Исламские новости

Источник сил в любви и сострадании 11 Мая 2013

Источник сил в любви и сострадании

Гульназ Бадретдин — журналист, заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи — девушка с твердой позицией и обостренным чувством социальной справедливости. В интервью журналу «Мусульманка» она рассказала о своей роли в общественном пространстве, женщинах-героях, национальном самосознании, а также о том, как организовать благотворительную ярмарку и сделать дагват при помощи вышивки.

— Гульназ, ты занимаешь достаточно активную социальную позицию. Что тобой движет, прежде всего?

— Я с детства была борцом за справедливость. Учась в школе, я видела несправедливость со стороны преподавателей, которые ставили завышенные оценки своим «любимчикам». Тогда, я могла поднять руку, как Ленин на баррикадах и отчеканить: «Всё, сегодня мы не идем на этот урок». И класс за мной шел.

Когда, после окончания школы я случайно встретила своего преподавателя, она была удивлена, что я поступила на экономический, надеясь, что я стану адвокатом и буду отстаивать права людей.

С другой стороны, Всевышний наделили всех нас равными правами, независимо от национальности и цвета кожи. И когда кто-то одним росчерком пера пытается лишить меня или мой народ этих прав, получается, что этот кто-то возомнил себя наместником Бога на Земле. Меня это очень возмущает. Никто не вправе распоряжаться ни моей судьбой, ни моей жизнью, ни тем более будущим целого народа.

— Что привело тебя в журналистику?

— О журналистике я мечтала еще в школе. Но у меня даже не приняли документы в университет, где был факультет журналистики, объяснив это тем, что я не титульной национальности, тогда мне пришлось поступать в другой вуз.

Среди имеющихся факультетов я выбрала экономический, как раз когда я поступала, набирали студентов на новое направление, и я решила получить более конкретную профессию — профессию бухгалтера. В этой сфере мне удалось добиться немалых успехов.

Переехав в Казань, я начала работать в крупном агропромышленном холдинге на ответственной должности, где в моем подчинении было 56 хозяйств. Но, в какой-то момент ко мне пришло понимание, что работая бухгалтером, я не приношу никакой пользы ни татарскому народу, ни умме, в особенности.

К тому времени я уже начала публиковаться в одной из республиканских газет. Тогда же у меня возникло сильное желание носить хиджаб, но я никак не могла решиться на этот ответственный шаг. И вдруг, мне поступает звонок с предложением о работе журналистом в исламский университет, где обязательным условием является ношение платка.

Я не сомневалась ни минуты, уволилась со своей высокооплачиваемой должности и связала свою жизнь с журналистикой.

— В прошлом году ты была награждена из рук самого президента Татарстана. Расскажи немного о своей общественной деятельности.

— Секрет здесь прост. Нужно просто любить свой народ и стараться на его благо. Я пришла во Всемирный форум татарской молодежи в 2008 году волонтером, за это время у нас побывали разные люди, кто-то приходил с расчетом получить хорошую должность, высокую зарплату, такие люди давно ушли в небытие. Но те, для кого приоритетом было что-то дать своему народу, а не получить от него, добились больших успехов.

Во время работы я никогда не задумалась о потраченном времени, о силах, средствах, для меня важен был результат. И было абсолютно не важно, озвучат ли в итоге мое имя или нет. Кстати, тогда Президент наградил четырех человек, и среди них была лишь одна девушка, и та в платке.

Гульназ_2.jpg

— Каких успехов вы достигли за это время?

— За годы моей работы было сформировано единое информационное поле, в шутку я это называю сетевым маркетингом. Создав базу активистов в регионах, нам стало проще доносить до них цели и задачи форума, обсуждать различные акции. К примеру, именно мы начали акцию против установки статуи «Хранительницы» в Булгаре.

Тогда, благодаря этой налаженной сети, нам буквально за несколько дней удалось собрать около двух тысяч подписей против ее установки.

И уже позже, к акции подключились муфтии, какие-то другие сообщества и известные общественные деятели. Сейчас же мы переходим на новый уровень, работаем над тем, чтобы наладить финансирование деятельности форума на постоянной основе.

Гульназ 5— В татарском этносе отчетливо проявлен такой компонент, как социальная активность женщины. Чем это вызвано?

— Так сложилось исторически. Татарские женщины всегда были социально активны. Взять, к примеру, царицу Казанского Ханства Сююмбике, которая была очень уважаема своим народом.

Еще столетие назад у татар была женщина шариатский судья «казыя» — это вообще впервые во всем исламском мире. За успехами многих известных личностей современности стоят татарские женщины.

К примеру, женой и самым близким соратником Исмаила Гаспринского была наша татарка Зухра Акчурина, мама Чингиза Айтматова — татарка, мама губернатора Кемеровской области также была татаркой, жена нынешнего президента Кыргызстана — татарка, и этот список можно еще продолжать и продолжать.

Всем известный общественный деятель Альмира Адиатуллина добилась для всех мусульманок страны разрешения фотографироваться на паспорт в платке.

Именно по совету своей жены Сузге-бике хан Сибирского ханства Кучум вызвал из Средней Азии в Сибирь более трехсот проповедников для распространения среди жителей Сибири Ислам.

Существуют легенды о татарских девушках-героях, которые выходили на защиту своей родной земли наравне с мужчинами. Все эти легенды естественно возникли не на пустом месте.

Есть еще такой феномен, как «абыстай» (жена муллы, имама), присущий исключительно татарскому народу. Если мулла занимался распространением знаний среди мужчин, то его жена преподавала женщинам.

В годы советского атеизма, когда были истреблены практически все имамы мечетей, многие мужчины погибали на войнах, роль муллы в татарских деревнях взяла на себя женщина.

Мой прадед был муллой и его младшую дочь все знали как «абыстай», она читала Коран, давала детям мусульманские имена.

— Как ты считаешь, подобный героизм должен быть присущ каждой женщине? Или это единичные случаи, которые приходятся раз на сто лет?

— Героизм каждой женщины может быть проявлен в разных сферах. И имея семью, можно быть социально активной, приносить пользу обществу. К примеру, та моя бабушка-абыстай вырастила пятерых приемных детей, при этом не отступила от своих обязанностей.

— Сейчас, особенно в западном обществе, наблюдается активный процесс перераспределения гендерных ролей. Кто, на твой взгляд, был зачинателем — женщины стали слишком сильными, поэтому мужчины сдали доминирующие позиции, или наоборот?

— Это сложный вопрос. Недавно я прочла статью, где приводятся исследования ученых о том, что в организме женщин увеличился мужской гормон, а в мужском, наоборот, женский.

Нашему народу, в принципе никогда не был присущ феминизм, кем бы женщина ни была, каких высот бы она ни достигла, семья для нее на первом месте. А ее социальная активность, стойкость и мужество обусловлены, наверное, тем, что для татарской женщины ее народ, как ребенок, о котором она не может не заботиться, о котором всегда болит ее сердце.

На этот счет есть замечательный пример самоотверженности женщины, сыновья которой погибли на фронте. Когда ей пришло известие, что на фронт забирают и ее последнего, младшего сына, она босая, пешком дошла до императрицы и сумела добиться аудиенции. Именно в любви и чувстве сострадания женщина может найти неисчерпаемый источник сил.

— Хиджаб — это тоже подвиг?

— Как-то, в разговоре с одним имамом, мы затронули тему того, как переломить сложившуюся ситуацию в обществе, что мы, женщины, можем сделать на благо распространения религии.

Он ответил следующее — «девушкам делать-то особо и не нужно ничего, она надела платок, вышла на улицу и тем самым уже совершает призыв к Исламу».

Несомненно, мусульманки — это лицо уммы, глядя на которых, могут сделать выводы о религии в целом. Мусульманка должна быть красивой, в рамках шариата. Она не должна быть оторвана от общества, не имеет права замыкаться в себе. Хотя зачастую так и происходит.

Есть категория людей, которые ловко бравируют хадисами о том, что женщина не имеет права выходить из дома и быть общественно активной. Но стоит вспомнить Айшу (ас), которая по памяти передала большую часть хадисов Пророка (сас). Или Хадиджу (ас), которая жертвовала своим имуществом на благо Ислама. Фатиму (ас), самоотверженно защищающую честь своей семьи.

Мусульмане часто жалуются на притеснения со стороны общества. Да, безусловно, есть ряд внешних факторов, на которые мы не можем повлиять, однако многое зависит от нас самих.

Мы должны сами прилагать максимум усилий, чтобы со стороны общества к нам не возникало никаких претензий.

К примеру, если ты будешь незаменимым специалистом, то у тебя не возникнет проблем с работодателем из-за хиджаба.

Нужно стать таким членом общества, в котором люди будут нуждаться.

_3_6167adc87010e96abbee6177fa538318.jpg

— Чего, по-твоему, не хватает сегодня нашей умме, какие упущения ты видишь?

— Корень всех проблем я вижу в одном — наши мусульмане пока что очень амбициозны. Даже занимаясь религиозными делами, человек не всегда делает это от чистого сердца, во имя довольства Всевышнего. Личные интересы иногда превалируют.

К примеру, у нас в России не один муфтий, а около сотни (!) по всей стране. От чего это происходит? От того, что каждый хочет быть муфтием, никто не хочет уступать. Такого быть не должно, когда ты служишь умме, личное эго должно уходить на последний план.

— Кроме активной общественной деятельности и основной работы, ты занимаешься рукоделием. Недавно вы организовали благотворительную ярмарку, в ближайшее время собираетесь провести еще одну. Поделись впечатлениями.

— Рукоделием я занимаюсь с самого раннего детства и не вижу в этом ничего особенного. Моя мама, и все мои бабушки всегда шили, вязали и вышивали.

У татар существует пословица — «Даже если ты будешь владеть 77 видами ремесла, этого все равно будет недостаточно». А что касается ярмарки. У одной нашей знакомой заболел ребенок, на лечение требовалась крупная сумма денег. Мы начали думать, где их достать.

Понимая, что в нашем обществе пока что не очень широко развита культура безвозмездной помощи незнакомым людям, появилась идея организовать ярмарку hand made товаров. Благо, среди моего окружения оказалось немало рукодельниц. На мое удивление откликнулось большое количество неравнодушных людей. В итоге нам удалось собрать около двадцати тысяч рублей.

539495_4526668201833_814924607_n.jpg

Для ярмарки я вышила три шамаиля и одну картину, а мой вязаный шарф даже на прилавок не попал, сразу нашел своего хозяина. Вот, кстати, еще один пример, что занимаясь любым делом, можно приносить пользу обществу — с одним моим вышитым шамаилем вышел забавный случай.

Знакомая готовилась к межнациональному конкурсу, и не успевала подготовить творческое задание. Тогда я послала ей свой шамаиль, с вышитыми строками из Корана «Аль-Ауваль» (Первый, Единственный, Бог, не имеющий начала и конца). В итоге, она выиграла гран-при. Во-первых, она со сцены озвучила этот айят и рассказала о его смысле, и уже после конкурса к ней подходили люди, интересуясь тем, что там написано и даже просили продать. Причем, это был абсолютно немусульманский регион. Получился такой вот своего рода дагват.

534023_581800355163842_858702912_n.jpg

— Что бы ты хотела пожелать мусульманкам?

— Прежде всего, я хочу пожелать нам, мусульманкам, не терять своего лица, своей культуры. Не нужно поддаваться внешним влияниям.

Всё что мы сегодня носим, в основном пришло к нам из Турции или с арабского Востока. А вместе с одеждой порой перенимаем и образ жизни, и традиции этих народов. Хотя существует чудеснейшая палитра народов мусульман России, которые сохранили свою самобытность, этнические черты.

Под этим пожеланием я, конечно, имею в виду и жизненную, интеллектуальную позицию. Мы должны стать такими членами общества, чтобы глядя на мусульманку, людям хотелось больше узнавать об Исламе, о его прекрасных, справедливых законах.

Беседовала Ксения Сафиуллина,

специально для журнала «Мусульманка»

www.musulmanka.ru

Фото: Аида Сайдаш, Ринат Гарифуллин, Мариям Мекерова, Гузель Низамова


Возврат к списку