Исламские новости

Тауфик Ибрагим о суфизме 19 Апреля 2013

Тауфик Ибрагим о суфизме

1. Одна из ранних суфиев, женщина-суфий Рабиа говорила:

"Боже, если я Тебе поклоняюсь, потому что надеюсь на Твой Рай, лиши меня его. Это – поклонение торгаша.

Боже, если я Тебе поклоняюсь, боясь Твоего Ада, ввергни меня в него, потому что это – поклонение раба. Раб не делает ничего, что противоречит воле господина, потому что боится наказания.

Боже, я Тебе поклоняюсь, потому что Ты достоин поклонения, Ты – красив, потому что я люблю Тебя».

Суфизм – это религиозность любви. Ты молишься, потому что находишь наслаждение в молитве. Ты держишь пост, потому что тебе это нравится. Бог – это возлюбленная, ради которой ты готов жертвовать всем.

2. В Исламе есть понятие "Вечная мудрость" (Ал-хикма ал-халида). Это – мудрость от Адама, которую в Исламе называют Светом Мухаммада (Нуру Мухаммад). Она проходит через всех пророков, пронизывает все культуры, все народы. Это – единый поток. Это – свет, созданный Богом, который переходил от одного пророка к другому, от Адама – вплоть до Мухаммада. Это – единый свет, единая душа.

Суфизм – совечен человеческому роду. В этом величие суфизма, так как он чувствует родство со всеми другими культурами, цивилизациями и течениями мысли.

3. У суфиев: не человек – для религии, а религия – для человека. Религия дает тебе свободу для творчества, а не ты должен стать дрожащим рабом религии.

Аллах сказал: "Я был сокрытым сокровищем, и мне было любо быть познанным, и я сотворил мир". Другими словами, можно сказать, что Бог создал мир, исходя из своей любви. Бог – это любовь, которая пронизывает мир. Бог – это красота, которая разлита в мире.

4. В исламе есть понятие "Вахдату-л-вуджуд" ("Единство бытия" или "Единобытие"). Согласно ему, Бог – это некая субстанция, некое единое бытие. В каждой вещи есть частица этой субстанции, этого единобытия.

Для суфиев Бог – это то, что не может быть изречимым (сформулировано) отдельным человеком или даже группой. Свое представление о Боге нельзя противопоставлять представлениям других о Боге. Представление каждого из нас о Боге мы можем сравнить с водой в кувшине. Допустим, все люди – это кувшины разной формы сделанные из стекла разных цветов. Вода же – это Бог. Как известно, вода сама по себе не имеет цвета и формы. Но вода, налитая в кувшин, всегда будет принимать форму и цвет кувшина. Так и каждый человек будет представлять Бога, согласно своему уровню знания и мышления. Но какова вода (Бог) на самом деле, мы до конца никогда не узнаем точно. 

Источник: 1. См. Фильм «Беседы о суфизме с Эдуардом Сагалаевым» в 4-х частях ( Телеканал Психология – 21, интернет)

Краткая справка: Тауфик Ибрагим – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, председатель Российского общества исламоведов.

Подготовил Рафаэль МУХАМЕТДИНОВ, к.и.н.

Исламский портал


Возврат к списку


мурад, 30.04.2013 11:18:52
аттасаввуф-нет сомнений у тех кто практикует его а не обсуждает особенно такие пикантные тонкости
это путь -путь поймите все .к самому себе к своему естеству природе .
и это не вызов и не противоречие кому то. а работа и очень серьезная и точная над собой -и своим внутренним миром о люди .
коментарии о нем не уместны попробуйте а потом скажите что там не для вас . а там нет ничего ни для кого .это путь сугубо индивидуальный между тобой и тем в кого ты пытаешься поверить и уверовать .
Guest, 25.04.2013 19:16:43
"Вахдату-л-вуджуд" ??? И где же, позвольте спросить, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о единстве бытия? Или это из Корана? Тогда прошу привести цитату! Единство бытия это как раз из "сущностей Бога", измышленные кем то из суфиев. Если ошибаюсь, прошу меня поправить и привести доводы.
Умар, 20.04.2013 09:46:24
Аллах посылает человечеству милость и способ познания Себя посредством пророков и аулийа. Отсутствие других путей вытекает из Его же закона.

В таком случае, для познания Аллаха каждому необходимо и обязательно направляться во внутренний мир совершенного человека, в котором проявляется Аллах и который по этой причине наполнен светом и любовью.

Это и есть путь суфия. Те, кто рассматривают этот путь и метод с позиций ширка (придание Аллаху сотоварищей), незаметно для себя приписывают любовь Самости Аллаха и сами совершают ширк. Тогда как ширк - рассматривать нематериальные творения в качестве самого Создателя и продолжать упорствовать в таком мнении.

Совершенный человек - счастливый человек, в сердце которого смотрит Аллах, наполняя его светом. В таком случае направление во внутренний мир совершенного человека - это направление не на его физическое тело, а на Аллаха, проявляющегося (таджалли) в нем. Можно посочувствовать тем, кто лишен счастья быть вместе с такими аулийа.