Исламские новости

Преподавание фикха в дореволюционных татарских медресе 9 Декабря 2013

Преподавание фикха в дореволюционных татарских медресе

Литературное наследие старотатарской юриспруденции конца XIX – начала ХХ вв. чрезвычайно богато. Оно включает в себя огромное число разнообразных по структуре и по содержанию систем документов: risale, xat, fatva, vasıyat и vasıyatnama, дневники, macmuğai fiqh, fiqh kitabı; а также заметки ученых, размещенные в разных татарских журналах и газетах конца XIX – начала XX вв. 

Данная статья посвящена преподаванию фикха в дореволюционных медресе. Автором определены способы изучения фикха в медресе. Рассмотрены основные разделы книг по фикху, по которым велось преподавание. Выявлены основные пособия по фикху, которые использовались в татарских медресе.

Фикх в переводе с арабского языка означает знание и понимание. В качестве примера можно привести изречение пророка Мухаммада:

"Кому Аллах желает блага, тому дает знания в религии".

Фикх в вольном переводе звучит как исламское право. Также часто фикх считают синонимом шариата. Но, в отличие от шариата, фикх составляет только нормативно-правовую часть шариата и рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также их обязанностей перед Богом.

Фикх состоит из двух разделов:

Поклонение. Этот раздел фикха рассматривает обязательства по отношению к Всевышнему. К данному разделу относятся такие обряды, как омовение, молитва, пост, закят и паломничество.

Взаимоотношения. Данный раздел фикха регулирует отношения мусульман друг с другом и с не мусульманами. В этом разделе рассматриваются вопросы, касающиеся брака и развода, торговли, наказаний за преступления и др.

Предмет фикха – это действия верующего, достигшего совершеннолетия, для которого является обязательным соблюдение постановлений шариата, относящихся к праву.

РАЗВИТИЕ ФИКХА

Большинство исследователей в области фикха традиционно делят развитие фикха на шесть периодов:

Период становления. Данный период охватывает эпоху пророческой миссии Мухаммада с 610 по 630 г. Единственным источником фикха в этот период является Коран, а Сунна служит подробным разъяснением установлений Корана и демонстрирует их применение на практике.

Период развития фикха во время правления праведных халифов.

Период формирования фикха в эпоху последователей сподвижников пророка Мухаммада. Данный этап завершается концом правления династии Умайядов.

Период расцвета фикха. Данный период приходится на начало правления династии Аббасидов.

Период застоя фикха. Начинается данный этап с концом правления династии Аббасидов и продолжается приблизительно до начала XX века.

Фикх в современное время.

Фикх, как наука, достиг наибольшего расцвета именно в четвертый период, в первые двести лет периода правления династии Аббасидов (750-1258). В это время появились великие имамы и знаменитые муджтахиды. Это такие ученые, как Суфьян бин Уйана в Мекке, Малик ибн Анас в Медине, Хасан аль-Басри в Басре, Абу Ханифа и Суфьян ас-Саври в Куфе, аль-Авзаи в Шаме, аш-Шафии и аль-Лейс ибн Сад в Египете, Исхак ибн Рахуа в Нишапуре, Ахмад ибн Ханбаль, Дауд аз-Захири, ибн Джарир ат-Табари в Багдаде.

У каждого из этих ученых была своя система и методика иджтихада, свой подход к проблемам и свои взгляды. Именно в этот период составлялись различные сборники фикха.

В первых трудах по фикху содержались одновременно и хадисы, и фетвы, и различные мнения сподвижников пророка Мухаммада, например, "аль-Муатта" Имама Малика. В некоторых трудах хадисы упоминались только для подтверждения правильности выводов авторов, например, "Китаб аль-Харадж" Имама Абу-Юсуфа, ученика Имама Абу-Ханифы или "аль-Умм" Имама аш-Шафии.

ИСТОЧНИКИ ФИКХА

Законодательство не было функцией мусульманского государства, и сводов государственных законов не существовало, поэтому сочинения по фикху приобрели особое значение; их количество очень велико, каждая из суннитских и шиитских школ фикха успела создать их по нескольку десятков уже к середине XI в.

Четыре суннитские  правовые школы,  названные по именам своих основателей – ханафитская (Абу Ханифа), шафиитская (аш-Шафии), маликитская (Малик ибн Анас) и ханбалитская (Ахмад ибн Ханбаль), получили широкое распространение среди огромного числа людей. С другой стороны, сохранились и некоторые течения шиитов, хариджитов.

Источниками фикха, согласно ханафитской правовой школе, являются Коран, Сунна (изречения и деяния пророка Мухаммада), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), каул ас-сахаба (фетвы и высказывания сподвижников), кыяс (суждение по аналогии), истихсан (отступление от одной аналогии к другой, более сильной отступление от одной аналогии к другой, более сильной) и ‘урф, ‘адат (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих Ислам). Но основными источниками фикха считаются Коран и Сунна, и все остальные источники не должны им противоречить, т.е. правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников только в том случае, если по ним нет указаний в Коране и Сунне.

Наиболее известными классическими трудами по фикху ханафитской правовой школы являются:

– Книги "Захиру риваят" Мухаммада аль-Шайбани;

–  "аль-Мабсут" Шамсуддина аль-Сархаси;

–  "Тухфату аль-фүкаха" Аляуддина аль-Самарканди;

"Бадаиг аль-санаиг фи тартиби аль-шараи" Аляуддина аль-Кашани;

"аль-Хидая" Абу аль-Хасана Али аль-Маргинани;

"аль-Фатава аль-Хиндия";

"аль-Фатава Казыхан";

"аль-Фатава аль-Баззазия";

"Раддуль-мухтар аля аль-дари аль-мухтар аля мудуни танвири аль-абс ар" Ибн Абидина.

После того как во второй половине XI в. из различных типов учебных заведений выделилось и заняло особое положение медресе, главным предметом изучения там стал фикх, а центральной фигурой знаток и преподаватель фикха. Это способствовало тому, что фикх с его обширной тематикой давал наибольший объем письменной продукции.

ФИКХ В ТАТАРСКИХ МЕДРЕСЕ

Имам ал-Газали называл фикх насущным духовным хлебом. Он писал:

"Ищущие знания мусульманские студенты должны, прежде всего, овладеть вспомогательными средствами для дальнейшего занятия наукой, именно – грамматикой, поэтикой, риторикой и логикой и затем [только] получить достаточную порцию насущного духовного хлеба – законоведение, а также предохранительного лекарства от душевной болезни – догматики".

По способу изучения в татарских медресе фикх традиционно распадается на три отдела под названием:

"гибадат" – "хукук-улла", т. е. права Божьи – рассматривает те обязанности людей, которые касаются только их отношений к Богу (основой всех основ и гарантией спасения человека, без которой не имеют смысла никакие обряды, является вера (иман) в существование единого Бога и в пророческий сан Мухаммеда, но эта сторона ислама имеет место не в фикхе, а составляет одну специальную науку – калям), они вместе с верой составляют основы Ислама (бина-ислам): намаз, ураза, зякат, хадж;

"мугамалят" – "хукуку-ль-гиба"д", т.е. человеческие права – рассматривает всевозможные жизненные отношения людей;

"гукубат".

Сама книга по фикху делится на китабы: Китаб ат-тахара, Китаб ас-салат, Китаб ас-саум, Китаб ал-хадж, Китаб ад-джихад... Книга по вопросам налогов, собственности, Книга о торговле, Книга о разделении наследства, Разделы о видах прегрешений, преступлений, наказаний и т. п. То есть, весь круг земной жизни отображается в книгах по фикху подчас в нормативном виде, в примерах (прецедент), поэтому мусульманское право называется прецедентным. Этим и объясняется то, что книги по фикху – самые распространенные и объемные.

Из распространенных среди татар пособий по методологии фикха можно назвать широко известное на мусульманском Востоке сочинение, которое сохранилось в большом количестве рукописей и вызвало много комментариев и супракомментариев. Это сочинение `Убайдаллы б. Мас`уд б. Таджушшари (747/1346) "Танких ал-усул", которое представляет собой комментарий к книге "Канз ал-вусул иля магрифат ал-усул" ("Сокровище, коим достигается познание основ законоведения"), известное как "Усул ал-Баздави" мавераннахрского законоведа `Али б. Мухаммад [б. ал-Хусайн б. `Абдалкарим] ан-Насафи ал-Баздави (ум. в 482/1089 г.), в свою очередь, посвященный вопросам мусульманского права и трактующий о втором из трех разделов фикха – науке о текстах и их значении и об определении различных источников, из которых извлекаются юридические предписания.

По описанию Готвальда, «когда Садрушшари`а заметил, что несколько экземпляров  его сочинения «Тенких» преждевременно появились  в свете, то он переделал оное, прибавил толкование и отдал его в руководство своим ученикам под заглавием "Тавдых" (Разъяснение).

Это произведение издавалось в Казани шесть раз в двух частях[1] под названием "Тавдых ма`а  ат-талвих".

Автором первой части (Тавдых) был `Убайдаллах б. Мас`уд б. Таджушшари (747/1346), а автором второй  части (Талвих) Ca`идаддин Мас`уд б. `Умар ат-Тафтазани (716/1322 -791/1389), который из Хорасана по приглашению хана Джанибека переехавший жить в Золотую Орду, в 758 г. х. (1356/1357 г.) написал толкование к своему сочинению "Таузих" в Гюлистане Тюркском; а в 760 г. х. (1358/1359 г.) пересмотрел его в том же Гюлистане.

В НБ КФУ хранится Булакское издание под №4745, с которого, видимо, впервые начала печататься эта книга, т. к. на ней имеются карандашные пометки с цензурным дозволением от 15 января 1883 г.

В татарских медресе прошлого были в широком употреблении следующие учебники по фикху: "Китаб ал-Кудури", "Фикх Кайдани", "Хидая" Али Абу Бакра Маргинани, "Мухтасар ал-викая" Али бен Султана Мухаммада ал-Кари, "Джами` ар-румуз" Шамсаддина Кухистани, "Фараид Сираджия" и др. Из них, по мнению преподавателей современных медресе, "Китаб ал-Кудури", "Хидая" Али Абу Бакра Маргинани и "Мухтасар ал-викая" Али бен Султана Мухаммада ал-Кари вполне могут использоваться и в современных медресе на начальном, продолжающем и продвинутом уровнях образования.

В свое время Риза Фахретдин, как следует из его автобиографии, прочитал и переписал множество книг религиозного характера, применявшихся в мусульманских учебных заведениях того времени, в том числе и по исламскому праву, отмечал, что ни одна из них, по его словам,

"не дает представления о жизни, действительности, не вызывает любви к исламу".

Многих современников Фахретдина не удовлетворяла та система обучения, основанная на схоластике, так как, по их оценке, многие шакирды выходили из медресе не приспособленными к повседневной жизни.

При всей критичности оценок татарских интеллектуалов начала ХХ века, следует отметить, что литературное наследие старотатарской юриспруденции конца XIX – начала ХХ вв. чрезвычайно богато. Оно включает в себя огромное число разнообразных по структуре и по содержанию систем документов: мусульманские социально-политические трактаты (risale), материалы эпистолярного жанра (xat), фетвы (fatva), завещания (vasıyat, vasıyatnama), дневники, собственно юридические руководства по мусульманскому праву (macmuğai fiqh, fiqh kitabı), которые представлены в разных объемах и освещают отдельные вопросы исламского права; а также заметки ученых, размещенные в разных татарских журналах и газетах конца XIX – начала XX вв. 

Изучение фикха у татар имеет давнюю историю, которая, к сожалению, до сегодняшнего дня остается неизученной. Можно лишь упомянуть состоявшееся весной  2010 года в Конференц-зале Института истории АН РТ заседание круглого стола на тему "Преподавание мусульманского права (фикха) в исламских религиозных образовательных учреждениях, история и современность".

Сочинения по фикху и усуль ал-фикх, использовавшиеся в татарских медресе в прошлом, ждут своего исследования.

Изучение этих источников тесно связано с вопросами методологии преподавания фикха в религиозных учебных заведениях и круга используемых в учебном процессе современных религиозных учебных заведений источников и учебных пособий, а также с вопросами преемственности и применения научно-богословского наследия  прошлого.

Резеда САФИУЛЛИНА-АЛЬ АНСИ, Г.Х. ЗАМАЛИЕВА

Исламский портал


[1]В 1883, 1896, 1902, 1903, 1910, 1911 гг. (Казань: Электро-типография "Умид", изд. А. Х. Андижанского.- 175 с.). Места хранения: НБ КГУ: 748Готв., 4744-А, 4707-А; НБ ИВ СПб.:: КIII278; Хранилище ИЯЛИ: 1021, 1033.


Возврат к списку