, автор первой татарской грамматики. Классик татарской экономической теории, которого за широту и общедоступность идей называют татарским Адамом Смитом. Личность и труды Габдельгалляма Фаизханова во многом остались в тени его старшего брата Хусаина. Хусаин Фаизханов – один из выдающихся татарских мусульманских деятелей.  Татарский просветитель, педагог, лингвист, теолог, философ, публицист, идеолог общероссийской гражданственности.  
Хусаин Фаизханов одним из первых татарских просветителей осознал необходимость усвоения современных достижений русской и западноевропейских культур, не отказываясь от мусульманских ценностей. Для реализации этой высокой цели он составил "Школьную реформу", фактически ставшую прообразом татарского новометодного медресе конца XIX века.
Габдельгаллям, окончив Казанский университет, занялся коммерцией, но значительную часть времени уделял науке, и во многом заложил у татар основы экономической теории. В рамках теории великого экономиста Адама Смита, который тоже был глубоко верующим человеком, Г. Фаизханов исходит не только из идеи существования Бога, но и из необходимости для человека приумножать богатства этого мира.
Г.Фаизханов дал определение таким новым для татар и России в целом формам рыночной экономики как кредит, вексель, акционерное предпринимательство, акции, облигации и банковская прибыль. Вторым выдающимся трудом Г. Фаизханова является "Мухаррик аль-афкар" ("Возбудитель мысли"), опубликованный в Казани в 1893 г. Здесь он развивает идеи труда Хусаина "Ислах ал-мадарис" ("Школьная реформа").

Возврат к списку