Исламские новости

Девиантное поведение среди мусульман 3 Декабря 2013

Девиантное поведение среди мусульман

В предыдущей статье были представлены размышления студентов 1 курса факультета Исламской экономики РИУ о проблемах социальнойстратификации и вертикально восходящей мобильности. В данном материале мы предлагаем вам ознакомиться с их размышлениями по поводу девиации. 

В ходе преподавания дисциплины «Социология» в Российском исламском университете было замечено, что в одобренных Министерством образования учебниках полностью отсутствует религиозная составляющая, более того, они составлены в соответствии с атеистическим мировоззрением. Это отталкивает студентов от углубленного изучения некоторых теоретических вопросов. В учебниках «Социология религии» практически нет исламского компонента. Попытка выносить исламскую составляющую на самостоятельное изучение при подготовке к семинарским занятиям не всегда успешна, так как материал по этим темам найти крайне сложно.

В поисках выхода из создавшегося положения по некоторым изучаемым темам студентам было предложено написать эссе, в которых отражался бы их личный взгляд на рассматриваемую проблему. После этого был проведен круглый стол под названием «Социология глазами мусульманина», где обсуждались социологические вопросы, вызвавшие наибольший интерес, т.к. мусульманский взгляд на многие социологические проблемы имеет принципиальные отличия от большинства светских концепций.

Например, с позиции Ислама светские стратификационные критерии: доход, власть, престиж и др. – не совсем уместны, так же как и светский взгляд на вертикальную мобильность.

Рассуждения студентов 1 курса факультета Исламской экономики РИУ, до этого не изучавших религиозные дисциплины, содержат не заученные знания, воспринятые извне, а живые знания сердца, что, на наш взгляд, является особо ценным. Потому в данной статье приводим наиболее яркие из них.

Познакомимся со взглядами молодых мусульман на проблему девиации.

Адель МУХАМЕТШИН. Для того чтобы разобраться в проблеме девиантного поведения среди мусульман, необходимо определить, что такое девиация.

Девиация – это отклоняющееся от общепринятых норм поведение. С моей точки зрения, будет не совсем корректно рассматривать девиацию среди мусульман со стороны разных течений, так как для каждого направления отклонение от его идей и будет своеобразной девиацией.

Например, в Иране человек, не разделяющий идеи шиизма, будет отнесён к людям с девиантным поведением, т.к. в иранском обществе приняты нормы шиизма.

В общем, если рассматривать девиацию с такого ракурса, то отношение к поведению человека будет напрямую зависеть от общества, в котором человек в данный момент находится. Поэтому я считаю целесообразным рассматривать девиацию в мусульманской среде так же, как обычную девиацию в обществе.

В качестве примера можно привести такой факт: мусульмане, читающие намаз и держащие уразу, курят. К сожалению, такие есть. Или, по моему мнению, девиантным поведением среди мусульман можно считать употребление безалкогольного пива и другие всевозможные сомнительные деяния.

Таким образом, считаю, что девиация в религиозной среде напрямую зависит от того, к какой религиозной группе относится человек и в каком социуме он находится.

Инсаф МУХАМЕТГАЛИЕВ. В повседневной жизни каждому мусульманину приходится встречаться с отклонениями в поведении других людей.

Чтобы разобраться с пониманием девиации, в первую очередь, надо понять, что же является нормой, от которой отклоняются другие. Но проблема именно в том, что каждый считает свое поведение нормой, и для каждого слово норма определяется по-разному.

В социальной сфере все несколько иначе. Социальные нормы подтверждены общепринятыми моральными, социальными нормами. Социальные нормы частично регулируются государством и правовыми актами. А вот религиозные нормы напрямую связаны с религией, с её ценностями, законами, то есть шариатскими нормами.

Если логично рассуждать, то примером и нормой для нас является сунна Пророка (с.г.в.) и Священный Коран. Следовательно, любое поведение мусульманина, не соответствующее Корану и сунне, можно считать девиантным.

Но так как никт о не идеален, кроме пророка Мухаммада (с.г.в.) , то каждому человеку свойственны девиации в поведении. 

Но в  современном обществе такое поведение возросло от личного масштаба до масштаба малой и большой социальных групп.

В религии такое девиантное поведение проявляется через разные религиозные движения. Но все дело в том, что каждое религиозное течение характеризуется тем, что его представители не согласны с общими нормами: они считают, что именно их ценности и нормы правильнее других. Я думаю, что у меня на данный момент недостаточно знаний, чтобы критиковать какое-либо течение за девиацию, потому что я и сам, как все другие, считаю правильным тот Ислам, которого я придерживаюсь, и на девиации иных течений смотрю с осторожностью.

Альбина ГАФИЯТОВА. Каждый день я просыпаюсь с такой замечательной мыслью: «Альхамдуллилях, я мусульманка…». Гордость и спокойствие наполняют мое сердце, ибо для меня Ислам – это нечто большее, чем просто религия. «Настоящий», идеальный образ жизни и, конечно, способ изменить себя.

Те, кто истинно верует во Всевышнего Аллаха, открывает глаза людям на счастье в подлинном его смысле. Они становятся примером правильной жизни и образцом для подражания. Однако моя задача состоит в том, чтобы показать не положительные стороны, а отрицательные, «порочащие доброе имя». Это отклонения в поведении – девиации, которые загрязняют, пачкают мнение других о мусульманах.

Вспомним нашу обыденную жизнь мусульманина как проповедника или анализатора окружающего мира. Что мы делаем временами, сами того не подозревая?

Во-первых, осуждаем преступников, которые убивают невинных людей.

Во-вторых, попрекаем «сумасшедших», что нарушают общественный порядок.

В-третьих, смотрим с огромной печалью на тех, кто пугает, оскорбляет население мира, преследуя главную цель – позабавиться.

И, на худой конец, говорим: «Посмотри, что делает твое детище! Оглянись, как меняет твой образ жизни окружающий тебя мир, а главное, в какую сторону! Остановись, ты портишь всё великолепие, которое рядом с тобой! Одумайся! И действительно, в какой-то степени некий человек задумывается о причинах своих проблем. Он постепенно начинает идти к тому, что ведет его к вере. Размышляет и решает осветить свое сердце Иманом. Казалось бы, всё хорошо. Всё складывается лучше, чем ожидалось. Этот человек идет по верному направлению… Замечательно… Мы радуемся за него. Добро пожаловать в прекрасный мир Ислама… Ты поступил по разуму. Однако всегда есть «но»…

Человек идет к своему телевизору для того, чтобы посмотреть любимый выпуск новостей. Ничего не подозревая, он подходит, производит  необходимые действия – и что видит? «Террористы взорвали школу. Погибло много детей. Пострадавшие в тяжелом состоянии…» – всё… конец…точка…. На этом ломаются светлые представления, разрушаются невинные впечатления, оскверняются чистые помыслы… Некто думает: «Так вот оно что… Я многого не знал… Чем это отличается от моей прежней жизни? Есть ли смысл уходить от неё? Разве необходимо мне такое? И, к сожалению, он будет в какой-то степени прав. Ведь те, кто под знаком Ислама прикрывает аморальные действия, давно настроили против религии многих людей. Не только повлияли на настроение, но и запутали мир, сформировали ложное мнение. Они говорят: «Надо уничтожать неверных?» А ответьте тогда, пожалуйста: вы-то кто? (Убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей).

С большой печалью я смотрю на террор, который существует в мире. Мне больно осознавать, что Ислам становится проблемой общества, в то время как эта религия должна быть ее решением. Умма страдает, ошибки не исправляются, раны не исцеляются. Но кто виноват в этом? Я думаю, в первую очередь мы сами. Своими неправильными рассуждениями, поспешностью, невнимательностью,  бывает, толкуем о вещи, с которой еще сами не справились. Да и просто мы в большинстве случаев неверно поступаем в жизни. Каждый день наша нравственность падает, воспитанность исчезает, а разум закрывает свои двери. Например, когда мы идем по улице, зачастую видим: вместо улыбающихся, счастливых братьев и сестер, проходят мимо угрюмые, недовольные, невежливые «человеки»… Стоит девушке пройти мимо мужского общества, как тут же она становится объектом всеобщего внимания, непристойных взглядов. А женская половина человечества? Стала еще хуже.

Когда Всевышний одаривает достатком, «волей» (я не говорю, что это совсем плохо: достаток и «воля» допустимы в разумных границах, иногда даже приветствуются), некоторые обретают гордыню. Они не здороваются, излишне показывают важность своей персоны, дают возможность процветанию алчности и жадности. И много можно здесь приводить примеров, к сожалению, сейчас их достаточно, но  думаю, мне следует сделать общий и собственный вывод.

Хочу закончить свои рассуждения так: я – не идеальный человек. Иногда мне присуще так называемое девиантное поведение (Альхамдуллилях, Аллах оградил меня от огромных пороков, но мелкие все же есть) – это моя основная проблема. Прежде чем учить кого-то, я должна начать с самой себя. Так вот моя внутренняя душа постепенно, небольшими шагами стремится по пути к истине. Альхамдуллилях, Всевышний не оставил гнить мою жизнь в темнице невежества – и это Его наивысшая милость… Мой разум, анализируя всё происходящее, делает пока (мне неизвестно, что будет дальше, но надеюсь, что процесс будет продолжаться и в будущем)  правильные выводы и стремится исправить недостатки.

Мне кажется, для того, чтобы мир посмотрел на нас восхищёнными глазами, нам необходимо начинать изменять самих себя. Вам известна такая простая, но действенная связь: если поменять свой внутренний мир, то внешний мир вслед за ним тоже меняется?

Итак, нами были рассмотрены проблемы стратификации, мобильности и девиации с позиции ислама. Существует ещё немало интересных вопросов, достойных подобных обсуждений.

Например: проблемы горизонтальной мобильности с позиции религии, одной из форм которой можно считать переход из одной религию в другую; проблема маргинальности (нахождения на краю) с точки зрения религии (кого можно считать маргиналом: людей, не определившихся по каким-то причинам с выбором той или иной религии; людей,  ценности, интересы и нормы поведения которых отличаются от принятых в данном обществе); особенности проведения социологических исследований в религиозной среде (сложность определения степени религиозности, проблема объективности результатов исследования).

В заключение хочется отметить уникальность данной группы студентов. Практически все они родились и воспитывались в религиозных семьях, т.е. это второе поколение мусульман, с молоком матери впитавшее знания основ ислама, а потому, ещё не изучая религиозные предметы, студенты имеют своё особое мнение, достойное внимания и особого уважения.

Представленные размышления-эссе студентов подвели автора данной статьи к пересмотру многих социологических вопросов, что вылилось в написание учебного пособия по социологии ислама. Надеемся, оно будет полезно как изучающим социологию, так и всем интересующимся социологическими проблемами с позиции ислама.

Т.Е. СЕДАНКИНА,

Исламский портал


Возврат к списку