Исламские новости

Значение тасаввуфа 11 Октября 2013

Значение тасаввуфа

Тасаввуф – это образ религиозной жизни и мысли, выводящий на первый план духовное измерение. Тасаввуф – это «воспитание в сердце в полном смысле веры в Аллаха», постижение в истинном смысле того, что Он является единственным создателем всего, единственным владыкой и правителем. Это означает, преисполнившись мыслями о том, что каждый человек нуждается в Аллахе, а Аллах не нуждается ни в чем, и все происходит по предопределению, каждый миг уповать на Аллаха. А «упование на Аллаха» возможно только если, боясь Аллаха, любить Его больше всего и всех. Человек, который в истинном смысле уповает на Всевышнего, берет себе в друзья и покровители (вали) только Аллаха. Он знает, что все события, которые случаются с ним на протяжении жизни, случаются под контролем Аллаха, и в каждом из них заложен особый смысл. Поэтому такой человек в любых обстоятельствах никогда не отказывается от покорности Всевышнему. Тасаввуф, который берет свои основные принципы из Корана и из жизни нашего Пророка Мухаммада (с.а.в.), развиваясь на протяжении всей истории, продолжает успешно существовать и на сегодняшний день.


Тасуввуфу дают самые разные определения, но сами его приверженцы разъясняют суть его в одном предложении: «Тасаввуф можно узнать, попробовав». Хазрат ДжунайдБагдади дает такое определение: «Тасаввуф – это когда Аллах убивает тебя для тебя ивоскрешает тебя вместе с Собой».


Согласно Абу Бакру Шибли, тасаввуф – это «взаимная дружба и любовь. Это, лишенное всех забот пребывание с Аллахом». Газали же говорит, что тасаввуф – это «чистейшая привязанность сердца к Аллаху».


Основной особенностью тасаввуфа является акцент на духовной религиозной жизни, отвернувшись от материальных ценностей. Исламское сознание, которым были преисполнены Мухаммад и его сахабы, также является одной из основ тасаввуфа.


Отличие последователей тасаввуфа

Отличие последователей тасаввуфа явно со многих сторон. Следующие путемтасаввуфа делают Коран путеводителем во всех обстоятельствах своей жизни. Они выказывают утвержденность в вере в Аллаха и в верности Ему. Причина этого в том, что они верят «по ясному знанию». А «верить по ясному знанию» означает твердуюуверенность человека разумом, сердцем и совестью в существовании Аллаха и будущей жизни. В аяте «которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни» (Бакара 2/4) подчеркивается именно эта особенность верующих.


Отличие следующих путем тасаввуфа проявляется и в том, что они в полной мере используют свою совесть - видждан. «Видждан» - это тот внутренний голос, который всегда повинуется повелениям Аллаха и призывает человека к правде. Голос совести можно услышать в любых обстоятельствах.


Среди всех представленных ему альтернатив истинный приверженец тасаввуфавыбирает самую правдивую, ту, которая приведет его к довольству Аллаха. Никогда он несогласится на меньшее. И, следуя этому самому благому образу действий, он не сдается перед возникающими перед ним трудностями. Не пасуя перед желаниями нафса и страстями, он не отказывается от самого правдивого и верного.


Последователи тасаввуфа сильно боятся Аллаха, но, в отличие от страхов, которые терзают живущих в невежестве, их страх не тяжкое бремя. Этот страх, в своей сути, является глубоким уважением, привязанностью человека к сотворившему его и поддерживающему его жизнь Аллаху. Этот страх основывается на любви, он дарует жизнь человеку, наполняет эту жизнь страстью, воодушевлением и величием.


Как и страх перед Аллахом, любовь к Аллаху последователей тасаввуфа не знает границ. Они знают, что это Аллах сотворил их из ничего, даровал им бесчисленные блага и возможности, Он каждый миг наблюдает за ними и оберегает их. Последователитасаввуфа верят, что все творения существуют только разрешению Всевышнего и по Его желанию в один день обязательно исчезнут, а вечен только Аллах.


Последователи тасаввуфа постигли тайну аята «Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Анбийа, 21/35). Они не забывают, что все события, которые кажутся им благом или злом, в своей сути являются испытанием Аллахом их веры. Что бы ни выпало на их долю, это нисколько не поколеблет их упование на Аллаха и надежду на Него. Такие люди знают, что множество из выпадающих на их долю случаев, которые кажутся злом, на самом деле могут дать самые благие плоды в будущей жизни.


Тасаввуф - путь воплощения в жизнь морали Корана

Всевышний Аллах каждый аят ниспослал, исходя из какой-то мудрости, и обрести в истинном смысле «нравственность Корана» возможно только в том случае, если следовать всем аятам вместе взятым.


Некоторые люди, не понимающие эту важную истину, выказывают усилия для воплощения в жизнь одних норм Корана, не придавая особого значения другим. Например, со всеми тонкостями выполняя некоторые виды поклонения (ибада), не выказывают таких же стараний для обретения благого нрава, который так подробноописывается в Коране. Аят «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: ‘Мы уверовали’?» (Анкабут 29/2) предостерегает людей в этом отношении. Как ясно из этого аята, человек в той жизни, которая последует за его словами «Я уверовал», должен на практике показывать, что он живет ради обретения довольства Аллаха, старается обрести одобряемый Аллахом уровень нравственности. Это и есть путь истинной религиозности. Искренность человека измеряется его старания воплотить в жизнь нравственность, которой доволен Аллах.


В этом вопросе среди людей распространено одно заблуждение. Многие верят, что благой нрав и богобоязненность могут обрести только упоминаемые в Коране самые высокие люди, такие как пророки и сахабы. Между тем, пример этих людей дан для того, чтобы и другие выказывали такие же поступки и образ действий, обрели бы такой же нрав. Все люди должны следовать изложенным в Коране нормам, безупречно воплощать нравственность Ислама в жизнь.


Внимая голосу своей совести и не отступая от искренности, человек может обрести такой же благой нрав, как и праведные верующие, показанные в виде образца в Коране.


Каждый человек может и ввергнуть себя в ущерб, сойдя с указанного Аллахом пути, и, соревнуясь, обогнать других. Этот выбор зависит от совести, воли и желания самого человека. Конечно, человек с сильной верой будет стараться по мере своих сил достичь самого высокого уровня нравственности, потому что знает, что только так может обрести любовь и довольство Аллаха. Собственно говоря, это и есть цель его жизни. Он отдает должное своему Господу, желая обрести Его любовь, довольство и рай.


Каждый человек ответственен за то, чтобы обозначить себе в качестве цели высокую нравственность и стараться ради этого. В этом отношении перед людьми не установлено никаких ограничений. Каждый мусульманин, искренне верящий в Аллаха и старающийся приблизиться к Нему, может обрести такую нравственность и достичь «совершенства веры».


Источник: http://www.zehirli.org

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку