Исламские новости

Увидеть мечеть и умереть 13 Июня 2013

Увидеть мечеть и умереть

Встретить человека, который хотя бы раз в жизни мечтал увидеть Париж, не так сложно. Фраза "Увидеть Париж и умереть" уже давно стала более чем крылатой. А вот доводилось ли вам встречать человека, который хотя бы раз в жизни, прежде чем умереть, мечтал увидеть настоящую мечеть? Об одной такой женщине, а так же о том, как живут татары, мусульмане в Бурятии, и почему шаман отправляет бурят в мечеть, нам рассказал наш сегодняшний собеседник – имам Соборной мечети Улан-Удэ Айрат хазрат Гизатуллин.

Айрат хазрат, для начала расскажите о себе, о том, как вы попали в Бурятию?

Я родился в татарской деревне в Удмуртии. В 1931 году жители этой деревни переехали туда из Балтасинского района Республики Татарстан. После окончания девятилетней школы в деревне, я продолжил обучение в средней школе районного центра Кизнер. После окончания школы поступил в Российский исламский университет в Казани на факультет Коранистики по направлению толкование Корана и арабский язык.

Когда моя учеба подходила к концу, в университет пришло приглашение из Бурятии. Вернее два приглашение – одно из Улан-Удэ, второе из Киева. Декан факультета предложил мне рассмотреть эти варианты. Заграницу уезжать я не хотел, поэтому Украина отпала сразу. А насчет Бурятии я посоветовался с родителями, они сказали: конечно, езжай, и я дал свое согласие.

В каком году это было?

В 2010 году, сразу же после окончания университета.

Не страшно было уезжать так далеко, в незнакомые места, где нет родных и близких?

Нет. Тем более, что полученные знания необходимо реализовывать и не важно где – в Бурятии ли, в Казани ли. Территория для меня не принципиальна. И вообще здесь есть татары, мусульмане.

Однако, есть одна проблема – татары Бурятии боятся общаться друг с другом. В Бурятии около десяти тысяч татар, в Улан-Удэ около шести. Однако они не знают ничего ни друг о друге, ни друг друга.

Например, приходит в мечеть человек, я спрашиваю у него, вы знаете что-нибудь о местных татарах (есть они тут или нет, где проживают, чем занимаются)? Он отвечает: Нет. На следующий день приходит другой человек, тоже татарин, и выясняется, что они соседи.

Какие-нибудь попытки по объединению татар предпринимаете?

Предпринимаем. Стараемся работать вместе с автономией татар. Открыли курсы по изучению татарского языка, проводим Сабантуи. Есть понимание с обеих сторон, что только работая вместе, можно придти к положительным результатам.

Как проник Ислам в Бурятию?

Ислам проник в Бурятию еще в VI веке с татарскими торговцами. В Улан-Удэ была целая татарская улица, где располагались торговые ряды. Было татарское кладбище, но его уже давно сравняли с землей. В XVIII-XIX веках после прохождения заключения в Нерчинской каторге, татары были направлены на поселение в Бурятию. И если в 1870 году на всю Бурятию было всего два мусульманина, то уже через 46 лет их численность возросла до 1377 человек. В 1904 году в Улан-Удэ насчитывалось 19 татарских семей и несмотря на то, что для того, чтобы открыть мечеть, необходимо было наличие 200 семей, тем не менее государство дало разрешение на строительство мечети. Но с одним условием – что мусульмане не будут вести пропаганду (дагват) своей религии. В 1907 году был выделен участок в районе современного Проспекта Победы в самом центре города. Тут же в 1909 году открыли школу. Первый имам мечети в Улан-Удэ также прибыл из Казани. В 1939 году под предлогом того, что мусульмане не могут самостоятельно содержать мечеть, коммунисты ее отобрали и сожгли.

Кроме этой мечети, в 1923 году в населенных пунктах, где компактно проживали татары, на территории всей нынешней республики насчитывалось еще пять мечетей. Все они также к концу 30-х годов были закрыты.

С тех самых пор до 1990-х годов в Улан-Удэ не было ни мечети, ни общин. Мусульмане собирались и молились в различных квартирах, на рынках, в различных помещениях на рынках и лишь в 2000 году официально зарегистрировали свою общину. Через семь лет они получили участок и разрешение на строительство мечети. Таким образом, новую мечеть начали строить в 2008 году, в 2010 ее основное здание уже было готово.

Представители каких народов составляют основную часть прихожан мечети?

Всего около пятнадцати национальностей: уйгуры, татары, буряты, русские, афганцы и многие другие.

Буряты принимают ислам?

Да, среди прихожан нашей мечети есть шесть мужчин и около десяти женщин, принявших ислам.

Что их толкает на данный шаг?

Женщины выходят замуж за мусульман. А мужчины приходят в ислам в ходе духовных поисков.

Для бурятов не существует никаких преград в этом плане. Утром они могут сходить в дацан, днем – в церковь, а вечером придти в мечеть. К примеру, они идут к шаману, шаман им говорит, у вас в седьмом поколении были татары, вы за них не помолились, они на вас обижены, поэтому у вас все так плохо. Сначала для меня это было странно, но потом я привык к тому, что хотя бы раз в неделю кто-нибудь придет ко мне в мечеть от шамана. Даже из Иркутска однажды приехали.

Но там же есть своя мечеть?

Приехала бурятка со своей сестрой и сыном. Я спрашиваю, с какой целью приехали. Оказывается, у ее мужа были предки татары, они пришли к шаману за помощью, т.к. муж сильно пьет. Шаман им сказал: Нужно вам поехать в Улан-Удэ, там имам сильнее и вам нужно именно к нему.

А есть такие случаи, когда, придя по наводке шамана в мечеть, буряты принимают ислам?

Таких конкретных примеров назвать не могу, но потом они сами уже начинают приходить в мечеть, без подсказки шамана.

Какие видишь пути в объединении и сохранении татар?

Татарскую молодежь объединить только на основании языка, невозможно. Нужно трезво смотреть на вещи, в Бурятии нет абсолютно никакого применения татарскому языку, поэтому молодежь не видит необходимости в его изучении. Зачем, задается она вопросом. Чтобы читать книги на татарском языке? 

Я сам уже три года преподаю татарский язык. На следующий же день после приезда в Бурятию, я встретился с председателем национально-культурной автономии татар Сажидой Баталовой, там же мы решили организовать курсы по татарскому языку и создать молодежное движение "Тамырлар", которое действует до сих пор. Провели ряд мероприятий для молодежи. Сначала на курсах по изучения татарскому языку было больше народу, всем было интересно, однако этот интерес быстро пропал. Просто изучать язык им скучно, поэтому нам необходимо было придумать нечто, что бы их заинтересовало. Основная проблема – нехватка кадров, активной молодежи. К примеру, молодежную татарскую организацию возглавляет русская девушка Виолетта Кондратьева, она учит татарский язык, пишет докторскую диссертацию о татарах Бурятии.

Татары Бурятии боятся быть активными. Видимо, это у них в крови, какая-то память на генетическом уровне. Там ведь все ссыльные. У них у всех отпечаталось в памяти, что их унижали, забивали. Голодные времена также еще никто не забыл.

Татары в Бурятии практически не общаются друг с другом. К примеру, одна наша активистка Альфия, первые увидела живого татарина, кроме своих родных, конечно же, в возрасте 23 лет! Когда мы начали проводить свои первые мероприятия.

Проблема смешанных браков актуальна у вас?

Очень актуальна. 80% браков – это смешанные семьи. К сожалению. Но куда деваться.

Какие все-таки есть пути выхода из сложившейся ситуации?

Просвещать, заинтересовывать. Необходимо создать такие условия, чтобы молодежь пришла в мечеть не просто помолиться, а заинтересовать их, привлечь. Потом уже удержать. К примеру, сейчас мы поставили теннисный стол, хотим разбить вокруг мечети садик, поставить беседку и скамейки. Мечеть у нас находится на возвышенности, откуда открывается красивый вид на город. Необходимо сделать так, чтобы люди не боялись приходить в мечеть.

Чем больше люди узнают о нас, тем больше приходят. О нас еще мало кто знает, мы ведь начали работать совсем недавно.

После того как меня в первый раз показали по телевизору, пошла волна. Начали приезжать татары из деревень, из других городов. Одна престарелая женщина в возрасте 83 лет вообще приехала из деревни Кяхтинского района за 300 километров от Улан-Удэ. Она услышала, что здесь открылась мечеть и, прежде чем умереть, захотела увидеть настоящую мечеть. Приехала специально для этого.

До этого она ни разу не видела мечеть?

Нет. Когда она с родителями приехала в Бурятию, ей было всего три года. Всю жизнь прожила в этой деревне и никогда не видела мечеть.

Как местное население относится к мусульманам?

В Интернете можно встретить негативные отзывы. Но при живом общении никакого негатива и проблем нет. Каждую весну к нам приходят студенты из Бурятского государственного университета, из Академии культуры, Педагогического университета. Я читаю им лекции. Иногда меня приглашают в университеты, читаю лекции студентам исторических факультетов. Участвую в работе различных круглых столов. Бурятия у нас позиөионируется как многоконфессиональная республика, здесь пропагандируются идеи толерантности.

Какие планы на будущее?

В этом году планируем достроить мечеть, потом будет думать о том, чтобы открыть детский сад.

Мечеть у нас вмещает семьсот человек и по пятницам она наполняется практически полностью. Без женщин. Поэтому, для женщин у нас выделен отдельный день – это воскресенье. Для них я веду занятия, в том числе и на татарском языке.

P.S. На сегодняшний день Айрат хазрат Гизатуллин получает второе высшее образование на факультете психологии Иркутского государственного университета (по заочной форме обучения). И даже здесь, приезжая на один месяц на сессию в Иркутск, он не оставляет свою религиозную деятельность. На протяжении месяца, что длится сессия, он проводит лекции по основам ислама для татарской молодежи Иркутска. На его лекции с большим удовольствием ходит как молодежь, так и взрослые, как татары, так и русские, и буряты, принявшие ислам.

Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН


Возврат к списку