Исламские новости

Российские мусульмане в контексте конфликта между Россией и Западом. Часть 1 10 Июня 2015

Российские мусульмане в контексте конфликта между Россией и Западом. Часть 1









После Октябрьской революции существовавшие в Российской империи тысячи мечетей были разрушены, закрыты или использованы не по назначению. А немногие оставшиеся мусульманские храмы часто выполняли только символическую функцию. В начале 20-х годов исламские деятели, которые под началом расположенного в Уфе Духовного управления предпринимали попытки вести какую-то религиозную деятельность в стране, были сняты со своих постов. Требования российских мусульман, героически сражавшихся на фронтах Второй мировой войны, не были удовлетворены.

В 1925 г. в Баку было 25 тысяч мечетей. В 1970 году же их число не достигало даже 500. И если кто-то из российских мусульман отправлялся в хадж, это было целым событием.

Когда сейчас заходит речь о гонениях, давлении и репрессиях в отношении мусульман в советский период, то реакцию значительной части российской интеллигенции определяет еще годами ранее выработанный рефлекс. Они утверждают, что гонения испытывал не только ислам, но и все религии. По их словам, речь идет о тотальном попрании прав человека, следствие чего было и резкое сокращение числа церквей, ссылка в сибирские лагеря христианских священников,  пропаганда атеизма, начинавшаяся уже в начальной школе, помещение в психиатрические лечебницы недовольных режимом лиц.

Исследователи, как правило, говорят, что при обсуждении этого вопроса следует разграничивать эпоху Ленина и после него. Тем, кто говорят: «Такое было отношение к религии в советский период, здесь ничего не поделать», напоминают, что в самом начале становления Советского государства намечались совсем иные тенденции.

Д.Крауч в своей книге "Ислам и большевизм" приводит высказывания Ленина о мусульманах. По его словам, большевистский вождь писал, что при царизме мусульмане испытывали гнет и притеснение, и обещал им обретение свободы после победы революции. Но после прихода к власти Сталина все изменилось. Были закрыты места поклонения, религиозные школы, вакфы. Женщины, одевавшие по канонам религии, в своем большинстве насильно были лишены этого права. Религиозные лидеры же или были отправлены в ссылку, или убиты.

Наряду с этим любимчиком советской пропаганды был Зинатулла Нушереван – татарин по происхождению, переселившийся в Турцию. Этот деятель, приводя примеры жизни первых мусульман и нашего Пророка (с.а.в.), пытался доказать, что ислам очень близок к коммунизму. Были ученые, которые, аналогично Нушеревану, старались на основе векового образа жизни мусульман Анатолии, их традиций взаимопомощи и поддержки вывести единство ислама с коммунистическими идеалами. Но политика террора, развернутая Сталиным, лишила все начинания такого рода всякого смысла. Когда же произошла смена ориентации общества, многие востоковеды и религиоведы, стали заявлять, что ислам, зародившийся в самом центре торговой жизни Аравийского полуострова – Мекки – по своей природе неразрывно связан с капиталистическим мировоззрением.

Что бы ни  происходило после эпохи Сталина, это всегда было лучше, чем при нем. Некоторое смягчение политики по отношению к религии наблюдалось при Хрущеве, а затем при Брежневе. Но участие СССР в войне в Афганистане положило начало напряженности в обществе между мусульманами и представителями других конфессий. Чеченская война и развитие в бывшей РСФСР политического ислама с центром на Кавказе породило негативное отношение к этой религии у славянского населения страны.

Сегодня в Российской Федерации ислам является второй по численности его последователей религией. По некоторым данным, сейчас здесь проживает 20 млн мусульман – это население Волго-Уральского региона, Кавказа, а также татары в Сибири. Если же рассматривать всю территорию бывшего СССР, то цифры еще более впечатляющие – 50 млн мусульман. Население шести из пятнадцати бывших советских республик является преимущественно мусульманским. В своем большинстве это сунниты, шииты проживают только в некоторых районах Азербайджана и Кавказа.

Славянские националисты в последнее время пытаются спекулировать на теме роста численности мусульманского населения РФ. При этом ссылаются они на научные исследование и статистические данные. Как они утверждают, если нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2050 году численность мусульман и христиан в стране сравняется. Некоторые при этом настаивают на том, что ситуация станет критической даже в том случае, если число приверженцев ислама не достигнет такого количества.  Так как мусульмане гораздо более христиан привязаны к своей религии и воспринимают ее как образ жизни, даже если они будут составлять менее 50% населения, это уже будет способствовать изменению как системы государственного управления, так и российской культуры.

...(продолжение следует)

Барыш МУТЛУ

Источник: www.dunyabulteni.net

Перевод Гульсарии Ахметжановой специально для Исламского портала


Возврат к списку