Исламские новости

"Ты прежде всего интеллектуалка, как ты можешь носить платок?", - спросила меня однажды подруга 19 Декабря 2013

"Ты прежде всего интеллектуалка, как ты можешь носить платок?", - спросила меня однажды подруга

Во второй половине декабря прошлого года в Стамбуле прошел XV Курултай Объединения тюркской молодежи мира. В рамках собрания состоялось учредительное заседание Ассоциации женщин тюркского мира. Среди трех десятков представительниц прекрасной половины человечества из разных стран тюркского мира на заседании присутствовала лишь одна девушка в хиджабе. Именно она и привлекла мое внимание. Как оказалось, не зря.

Обладательницей полных мудрости глаз оказалась кандидат философских наук, заместитель декана факультета экономики и управления Карачаево-Черкесского государственного университета, общественный деятель Мариам Мекерова.

Первый вопрос, который я задала ей после нашего знакомства, естественно, был о том, как соотносятся философия и ислам.

Это очень сложный вопрос (смеется). Так случилось, что именно через философию я пришла в ислам. Потому что это такая наука, которая заставляет мыслить, заставляет тебя задумываться о том, что есть жизнь, для чего мы живем, куда уйдем после смерти... И поиск ответов на все эти вопросы неизбежно должен был привести меня к истине – к исламу, к Корану.

В данный момент мое мировоззрение соотносится именно с этими ценностями, потому что в исламе я нашла множество ответов.

Твой предмет называется "Философия и история религий и цивилизаций". Ты преподаешь философию как науку или через призму исламских ценностей?

Как специалист в этой области, я придерживаюсь научных критериев, но я делаю это таким образом, чтобы оставить место для размышления, задать общий тон, я подвожу студентов к тому, чтобы они осознали, во-первых, единство Бога, во-вторых, то, что Он вообще есть.

В античной философии, например, Бог позиционируется как Абсолют, в другой философии как Единый Бог – о Нем уже знали, о Нем мыслили, о Нем размышляли. И студентам остается сделать всего лишь полшага, я их направляю именно в ту сторону, чтобы они осознали существование Бога и обрели эту веру.

3 - копия.jpg

Как студенты реагируют на преподавателя в хиджабе?

Я не могу сказать, что это воспринимается как-то негативно или позитивно, это воспринимается как нормальное явление, поскольку у нас к хиджабу относятся вполне толерантно.

В нашем вузе нет таких проблем. У нас есть преподаватели, которые носят хиджаб, у нас есть вспомогательный персонал – лаборанты, методисты, которые носят платок. Большое количество людей молится, совершили хадж, поэтому к этому относятся довольно лояльно.

Наше руководство, в том числе и студенты, воспринимают хиджаб как нормальное явление, хотя я не могу сказать, что большое количество носит именно хиджаб. Но в целом мировоззрение в обществе мусульманское, поэтому отношение соответственное.

Тема твоей диссертации «Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре», расскажи немного об этом.

Я изучала суфизм как культурное явление. Эта тема была мне интересна с различных точек зрения, поскольку отношение к суфизму неоднозначное и в теологических, и в философских кругах. Мне хотелось понять в чем истина, где правда.

Но оказалось, что это очень сложное явление – как о жизни о самой нельзя сказать, что она прекрасна или ужасна, так же и о суфизме нельзя сказать, однозначно негативное или однозначно позитивное это явление, там все очень смешано, сложно. Но еще раз хочу отметить, что к суфизму я отношусь лишь как к исследовательской работе.

В ходе изучения данной темы столкнулась ли ты с какими-то фактами, которые изменили твое мировоззрение, потрясли тебя?

Если говорить о суфизме, то большой культурный пласт в этом течении занимает суфийская поэзия – это персидские и тюркские поэты, известный Мавляна Руми, Хафиз...

Это потрясающая поэзия, утонченная, она привнесла большой вклад в целом в мировую культуру. Я для себя открыла большое значение ислама как духовного и интеллектуально-развивающего явления, т. е. через ислам люди открывали в себе и творческие способности. Неслучайно предводители тарикатов зачастую были выдающимися поэтами.

Суфизм показал, что духовное развитие может воплотиться и в такой форме.

Планируешь продолжать научную деятельность?

Научную деятельность я веду непрерывно. Я выиграла несколько грантов совместно с Российским гуманитарным научным фондом.

В 2011 году я получила грант на проведение научно-практической конференции под названием «Ислам в духовном пространстве Северного Кавказа». Она прошла в октябре того же года в Архызе на территории астрофизической обсерватории.

Там же мы организовали выставку работ по каллиграфии казанского художника Рамиля Насыбулова, были приглашены представители востоковедческой школы из Дагестана, которые у себя ежегодно проводят всероссийский конкурс каллиграфии. Они привезли свои работы, провели мастер-классы.

Кстати, многие студенты именно через это мероприятие открыли для себя глубину мусульманской культуры. Они через каллиграфию и поэзию открыли для себя, что и утонченность, и интеллектуальность – это качества ислама. Изменились некоторые стереотипы. Последующие два года я работала над грантом под названием «Смерть и самопожертвование в исламе».

Моей целью было изменение восприятия такого святого понятия как «шахид», которое благодаря СМИ, техникам извращения и спекуляций, стало совершенно неадекватным.

В рамках реализации данного гранта был опубликован ряд статей, которые раскрывают понятия шахидства, знакомят с нынешним пониманием этого явления, помогают в борьбе со стереотипами – в целом раскрывают очень сложный комплекс вопросов.

Основной моей целью было показать, что это сакрально, это почти таинство, и обозначение «шахид» еще со времен Пророка – это свидетельство того, что человек стал мучеником во имя Всевышнего, что последующее воздаяние за это будет превышать даже воздаяние, обещанное праведнику.

Я пыталась все это подчеркнуть и, надеюсь, у меня это получилось. Я не прекращала работу, потому что поиск знаний внутри самой веры – это необходимость. Я не останавливаюсь.

Я надеюсь, что докторская диссертация тоже будет, но будет посвящена теме «Любовь и смерть в монотеистических религиях». Это и в исламе, и в иудаизме, и в христианстве – непосредственно в Священных текстах. Может через анализ и последующую философскую интерпретацию.

5 - копия.jpg

Ты такая хрупкая, где черпаешь силы, чтобы двигать такими процессами, ломать стереотипы, менять мировоззрение людей? Где черпаешь вдохновение?

Всевышний направляет (улыбается). Я мусульманка и верю в предопределение, убеждена в нем. Я знаю, что линия моей жизни предопределена и Аллах открывает передо мной те двери, которые должны быть открыты. Открывает мне те тайны, которые я должна узнать...

Относительно стереотипов – одна моя знакомая, близкая подруга сказала мне однажды: «Ты, прежде всего интеллектуалка, как ты можешь носить платок?». Меня это немножко задело – разве мусульманка не может быть интеллектуалкой? И почему она не должна ею быть?

Иногда некоторые наши студентки под влиянием различных крайних течений бросали учебу в университете – такие случаи, к сожалению, были. Меня это очень расстраивает, потому что мусульманка должна быть интеллектуалкой.

Она – первый университет для своих детей. Если она не будет знать о себе многого, что она может дать другому? Как она будет направлять развитие ребенка?

Что бы ты хотела пожелать мусульманкам России в связи с этим? Какими им быть, в каком направлении двигаться?

Я мечтаю о тех временах, когда мусульманки будут восприниматься как скромные, прекрасные, всесторонне развитые личности. Причем эта скромность не будет проявлением замкнутости.

Может быть, я идеализирую, но мне кажется, что, видя и слыша такую мусульманку, иноверец или человек, который далек от религии, должен, восхитившись и удивившись ей, ощутив вот эту чистоту, потянуться к исламу. Мне кажется, именно такой должна быть мусульманка.

И я надеюсь, настанут времена, когда таких мусульманок будет много. Они все такие, но надо, все-таки, поворачиваться к людям и вовлекать в религию своим примером, своим образом.

Мы должны ломать стереотипы о том, что женщина в исламе – это нечто забитое, униженное, оскорбленное. Почему-то у нас именно такое восприятие. Чем больше будет таких активных мусульманок, тем больше у нас будет шансов на развитие уммы.

Гульназ БАДРЕТДИН, Стамбул

www.musulmanka.ru


Возврат к списку