Исламские новости

Социология глазами мусульманина. Мобильность имана 2 Декабря 2013

Социология глазами мусульманина. Мобильность имана

В данной статье представлены размышления студентов 1 курса факультета Исламской экономики РИУ о проблемах социальной стратификации и вертикально восходящей мобильности.

В ходе преподавания дисциплины «Социология» в Российском исламском университете было замечено, что в одобренных Министерством образования учебниках полностью отсутствует религиозная составляющая, более того, они составлены в соответствии с атеистическим мировоззрением. Это отталкивает студентов от углубленного изучения некоторых теоретических вопросов. В учебниках «Социология религии» практически нет исламского компонента. Попытка выносить исламскую составляющую на самостоятельное изучение при подготовке к семинарским занятиям не всегда успешна, так как материал по этим темам найти крайне сложно.

В поисках выхода из создавшегося положения по некоторым изучаемым темам студентам было предложено написать эссе, в которых отражался бы их личный взгляд на рассматриваемую проблему. После этого был проведен круглый стол под названием «Социология глазами мусульманина», где обсуждались социологические вопросы, вызвавшие наибольший интерес, т.к. мусульманский взгляд на многие социологические проблемы имеет принципиальные отличия от большинства светских концепций.

Например, с позиции Ислама светские стратификационные критерии: доход, власть, престиж и др. – не совсем уместны, так же как и светский взгляд на вертикальную мобильность.

Рассуждения студентов 1 курса факультета Исламской экономики, до этого не изучавших религиозные дисциплины, содержат не заученные знания, воспринятые извне, а живые знания сердца, что, на наш взгляд, является особо ценным. Потому в данной статье приводим наиболее яркие из них.

"МОБИЛЬНОСТЬ ИМАНА"

Сначала познакомимся со взглядами молодых мусульман на проблему социальной стратификации и вертикально восходящей мобильности.

Адель МУХАМЕТШИН. Существует ли в исламе вертикальная мобильность? Если существует, то как её нужно понимать? Постараемся ответить на эти вопросы. Для этого необходимо дать определение следующим терминам. Социальная стратификация – это деление общества на слои (страты) по определённым критериям. Вертикальная мобильность – это движение человека вверх или вниз по социальной лестнице.

В основе ислама лежит равенство всех людей перед Богом, и различия могут проявляться только через богобоязненность. Но уровень богобоязненности известен только Аллаху, так что можно сказать, что в духовном плане стратификации в исламе нет (в светском смысле этого слова).

Рассматривая же вертикальную мобильность в духовном контексте, следует выделить две ступени (страты): либо ты веришь в Бога (высшая ступень); либо не веришь в Него (низшая ступень).

Что же касается восходящей стратификации в духовных должностях, то тут дело обстоит иначе. Человек может быть простым прихожанином, а может быть муфтием или халифом (зависит от государства). Между ними есть прослойки: муэтзим, имам-хатыйб, улем, учёные, шейхи, казыи и т.д. Существуют также люди вне этой социальной лестницы, такие как отшельники-суфии или радикально настроенные мусульмане.

Здесь мы рассмотрели разные статусы мусульман, но, в целом, хочется отметить, что все мусульмане равны перед Аллахом. Расслоение происходит лишь на социальном и политическом уровнях.

Инсаф МУХАМЕТГАЛИЕВ. Термина «стратификация» как такового для мусульманина не существует, потому что по религии все равны перед Всевышним, и среди людей могут быть выше и ближе к Аллаху лишь те, у кого выше уровень богобоязненности и уровень имана.

Следовательно, вертикальную мобильность мусульманина и стратификацию в целом можно определять лишь по уровню его богобоязненности.

Если сравнить со светской моделью социальной стратификации по богатству, престижу, власти, то по такой системе можно разделить и мусульман на две большие группы – элиту и обычную массу.

Под элитой в данном случае понимается религиозное духовенство (муфтии, казыи, имамы), а под массой – обычный народ, придерживающийся законов Ислама.

Однако тогда возникает парадоксальная ситуация: по религии все равны перед Всевышним, и откуда появляется религиозная элита? Может быть, эта элита и является той группой людей, которая выше других по уровню богобоязненности? Не всегда! Не думаю, что вся религиозная элита приобрела этот высокий статус исключительно благодаря уровню своего имана, поскольку отличие элиты от массы в том, что она наделена властью (согласно светскому критерию стратификации), а как мы знаем, стремление к власти над другими не есть качество мусульманина. Следовательно, не все представители элиты достигли своего статуса благодаря своей богобоязненности.

Важны и другие качества – умение управлять и принимать решения.  Получается, что стандартная (светская) стратификация с её критериями не подходит при рассмотрении стратификации мусульман. Ведь обычный крестьянин, например, который не наделён такой властью как муфтий, и, возможно, меньше него знает про религию, может быть более богобоязненным и выше его по уровню имана. Тогда получается, что социальная стратификация со своими критериями (богатство, престиж, власть) никак не влияет на стратификацию мусульманина (уровень богобоязненности).

Истинная стратификация, на мой взгляд, проявляется в близости к Всевышнему. Чем ближе человек к Господу, тем выше его статус. Но это статус духовный, а не материальный, потому он не имеет никакой связи с этим миром вещей, и известен он только верующему и Всевышнему.

Гадель ВАЛИУЛИН. Несмотря на уровень авторитета человека в этом мире, вертикальную мобильность мусульманина можно определить только по уровню богобоязненности. Но никто кроме Всевышнего Господа не знает, какой уровень имана у каждого человека.

Самая лучшая стратификация, по моему мнению, – это проявление искренности и приближение к Господу Всех миров.

Чем ближе мусульманин к Всевышнему, тем выше становится его духовный уровень.

Альбина ГАФИЯТОВА. Что я представляю из себя? Кто я в человеческом обществе? Каково моё положение? Довольствоваться или стремиться к большему? И как связать праведную жизнь мусульманина с нашей действительностью?

Сразу дать ответы на эти вопросы очень сложно, ведь, чтобы выбрать правильное решение, необходимо руководствоваться не только своим мнением, но и разумом, законами шариата.

Мне кажется, для мусульманина важно знать все стороны, из которых собрано единое целое. И на основании этого, возможно, будет понятно, по какому пути идёт человек – истинному или ложному (греховному).

Конечно, я знаю, что в исламе нет неравенства в положении каждого человека в обществе, так как мы все равны перед Аллахом. Потому делить по принципу «кто выше», будет неправильно, т.е. как таковая (светская) стратификация в Исламе, скорее всего, отсутствует.

Мусульманину нужно довольствоваться тем, что дал Аллах, и быть счастливым, принять свой статус и идти по жизни с ним со смирением. Но…

Да, конечно, мы должны принимать жизнь такой, какая она есть, но не приведёт ли это к безответственности, потере цели, апатии, исчезновению интереса в жизни? Почему я задаюсь такими вопросами? Потому что считаю, что нет ничего опасного и плохого в том, чтобы стремиться поменять (повысить) свой статус в обществе. Ведь если человек будет стремиться к чему-то, то его жизнь наполнится ещё большим смыслом. Он сможет построить хорошее будущее для своих потомков, по милости Аллаха.

Думаю, что мусульманин не должен «тихо ждать совей участи», а постараться жить в духовной и физической гармонии. Тем более что в современном обществе трудно двигаться только в религиозном направлении. Главное здесь – не перейти границу дозволенного, чтобы стремление к продвижению по стратификационной лестнице не привело к алчности, жадности, высокомерию и гордыне. Чтобы мирские заботы и радости не заполнили всю его жизнь, а вера во Всевышнего и искренняя благодарность ему не исчезла. Иначе мусульманин уже перестанет быть мусульманином. Он перестанет подавать пример другим людям. Останется лишь слово «мусульманин».

Рассматривая такие «крайние» случаи, совершенно ясно, что «вертикально восходящая мобильность» в обществе отрицательно влияет на внутренний мир человека. Ислам – религия, которая учит быть спокойным, добрым, щедрым, благородным, но «восходящая мобильность» может стереть эти прекрасные качества мусульманина одно за другим. Но, возможно, и нет? И вот здесь передо мной возникает дилемма: с одной стороны, стремление вверх по жизни с благодарностью Всевышнему, с другой  – боязнь утерять духовное начало, саму сущность мусульманина. Вот для этого и существует наш разум. Я думаю, что каждый из нас должен следовать по жизни с целью, добиваясь её, но при этом не забывать, что всё, что нам даётся, даётся по милости Всевышнего, и благодарить его за каждое наше новое достижение. Тогда, я считаю, всё будет хорошо!

Гульчачак ХАРИСОВА. Можно ли говорить о вертикальной мобильности у мусульман? Ответить на этот вопрос очень сложно. Если мусульманин своими стараниями станет имамом, преподавателем или даже муфтием, то это, конечно же, можно назвать «вертикально восходящей мобильностью». Это мобильность светской жизни. Но есть, думаю, ещё и другая мобильность – «мобильность имана». Но тут очень сложно определить, у кого какой статус, да и невозможно вообще. Ведь только Всевышний Аллах знает, что у человека на душе, а мы – рабы Аллаха – не должны судить человека даже по его деяниям, всё только Ему известно: нисходящий у него иман или восходящий.

Интересно ещё то, что, если статут человека понизится, т.е. произойдёт «нисходящая вертикальная мобильность» (например в карьере), это ещё не значит, что и статус имана у него понизится тоже. И наоборот.

Т.е. «светский статус» и «статус имана» у людей не зависят друг от друга. Но это всё лишь мои предположения, так как ответить на вопрос о вертикальной мобильности у мусульман очень сложно. Всё по воле Всевышнего. Думаю, еще сложнее обстоит дело с проблемой маргинальности…

Алина АХМЕТЗЯНОВА. Я думаю, что при рассмотрении стратификации у мусульман важными критериями являются  знания и иман. Это моё мнение.

Среди мусульман богат тот, у кого крепче иман, кто более разумный, кто делает больше благих дел и у кого больше заслуг перед Аллахом.

В следующей статье мы познакомимся со взглядами молодых мусульман на проблему девиации.

Продолжение следует…

Т.Е. СЕДАНКИНА,

Исламский портал


Возврат к списку