Исламские новости

Религия и политика 16 Августа 2013

Религия и политика

В традиционных обществах религия обязательно в той или иной степени была связана с политикой. Или священнослужители, взяв в руки бразды правления, заставляли работать политический механизм на себя, или правители, ища поддержку священнослужителей, старались  обрести «священную» причину легитимности своей власти. Согласно синтоизму, традиционной религии Японии, на высшей ступени должен находиться император, потому что он – «Сын солнца», это делает его священным лицом и легализирует его власть. В Древней Индии высшей кастой считалась каста священнослужителей, сотворенных, как верили, из головы Брахмы, именно они были правящим классом. Воины, торговцы, крестьяне и ремесленники находились в иных частях тела божества. Парии же не обладали никакой священностью, ибо были сотворены не из тела Брахмы. Согласно верованию, распространенному в Сасанидском Иране, в жилах шаханшаха течет «божественная кровь», римские императоры и египетские фараоны приписывали себе божественность и т.п.

Существующая в современном мире проблема противостояния религии и политики является плодом пережитого Западом трагического опыта. И сегодня проблемы, пережитые государствами Европы, предстают и перед нами, будто бы и мы имели такие же. Во всем мире вне Запада правители обязательно искали поддержку в религии и священном статусе. Во времена господства христианства под влиянием католичества короли и императоры обосновывали свою легитимность тем, что в их руках находится один из «двух мечей», дарованных Папе для защиты христианства. Папа держит в руках один меч, а второй вручает мирской власти, поэтому государство должно подчиняться церкви и классу священнослужителей.

По нашему мнению, Ислам впервые в истории, абстрагировав власть и правителей от их священного статуса, утвердил в качестве основы власти принцип предложения (иджаб) и принятия (кабуль), т.е. согласие. Пророк Мухаммад (с.а.в.) был исключением, он исполнял миссию, возложенную на него Аллахом. При божественном покровительстве он показывал, как воплощать откровение в жизнь. После того, как наш Пророк (с.а.в.) покинул этот мир, в результате выборов к власти пришел Абу Бакр (р.а.), но он стал халифом только после присяги (биат).  Хотя в первое время его называли «наместником (халифой) Аллаха», он, возражая, говорил: «Я не наместник (халифа) Аллаха, а наместник Посланника Аллаха». Умар (р.а.) стал «наместником наместника Посланника Аллаха». Так как такой титул трудно произносить, правителей стали называть халифами, имамами или амирами. То, что глава государства характеризовался как «пришедший после Пророка правитель» стало препятствием для формирования теократии в исламских государствах. К сожалению, после Муавии правители из династии омейядов, переняв византийскую традицию, стали именоваться  «султанами, тенью Бога на земле». Османские падишахи, не видя в этом вреда, переняли этот титул, именуясь «Зуллюллах филь-ард» («Тень Аллаха на земле»).

Следует отметить и то, что метод народных выборов – а все четыре праведных халифа пришли к власти именно таким путем – хотя и был действенным препятствием для создания теократии, он не секуляризировал власть и не заявлял о том, что политическая область должна быть исключительно «секулярной». Да, правители должны избираться по воле народа, с правителями надо заключать политико-правовое соглашение в форме присяги (биат), но источник, к которому апеллируют власть и закон, а также нормы самого соглашения (биат) не должны вступать в противоречие с явными канонами Ислама. С этой точки зрения можно утверждать, что в Исламе суть власти и истинный ее характер – «опора на желания Аллаха и волю народа».

Одно высказывание из Евангелия является ключом к истории христианских народов: «Богу богово, а кесарю кесарево». Если где-то «Бог» властвовал над кесарем, там государство было привязано к Церкви, это называется «теократией». Если же где-то кесарь властвовал над «Богом», там Церковь оказывалась привязанной к государству, это называется «византизмом». Если где-то «Бог» и кесарь отделялись друг от друга, там религия/Церковь отделялись от государства. Это называется «светской моделью».

Сегодня отделение религии от государства обосновывают двумя принципами. Первый заключается в господстве светскости, а второй опирается на высказывании «Прибегаем к Аллаху от шайтана и политики». Собственно, критику этого мы уже рассматривали в своей предыдущей публикации.

Али Булач

Источник: http://www.timeturk.com/tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку