Исламские новости

Фестиваль мусульманского кино: обзор художественных картин 1 Сентября 2015

Фестиваль мусульманского кино: обзор художественных картин








С 5 по 11 сентября 2015 года в столице Татарстан состоится очередной, одиннадцатый, Казанский международный фестиваль мусульманского кино.

В конкурсную программу фестиваля этого года вошло десять полнометражных игровых фильмов из девяти стран мира – Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России. Наша страна представлена двумя фильмами, один из которых создан татарстанскими кинематографистами.

Ленты, отобранные в конкурсную десятку, совершенно не похожи друг на друга по тематике и стилю режиссерского повествования.

Некоторые картины основаны на реальных событиях – в первую очередь это фильмы, посвященные историческим личностям. Фильм кыргызского режиссера Садыка Шер-Нияза "Курманжан Датка. Королева Гор" – это эпическая красочная картина, повествующая об "Алайской царице" Курманжан, женщине-мусульманке, которая посвятила свою жизнь осуществлению мечты своего мужа – примирить и объединить разрозненные киргизские племена. Благодаря своей мудрости и смелости она стала правительницей, её называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое с гордостью носила.

Фильм татарстанского режиссера Фарида Давлетшина "Рудольф Нуриев. Рудик" посвящен детским годам Рудольфа Нуриева. Для будущего танцовщика это были трудные годы войны, когда голод и бедность были постоянными спутниками их семьи. Но именно тогда решилась судьба мальчика, так как первый же поход в театр на балетный спектакль поразил Рудика настолько, что он твёрдо решил посвятить себя танцу. И даже строгие запреты вернувшегося с фронта отца, настроенного на то, что его единственный сын должен стать непременно офицером, не свернули его с однажды выбранного пути.

Проблеме человека в социуме посвящены сразу несколько фильмов. Герой фильма Мостафы Фаруки "Муравьиная история" Митху (так называют в Бангладеш представителей низшего слоя общества) заканчивает своё образование и выходит в "самостоятельное плавание".  С завистью он смотрит на потрясающий его воображение город Дакка. Понимая, что мир не изменится согласно его желаниям, Митху погружается в мир лжи и фантазии. Его любимым изречением становится: "Истина – это то, что мы имеем, ложь – то, что мы создаём". Он сам не замечает, как его фантазия становится опасной игрой. Сходная проблема, проблема гастарбайтеров, легла в основу фильма Дарьи Полторацкой "Побег из Москвабада".

В основу фильма "Имена неизвестны" (Индия) положена история отца и его восьмилетнего сына, оказавшихся за чертой бедности. В последние 15 лет по ряду причин эта ситуация стала типичной для тысяч индийцев. Режиссер фильма доктор Биджу, удостоенный многих наград и призов, профессиональный гомеопат и кинематографист-самоучка, поставил целью обратить внимание как зрителей, так и правительства на безымянных героев в закоулках города, рассказав горькую правду о людях, потерянных в цивилизованном обществе... Любовь к глухонемой дочери, которую можно вылечить только с помощью особого рода рыбы, наводит героя фильма "Рыба" режиссера Дервиша Заима (Турция) на мысль разводить эту рыбу и делать бизнес. Но чтобы выручить деньги на начало дела, он совершает преступление, жертвой которого становится его жена.

Два фильма конкурсной программы посвящены событиям недалекого прошлого. В основе фильма "Учитель" (Таджикистан) режиссера Носира Саидова – переплетение судеб людей в переходный период начала 1990-х, когда таджики боролись за сохранение национальных ценностей, но при этом избирали разные способы. Деревенский учитель Назар и двое его сыновей, один из которых – Самандар – продолжает дело отца, берут от установок советской власти всё самое лучшее: служение людям, долгу и потребность поступать по совести в любых обстоятельствах... В советское время происходит действие фильма "Колодец" режиссера Мансура Васати (Узбекистан). Главный герой Лаллай – непревзойденный мастер по рытью колодцев, он всегда безошибочно выбирает место, и вода в его колодцах обязательно бывает вкусной, а то и целебной. Прозвище героя переводится как "неудачник", и действительно дела у простодушного Лаллая идут не лучшим образом: его обманывают заказчики, в семье проблемы. Однако он продолжает рыть колодцы, веря, что все наладится. "В Лаллае много от "праведников" из классической литературы, русской и европейской, но по сути это архетип простака, которому рано или поздно судьба должна подарить чудо. Чуда же не происходит", - написал о картине один из критиков.

К теме войны обратились создатели фильмов "Без границ"(Иран) и "Лицо в пепле" (Ирак). Война и дети – лейтмотив фильма иранского режиссера Амирхоссейна Азгари "Без границ". В картине используется специальный кинематографический приём – это почти немое кино, где мощное эмоциональное воздействие идёт лишь с помощью видеоряда. Отсутствие музыки и слов заставляет зрителей всматриваться в выражение лиц героев, ловить каждый звук, производимый ими, считывать символы, щедро представленные  художником... Рассказывая о войне, создатель фильма "Лицо в пепле" Шахаван Идрес намеренно уходит от  патетических интонаций: большое место в картине занимает мысль, что несмотря на войну и смерть, жизнь продолжается, играются свадьбы, обретают мужей вдовы. Во время свадьбы военные привозят гроб с телом убитого солдата. Свадебный пир вот-вот должен превратиться  в похороны, но во время омовения тела, обнаруживается, что погибший не мусульманин. Единственная христианская семья в деревне тоже не уверена, что это их сын, так как лицо солдата сильно обожжено. В течение всего фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина о том, по какому обычаю следует похоронить тело. В кульминационный момент  приезжает военный и забирает тело, сообщив, что оно было передано по ошибке. Фильм заканчивается сценой, в которой два отца стоят рядом и смотрят вслед удаляющемуся автомобилю: сегодня чаша сия миновала их обоих, но завтра может быть иначе – война одна на всех. 

Исламский портал

*Исламский портал – официальный информационный спонсор Казанского международного фестиваля мусульманского кино


Возврат к списку