Исламские новости

Как Умар простил убийцу своего брата 8 Января 2016

Как Умар простил убийцу своего брата














Та порождаемая агрессией напряженность, с которой столкнулось современное общество, была известна и в прошлом. Но в прошлом также мы видим и замечательные примеры того, как эта напряженность уничтожалась.

Сегодня я почувствовал необходимость представить вам один из таких примеров в надежде, что он станет своего рода критерием. Читать, получая назидание, и толковать, размышляя, конечно же, предстоит вам.

Как известно у Умара ибн Хаттаба (р.а.) был сводный брат Зайд. Зайд принял ислам раньше него, также раньше него он совершил хиджру и участвовал во всех войнах вместе с Посланником Аллаха. Поэтому Умар очень любил своего брата. В битве при Бадре Зайд высказал самоотверженность, отказавшись надевать кольчугу. Он сказал Умару: «Я старше тебя. Сначала я должен погибнуть шахидом, поэтому  надень кольчугу ты». Так оба брата отправились на битву без кольчуги.

Но чести пасть шахидом, которую так жаждал Зайд, он удостоился только уже во времена правления Абу Бакра в войне против лжепророка Мусейлимы при Йемаме. Проявленный Зайдом в битве героизм позволили мусульманам одержать победу.

Умар очень горевал о смерти своего сводного брата. И однажды, когда он уже стал халифом и прогуливался по базару, проверяя, как идут здесь дела, то лицом к лицу столкнулся с убийцей Зайда. Пораженные, некоторое время оба стояли в молчании. Потом Умар задал тяжелый вопрос:

Это ты убил Зайда в битве при Йемаме?

Хотя убийца Зайда сначала растерялся, потом он собрался, и ответил, подбирая аргументы, которые подобают верующему человеку:

– О, Умар, сначала выслушай меня, потом делай, что пожелаешь. Я уверен в твоей справедливости.

Получив гарантии своей безопасности, этот человек высказал рассуждения неожиданной глубины:

– В той войне я был одним из многобожников, обделенных верой. Зайд же занимал почетное положение среди верующих. Если бы он убил меня тогда, когда я пребывал в неверии, то я не обрел бы веры, которой удостоился теперь. Что бы получил Зайд, отправив меня неверным в Ад? Подумай об этом! Но посмотри, каков замысел Аллаха – Он не отправил меня рукой Зайда в Огонь, а оставил жить и даровал мне веру. Также Аллах предопределил Зайду пасть шахидом от моей руки, и поместил его в самое почетное место в Раю. Какая из этих двух предначертанных Всевышним линий судьбы печалит тебя? То, что я не умер неверным от руки Зайда и стал мусульманином, или то, что Зайд пал от моей руки шахидом и удостоился высокого места в Раю? Какая судьба из этих двух кажется тебе горестной? Сейчас война закончилась, наступил мир. Я стою перед тобой как твой брат по вере. Зайд же в Раю среди шахидов, место которых ниже только места пророков. Он тысячу раз доволен тем, куда попал! Я, полагаясь на тебя, предоставляю тебе оценить эти линии предопределения!

Умар с вниманием слушал эту речь. И надо сказать, что одним его качеством было то, что он умел останавливаться. Т.е. узрев истину, мог тут же понять свою ошибку и свернуть с прежнего пути. Здесь случилось так же. Оценив все сказанное ему, он сказал:

– Возношу хвалу моему Господу, что Он предопределил пасть шахидом моему брату, а его убийце, выступавшему против него, даровал веру и сделал его нашим братом!

После этого для того, чтобы мусульмане не желали отомстить убийце Зайда, Умар рука об руку прошелся вместе с ним. Так он лично сам показал, что война кончилась, наступил мир, люди должны забыть прошлое и строить на будущее мирные планы. Этим примером миролюбия Умар снял напряжение, остающееся в обществе.

Как вы думаете, заключает ли в себе это великое перемирие послание для наших дней?

Размышляйте, о, обладатели разума!

Ахмед ШАХИН

Источник: http://www.zaman.com.tr

Перевод Гульсарии Ахметжановой специально для Исламского портала


Возврат к списку