Исламские новости

Исчезают деревни – теряется часть истории народа 18 Августа 2014

Исчезают деревни – теряется часть истории народа












Интересный проект был презентован делегатам VI Всемирного форума татарской молодежи. Группа школьников из села Актаныш под руководством своего преподавателя занялась сбором данных об исчезнувших деревнях и селах на территории Татарстана. Для чего дети ищут несуществующие села и чем может обернуться их увлечение для всего населения республики?

Идея проекта появилась совсем недавно – в 2012 году, в рамках местного молодежного форума, актанышские школьники решили посетить древнее, уже исчезнувшее село Мастеево близ существующей ныне деревни Байсарово. Последний житель из села Мастеево (другое название Наратлы) был выселен еще в 1970-х годах. Сейчас там нет ни домов, ни электричества. Осталось только старинное кладбище, все заросшее деревьями, но огороженное железным забором.

1.JPG

– Еще годом раньше, во время научной экспедиции здесь были обнаружены надгробные камни с надписями на арабской графике, – рассказал IslamReview руководитель проекта, сотрудник районного управления образования, учитель информатики Ильназ Шарипов. – Всего нашли 25 камней, а еще – три склепа (“төрбә” – тат.), едва сохранившиеся.

Ученые выяснили, что некоторые могилы принадлежат жене, детям и внукам второго муфтия России Габдесалляма Габдрахимова. Муфтием (председателем Оренбургского магометанского духовного собрания, ОМДС) Габдесаллям хазрат был назначен 30 сентября 1825 года, по указу императора Александра I. Второй муфтий России вошел в историю тем, что инициировал строительство первой соборной мечети в Уфе, вакуфного дома, резиденции Духовного собрания. Муфтий также добился того, чтобы мусульман стали брать в медицинский факультет Казанского университета.

– Мастеево – не заурядное село, – продолжает Ильназ Шарипов. – Здесь проживали представители высших слоев общества – дворяне, чиновники, высшее духовенство. Не удивительно, что еще один муфтий России – уже пятый по счету, Мухаммадьяр Султанов родом из этой деревни. Эти территории принадлежали крупному землевладельцу, мурзе Султанову, и здесь проживало несколько поколений его потомков.

2.jpg

Муфтий Мухаммадьяр Султанов получил высшее образование в медресе Галия в Уфе, затем окончил Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Был на военной службе в Санкт-Петербурге. После отставки вернулся на родные земли и занялся деятельностью в духовной сфере.

Большое количество информации, касающейся деревни Мастеево и других исчезнувших сел, теперь можно найти на сайте проекта "Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан". По словам Ильназа Шарипова, все данные легче и удобнее сохранить в онлайн-ресурсе. Сайт появился лишь в декабре 2013 года, и вот последние полгода идет активное наполнение ресурса.

– Мы разослали письма на имя руководителей всех муниципальных районов РТ, – говорит Ильназ. – Некоторые главы районов ответили лично. Потихоньку подключаются местные школы, музеи. Из Новошешминского района пришли данные по 80 селам – в основном, это русские деревни. Из Лаишевского района женщина-преподаватель и ее дочь-школьница прислали информацию о деревне Агайбаш. Потомки выходцев из села установили на этом месте шест с полумесяцем, фото прислали нам (см.ниже). Кто-то пишет стихи, посвятив из исчезнувшим деревням, писательница Самига Саубанова написала рассказ в 30 страницах о последнем дне последнего жителя той же деревни Мастеево – очень трогательная история.

3.jpg

Авторы проекта хотели бы, чтобы он стал своеобразным народным движением, собрал всю существующую информацию о селах и деревнях, некогда кипевших жизнью и имевших свою самобытную культурную среду. Некоторые села были площадкой одноименных больших народных сходов (жыен). С уходом деревень утеряна и эта традиция.

– К сожалению, исчезновение деревень продолжается, – говорит Ильназ. – По многим причинам. Оптимизация – закрывают школу и магазины, кто же захочет жить в такой деревне? Для одних деревень губительным оказалась близость городов, для других – напротив, отдаленность от центров цивилизации. Нам хотелось бы, чтобы деревни не исчезали. А те деревни, которых уже нет, мы хотим возродить в памяти потомков, сохранив рассказы и воспоминания выходцев из этих сел. Возможно, вдохновившись славной историей некоторых деревень, кто-то захочет переселиться в эти места.

4.jpg

На фото: сегодняшний Агайбаш на берегу Меши

Сейчас в каталоге сайта более 500 названий сел. Прислать данные о деревнях можно, заполнив специальную форму на сайте, а также через приложение, бесплатно скачав и установив его на свой телефон. У авторов немало идей насчет расширения деятельности в рамках проекта – к примеру, можно было бы провести жыен (сход) выходцев из исчезнувших деревень, чтобы они своими воспоминаниями вдохнули новую жизнь в их истории.

Алия Рамазанова

islamreview.ru


Возврат к списку