Исламские новости

Национальное духовенство – потенциальные противники политики унификации народов России – Малов 28 Ноября 2013

Национальное духовенство – потенциальные противники политики унификации народов России – Малов

Для того, чтобы интегрировать инородцев (татар) в христианскую среду в Казанской губернии XIX–XX веков прилагалось немало усилий. В Казанской духовной академии существовало противомусульманское отделение со своей профессурой; церковным братством открывались татарские школы и мн. др. Несмотря на это, всего 40 из 452 тысячи татар считались принадлежащими к Православной Церкви.

ПОЛИТИКА ПО ХРИСТИАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РПЦ

На рубеже XIX–XX вв. в Казанском крае наблюдается подъем миссионерской, православно-просветительской деятельности Русской Православной церкви. Особая роль в ней отводится созданному в Казани во второй половине XIX в. Братству святителя Гурия, деятельность которого значительно повлияла на распространение Православия среди нерусских народов Поволжья.

Значительные преобразования в России во второй половине ХIХ и начале ХХ вв. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Идет дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура РПЦ активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становится реализация политики по христианизации религиозных меньшинств.

ТАТАРЫ В КАЗАНИ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СРЕДИ "ИНОРОДЧЕСКОГО" НАСЕЛЕНИЯ

Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. человек (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к Православной Церкви).

Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути Православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Это привело к сознательным массовым переходам в ислам. Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

БОРЬБА С ПРОЦЕССОМ ВОЗВРАЩЕНИЯ КРЕЩЕННЫХ ТАТАР В ИСЛАМ

В это же время принимается ряд Законов и Правил о приобщении иноверцев к православию [Известия по Казанской епархии. 1868]. Руководство Казанской Епархии, озабоченное проблемой борьбы с процессом возвращения крещеных татар в ислам, решает открыть новую миссионерскую организацию.

4 октября 1867 г. (день обретения мощей св. Гурия) под председательством архиепископа Антония было торжественно открыто «Церковное братство во имя святителя Гурия при казанском кафедральном соборе». Стоит отметить, что до сих пор остается малоизученной роль и значение Евфимия Малова в становлении и развитии Братства.

Его учредителями выступили видные в губернии государственные и церковные деятели, в том числе, чебоксарский епископ Гурий, ректор КазДа архимандрит Иннокентий, казанский вице-губернатор Е.А. Розов, профессор Н.И. Ильминский и т.д. В состав учредительной комиссии вошел и профессор противомусульманского отделения Казанской духовной академии (КазДА), известный миссионер и востоковед протоиерей Евфимий Александрович Малов.

 
Malov.jpg

Основными миссионерскими направлениями братства были: борьба с исламом; борьба с язычеством; борьба с расколом в РПЦ и борьба с «отпадением» крещеных «инородцев» в ислам.

Для этого братство использовало целый комплекс миссионерских мер: собеседования и увещевания; распространение просветительской и, преимущественно, религиозной православной литературы; миссионерские «братские» школы.

Объединенный состав светской и духовной администрации должен был обеспечить консолидацию усилий в распространении христианства в регионе. В первые годы существования братства выявились основные направления его деятельности. Под влиянием Н.И. Ильминского и Е.А. Малова пристальное внимание стало уделяться развитию православного, конфессионального образования среди местных народов. До конца 1867 г. братством были открыты 23 школы, из них 7 татарских, в которые поступило более 300 крещеных татар. В дальнейшем количество крещено-татарских школ неуклонно увеличивалось. Весь образовательный процесс был направлен на воспитание детей в православном духе. Акцент делался на изучение церковных дисциплин и преподавание Закона Божьего.

 

БРАТСВО СВ. ГУРИЯ В КАЗАНИ – ВЕДУЩИЙ МИССИОНЕРСКИЙ ЦЕНТР ВСЕЙ СТРАНЫ

Братство св. Гурия являлось ведущим миссионерским центром страны. Важнейшим направлением деятельности миссионерских учреждений становится организация переводов богослужебной литературы на местные языки.

Однако со временем по инициативе Е.А. Малова начинают публиковаться переводы миссионерской и религиозной литературы параллельно на двух языках – национальном и русском, возрождается практика печати татарских переводов и арабской транскрипции на литературном книжном языке, что противоречило основополагающим принципам, заложенным Ильминским.

Ильминский.jpg

Данные работы стали прецедентом для перехода к «обрусительной» системе переводческой деятельности.

"ЧТОБЫ ИНОРОДЦЫ СОВЕРШЕННО ЗАБЫЛИ СВОЙ ЯЗЫК, ОБРУСЕЛИ..."

В рамках миссионерских отделений КазДА была выработана система изучения миссионерских и востоковедческих дисциплин.

6 ноября 1875 г. в Казани открылся «Частный миссионерский приют при Спасо-Преобра­жен­ском монастыре». Руководство приютом было возложено на Малова.

Малов стал противником обучения крещеных татар на родном языке. Из личных дневников мы видим его отношение к этому вопросу:

Зачем принуждать детей обучаться на татарском языке, когда родители желают, чтобы обучение производилось на русском? Надобно этому желанию родителей радоваться и поставить дело так, чтобы инородцы совершенно забыли свой язык, обрусели..».

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РУСИФИКАЦИИ И АССИМИЛЯЦИИ ИНОРОДЦЕВ

Для Малова христианизация являлась составной частью русификации и ассимиляции инородцев. Он, как полемист, выступал за ограничение родного языка в национальной школе и миссионерской деятельности.

В национальном духовенстве он видел потенциальных противников политики унификации народов России. Он выступал за полемику и активизацию противомусульманского движения. Малов настаивал на пересмотре деятельности с просветительской формы на полемику.

МИССИОНЕРСТВО – НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ ИНОРОДЦЕВ

Большинство слушателей приюта являлись учащимися высших классов КДС, готовящимися принять сан священников и должность миссионеров в смешанных национальных приходах.

Курс занятий включал в себя изучение татарского, чувашского, марийского языков, наречия народов Восточной Сибири, методики православных богослужебных книг, основ мусульманского вероучения, истории миссионерства в России.

Несмотря на организацию в Казани новых православных учреждений, которые зарекомендовали себя важными институтами противомусульманской миссии, КазДА продолжала быть ведущим научным и образовательным центром РПЦ.

 

ЗНАТОК ИСЛАМА, ПРАВОСЛАВНЫЙ МИСИИОНЕР ВЛАДЕЛ ТАТАРСКИМ, АРАБСКИМ И ЕВРЕЙСКИМ ЯЗЫКАМИ

В 1860-1870-х гг. создается своя школа миссионерского исламоведения. Под влиянием Г.С Саблукова и его ученика Е.А. Малова сформировывается учебно-методическая система изучения противомусульманской полемики и миссионерского исламоведения. С уходом Саблу­кова, Малов, знаток ислама, в совершенстве владевший татарским, арабским и еврейскими языками, продолжил дело своего учителя, расширил список полемических противомусульманских исследований. По его инициативе лучшие работы студентов начинают издаваться в «Миссионерском противомусульманском сборнике». Цензура поручалась ему же.

17 марта 1889 г. на базе Казанской духовной академии открываются миссионерские курсы, где татарский язык преподает заслуженный, неординарный профессор КазДА протоиерей Е.А. Малов.

Позже ученые отметят заслуги Саблукова и Малова перед исламским сообществом: «Казанская миссионерская школа не ставила целью углублённое изучение теоретических проблем корановедения, однако её представителям принадлежит заслуга в сборе и систематизации сведений о мусульманской культуре и религии. В этом отношении примечательны труды «Коран и прогресс» (1901), «Коран: описание внешнего вида и история текста» (1912), «Вероучение Корана» (1915) Н. П. Остроумова» (прим. Исламский портал).

ОГРАНИЧЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ХРИСТИАНИЗАЦИИ И АССИМИЛЯЦИИ "ИНОРОДЦЕВ"

После смерти Ильминского развернулась ожесточенная борьба в миссионерских кругах и совете Братства св. Гурия. Во главе противников системы встал Е.А. Малов. Евфимий Александрович Малов – старейший авторитетный деятель православной миссии Казани, убежденный монархист и националист, выступал за христианизацию и ассимиляцию «инородцев». Он выступал за ограничение родного языка.

Малов был активным миссионером и проповедником и выступал не за просветительскую форму миссионерства, а за полемическую работу среди населения. Позицию Малова поддерживало большинство представителей духовенства, непосредственно служивших в национальных приходах, не знавших русский и церковные языки.

В национальном духовенстве он видел угрозу зарождающегося «инородческого» национализма в унификации нерусских народов.

НЕ НАЙДЯ ПОДДЕРЖКИ У ТАТАР, ПРАВОСЛАВИЕ РАСПРОСТРАНИЛОСЬ СРЕДИ МОРДВЫ, ЧУВАШ, ЧЕРЕМИС И ВОТЯКОВ

Деятельность Братства св. Гурия оказала большое влияние на миссионерскую деятельность в Волжско-Камском регионе.

казакадемия.jpg

Евфимий Малов внес значительный вклад в работу Братства.

Конечно, ему не удалось остановить распространение ислама. Напротив, оно оказало влияние на татарское реформаторское движение, помогло стать ему более светским и политически ориентированным.

Однако Братство оказало большое влияние на распространение православия далеко за территорию Казанского края среди народов-язычников – мордвы, чуваш, черемис и вотяков.

М. САЛАХОВ

Исламский портал


Возврат к списку