Исламские новости

Ислам – это религия, а не идеология 18 Января 2016

Ислам – это религия, а не идеология










Если мы обратимся к истории слова "идеология", то увидим, что чаще всего оно связывается с властью и используется для ее легитимации. Любое убеждение, понятие, восприятие, подходящее для использования в этом процессе, заново переосмысливается и расширяется в заданном русле. Любая мысль, вероубеждение или образ жизни, противоречащий данной идеологии, всячески принижаются, показываются как чуждые данному обществу и лишаются влияния. Существующие в обществе чувства, мысли и вероубеждения подвергаются своей интерпретации в русле данной идеологии.

Для защиты существующего политического строя, укрепления его, а также для легитимации его решений разрабатываются мифы и стереотипы. Обеспечивается быстрое распространение в обществе этих мифов и стереотипов. Чувство солидарности и связанности, порождаемые общей идеологией, с помощью пропаганды делаются более нетерпимыми по отношению к инакомыслящим.

В результате идеология используется для защиты материальных интересов небольших групп. Она становится орудием для власти, которая не смогла добиться должной легитимации другим путем, но при этом стремится расширить сферу своего влияния.

Карл Манхейм выразился об этом так: "У идеологии нет иной функции, кроме как обеспечивать интересы правящих групп". А Луи Альтюссе добавляет к этому: "Класс, который не смог установить господство над идеологическим аппаратом государства, не сможет сохранить власть". Поэтому все системы, кроме демократических, не переносят оппозицию, которая своей идеологией подрывает их власть.

КОГДА ИСЛАМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУДИЕ…

При омейядах произошло становление мусульманского государства как такового, и халифы почувствовали  необходимость в государственной идеологии. И ислам в первый раз, перестав быть только религией, стал подаваться как идеология.

При этом целью омейядов было не столько создание государственной системы на основе ислама, сколько сохранение своей власти. После них мусульманские общества управлялись разными государственными системами, имевшими свои названия и структуру. Практически все они не стеснялись при необходимости использовать ислам как идеологию. Основатель Сасанидской династии шах Ардашир в наставлениях своему сыну Шапуру говорил: «Дорогой сын, религия и власть – это сестры, ни одна не сможет ничего сделать без помощи другой. В своей сути, религия – это основа власти, а власть – это страж религии. Ничто, что не имеет основы или охраны, не сможет существовать долго, распадется».

В действительности религия для того, чтобы существовать, никогда не нуждалась в государстве. Но те, кто хотели сохранить государственную власть, всегда использовали религию в своих интересах в качестве идеологии. Это положение сохраняется и в наши дни.

Здесь следует рассмотреть разницу между такими часто употребляемыми понятиями, как исламское государство и исламское общество.

Некоторые, не видя никакой разницы между ними, даже называют Мухаммада (с.а.в.) "главой государства". Они игнорируют то обстоятельство, что он, в первую очередь, является тем, кто удостоен Всевышним звания посланника. В действительности, Посланник Аллаха (с.а.в.) никогда не был главой государства. Не было и государства, основателем которого его называют. Здесь смешивают два понятия – "государство" и "общество"».

То же самое касается и современного мусульманского мира. Существует такое выражение на эту тему: "В арабском мире государство отождествляется с обществом, и оба они упоминаются вместе с главой государства, который является диктатором. Не важно, как он называется – султан, президент или король. При этом я не могу сказать, что религия Египта – это ислам, потому что среди египтян есть как мусульмане, так и христиане с иудеями. Как можно утверждать, что государство, которое должно представлять всех своих жителей, может быть сужено до одной религии? Поэтому у государства не должно быть религии, ту или иную религию могут исповедовать люди, которые проживают в его пределах".

Согласно мнению тех, кто понимает ислам не только как религию, но и идеологию, ислам регулирует все сферы их жизни, в том числе политическую, экономическую и социальную. Но когда человек, сам не будучи таким мусульманином, как повелевает Коран, ожидает от ислама все перечисленное выше, это не более, чем фантазии.

Именно это является причиной появления  после исламской революции в Иране в 1979 г. милитаризированных исламистов разного рода. Это и те движения, которые возникли для противодействия советским войскам в Афганистане, "Хизбуллах" в Ливане, "Хамас" в Палестине, сепаратистские движения в Кашмире и Чечне. Сюда же можно отнести террористические акты таких группировок, как "Боко харам", или совершенные "аль-Каидой" в Афганистане и Ираке против Америки, а в последнее время – ИГИЛ.

Всех их объединяет убеждение, согласно которому причиной современного политического и экономического состояния мусульманских обществ является то, что они основаны не на "исламе", а также политическое и экономическое давление Запада.

Чтобы избавиться от этого положения, последователи этих движений, вместо того, чтобы стараться жить, как подобает истинным мусульманам, используют ислам как идеологию и легализируют насилие и террор. Подобно тому, как ислам не является основой такого образа мыслей, он не может быть и их будущим.

Те, кто использует ислам не как религию, а как идеологию, стремятся защитить свои какие-то интересы. Сейчас же политики в своих странах, а террористические группировки, практически, во всем мире, делают многое для того, чтобы затруднить мусульманам жить по канонам своей религии.

Ведь их целью является только сохранить свою власть.

Наше последнее наставление звучит так, что ислам – это религия, а не идеология. И целью мусульман должно стать не быть обманутыми теми, кто воспринимает ислам как идеологию и использует его в качестве таковой.

БЕКИР ЧИНАР,

политолог и специалист по международному терроризму, Университет Эпока, Албания

Источник: http://www.zaman.com.tr/

Перевод Гульсарии Ахметжановой специально для Исламского портала


Возврат к списку