Исламские новости

Имамов будут учить работать в местах лишения свободы 16 Сентября 2015

Имамов будут учить работать в местах лишения свободы














В  Ресурсном  центре по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета состоялся Круглый стол на тему "Подготовка служителей мусульманского вероисповедания для работы в системе ФСИН".

Сегодня в республике имеется пять следственных изоляторов и девять исправительных колоний, в них действует семь мечетей и пять молитвенных комнат, в которых проводятся пятничные службы, учебные занятия. По результатам проведенного мониторинга около 49% лиц, находящихся в местах лишения свободы, причисляют себя к мусульманам, а 607 человек – это те, кто постоянно посещает молитвенные комнаты, совершает обряды.

В совместном обсуждении проблемы организации работы имамов в местах лишения свободы приняли участие представители Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Аппарата президента РТ, Духовного управления мусульман республики, научного сообщества, исламских учебных заведений, общественных организаций.

Среди основных вопросов, предложенных для обсуждения, были критерии отбора имамов для работы с заключенными, компетенции, которыми должен обладать имам; возможность привлечения бывших осужденных для работы в местах лишения свободы; методы работы имама (проведение пятничной проповеди, уроков по основам ислама, индивидуальные беседы); источники финансирования системной работы имама в местах лишения свободы и многие другие.

Круглый стол открыл директор Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Хайрутдинов, который со стороны Казанского федерального университета выразил готовность осуществлять научно-методическое, образовательное, организационное содействие подготовке имамов для работы в местах лишения свободы.

Начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Аппарата Президента  РТ Ильнур Гатауллин отметил среди религиозных деятелей дефицит ярких личностей, способных работать с заключенными, вызывать у них доверие, влиять на них, каким, в частности, в свое время  был легендарный Касыйм бабай, в 90-е годы осуществлявший эту работу в исправительных учреждениях.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин охарактеризовал Касыйм  бабая как феномен, неординарную фигуру, который, хоть и не обладал всем комплексом познаний в области классических исламских наук, однако имел уникальные личностные качества, способствующие исправлению людских душ. 

"Поиски таких Касыйм бабаев и есть главная проблема сегодня", - подключился к разговору  помощник начальника УФСИН РФ по РТ Рафаэль Давлеев. Он отметил, что процент рецидивов среди бывших заключенных из тех,  кто посещал мечеть на территории колонии во времена Касыйм бабая, составлял не более 3%, хотя среднестатистическая  цифра рецидивов нередко доходит до 50%.

Исследователями отмечено, что религиозный радикализм во многих странах родился именно в тюрьмах, как это наблюдалось  во Франции,  Великобритании, США. Кроме того, во время восстаний, в которых участвовали представители радикальных религиозных групп, одной из первых их акций было освобождение заключенных из тюрем – так было в Египте, в Сирии и Ираке.

"Ситуация, которая сегодня творится в исламском мире, нашим сотрудникам даже с высшим образованием не совсем понятна. Хотелось бы, чтобы ученые, Духовное управление мусульман принимали участие в разъяснении современной ситуации", - подчеркнул Давлеев.

Заместитель муфтия Нияз Сабиров поделился опытом работы отдела пропаганды ДУМ РТ, показал фотографии из своего архива и рассказал присутствующим о проведенных в ряде тюрем и колоний уроках, лекциях по основам ислама, праздниках Ураза байрам и Курбан байрам, коллективных молитвах и пятничных проповедях, конкурсов на чтение Корана, викторин. Также ДУМ РТ занимается снабжением колоний религиозной литературой, тесно работает с руководством исправительных учреждений. Основная проблема, как отметил, Нияз хазрат, – это недостаток кадров: "В настоящее время только три человека регулярно занимаются этой работой в пределах Казани, для работы в районах специалистов нет".

Сотрудники УФСИН высказали пожелание, чтобы за каждым исправительным заведением был закреплен конкретный имам. При этом работа не должна сводиться только к преподаванию основ ислама. Необходимо вести полноценную воспитательную работу. "Конкурсы – это конечно хорошо. А насколько это доходит до сознания мусульман?", - поставил вопрос советник муфтия по вопросам экстремизма Равиль Шакуров.

Руководитель Некоммерческого центра адаптации заключенных после тюрем Азат Гайнутдинов взял слово как человек, которому обсуждаемая проблема хорошо знакома, поскольку он сам отбывал наказание в колонии. В настоящее время он вот уже более 10 лет занимается реабилитацией осужденных, в том числе и мусульман. Известные трагические события 2012 года – покушение на муфтия РТ и его заместителя с убийством последнего – подтолкнули его к более комплексной работе. Многие осужденные, которые прошли через его Центр, устроились на работу и уже сами являются работодателями.

"Я сам лично был знаком с Касыйм бабаем, - поделился Азат, - и в то время были конфликтные, агрессивные ребята. И он никогда не стремился их осудить, а беседовал за чашкой чая, общался, вникал в их жизнь, потом уже приводил разных людей из РИУ и медресе "Мухаммадия" для разъяснения более сложных вопросов ислама. К сожалению, есть проповедники, которые разделяют осужденных на хороших и плохих, на правильных и неправильных, привлекают репрессивный аппарат исправительных учреждений, и тем самым настраивают их против Духовного управления мусульман. С людьми нужно больше общаться. В таком случае их можно переубедить мирным путем. А если начинают давить на них, заставлять, то они начинают ершиться, поступать наперекор. Имамов необходимо обучить, чтобы они вникли в специфику тюремной жизни. В тюрьмах нужно не столько особенности мазхаба пропагандировать, а больше учить нравственности, добру. Вот я – мусульманин. О чем спорят богословы – есть ли у Аллаха руки, ноги, какие они – мне это неинтересно. Этим ученые должны заниматься".

Наряду с этим присутствующие отметили, что в определенном смысле «времена Касыйм бабая прошли», контингент меняется, сегодня в тюрьмах сидят такие осужденные, которые знают наизусть Коран, разбираются в мельчайших деталях мусульманского учения.

Как отметил проректор Казанского исламского университета Рустам Нургалеев, "мир дагвата (исламского призыва) вне мест лишения свободы и в самих тюрьмах абсолютно различается, там люди с удивительной скоростью углубляются в религию, они анализируют, отслеживают, что происходит в исламском мире, и для работы с ними нужны люди харизматичные, яркие, образованные и подкованные. Просто добрым словом, призывом к покаянию, нравоучениями там не обойтись".

Ректор РИУ, заместитель муфтия по вопросам образования и науки Рафик Мухаметшин обратил внимание на важность вопроса обеспечения библиотек в тюрьмах соответствующей мусульманской литературой.

"Чем больше мусульмане читают Коран, тем больше у них вопросов, и самое страшное, тем дальше они могут углубляться в своих сектантских воззрениях. Необходимо наставлять их, побуждать читать дополнительную литературу, комментарии Корана", - считает Мухаметшин. "Мы собрались здесь, чтобы выйти на какое-то практическое решение, - отметил он в качестве модератора мероприятия, - в первую очередь необходимо выстроить методику работы с осужденными. Задача Духовного управления мусульман – собрать имамов для соответствующего обучения и последующей работы в этой сфере".

Таким образом, в результате дискуссии стал очевиден тот образ, которому должен был бы соответствовать служитель ислама, который справился бы с возложенной на него задачей. Наряду с тем, что он должен безупречно разбираться в  вопросах ислама, он должен владеть знаниями по геополитике, истории. Любить людей, независимо от их религиозной принадлежности. Иметь четкий план работы и представлять еженедельный отчет о проделанной работе. Изучать личностные характеристики своих подопечных, поддерживать постоянную связь с воспитателями, заместителем по политической работе, администрацией учреждений. Главная цель работы в колонии – чтобы бывший заключенный, выходя из колонии, был безопасен для общества.

Как отметил начальник отдела воспитательной работы УФСИН по РТ Алексей Веряскин, "в сравнении с вопросами, с которыми обращаются к нам коллеги из других регионов, опыт Татарстана в области решений вопросов по профилактике радикализма в местах лишения свободы находится на совершенно ином уровне".

Дело в том, что нередко в исправительных учреждениях, в состоянии скученности людей и дополнительного прессинга, из-за незнания персоналом особенностей вероубеждения мусульман, могут возникать острые конфликты. В результате противостояния отдельные харизматические личности, принадлежащие к радикальным движениям, приобретают себе новых сторонников. Для решения данной проблемы в КФУ уже в течение 3 лет ведется преподавание курса "Исламоведение" для сотрудников  ФСИН, в рамках которого преподаются как основы ислама, так и рассматриваются  вопросы радикализации мусульман, профилактики экстремизма, раскрываются исторические и этнические особенностях развития ислама в Татарстане и Российской Федерации.

На заседании также состоялась презентация предварительного варианта пособия "Работа имама с мусульманами в местах лишения свободы", составленного бывшим заключенным Алмазом Хасановым. Автор представил эту работу, основываясь на своем жизненном опыте осужденного на 8 лет строгого режима, и кроме этого состоявшего в течении 10 лет членом запрещенной в России организации "Хизб ат-Тахрир".

"Во многих регионах России, к сожалению, в руководстве Службы исполнения наказаний не понимают важность значения имама для работы с осужденными. Слушая присутствующих, я воодушевлен той работой, которая идет в нашей Республике в этой сфере", - заметил Алмаз. По его мнению, в местах лишения свободы заключенные мусульмане сталкиваются с тремя основными проблемами. Это проблема влияния «воровских понятий» на заключенных мусульман; проблема сохранения религиозной идентичности и ценностных ориентиров в местах лишения свободы и третья проблема – это решение вопроса о вовлечении осужденных в секты. В воровскую среду мусульман привлекает доступ к благам (продукты, телефон и т.д.), взаимовыручка и поддержка мусульманских преступных "авторитетов", страх оказаться среди так называемых осужденных низкой стратификации. И задача имама среди прочего является разъяснять и убеждать, что исламом запрещено принимать «воровские» идеи, а также показывать их ошибочность и опасность для духовного состояния мусульманина и общества в целом. Также в этой работе рассказывается о важности профилактики вовлечения мусульман в секты и реабилитации тех, кто смог покинуть их ряды.

Присутствующий на встрече руководитель Антитеррористической комиссии Республики Татарстан Ильдар Галиев отметил необходимость комплексной работы в данном направлении и предложил создать рабочую группу, собрать предложения, с учетом прозвучавших сегодня мнений. Прозвучала также идея выхода на формат трехстороннего договора между Духовным управлением мусульман, Федеральной службой исполнения наказаний и Казанским федеральным университетом.

Представитель Ресурсного центра развития исламского и исламоведческого образования при ИМОИиВ КФУ и инициатор состоявшейся встречи Лейла Алмазова подняла вопрос о финансовой составляющей деятельности имамов в местах лишения свободы: "Они должны иметь достойную зарплату. Эта работа несопоставима с традиционной формой работы имама – проведением бракосочетаний (никах), коллективных намазов в мечетях, участием в меджлисах и пр".

Резеда САФИУЛЛИНА

Исламский портал


Возврат к списку