Исламские новости

Нераскрытое наследие Каюма Насыри 11 Марта 2016

Нераскрытое наследие Каюма Насыри

В настоящий момент в научной среде возникает все больший интерес к жизни и творчеству Каюма Насыри – автору около сорока произведений в рамках теологической проблематики. И по сей день его творчество является мало исследованным.







КАЮМ НАСЫРИ ИЗВЕСТЕН КАК УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ИТОРИК, ЭТНОГРАФ, ЯЗЫКОВЕД И ПИСАТЕЛЬ, НО МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОН АВТОР МНОГОЧИСЛЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТРУДОВ

Сочинение Каюма Насыри "Гакаид рисаләсе", изданное в 1867 году дважды (второй раз под названием "Гакаиде исламия") можно отнести к первым попыткам составить учебные пособия по мусульманскому вероучению на татарском языке.

Следует отметить, что широкого распространения в татарских медресе оно не получило. В данной статье я попытаюсь разобраться в причинах того, почему этот труд не был востребован в мусульманском обществе своего времени.

Анализ работы показал, что проблема вероучения в татарской литературе конца ХIХ – начала ХХ вв. постоянно привлекает внимание исследователей. На сегодняшний день  научное наследие Каюма Насыри до конца не исследовано. Он известен, как учёный, просветитель, историк, этнограф, языковед и писатель, но мало кто знает, что он автор многочисленных религиозных трудов.

С теологической точки зрения он продолжает оставаться малоизученным. Однако научно-исследовательские работы, посвященные глубокому изучению проблемы вероучения в творческом наследии известного просветителя Каюма Насыри, практически отсутствуют. Теологическое наследие Каюма Насыри до сегодняшнего дня еще не являлось предметом специального изучения, однако отдельные фрагменты темы получили освещение в ряде исследований, в частности Резеды Сафиуллиной Аль Анси, Азата Ахунова и других.

В данной статье предпринята попытка изучения теологической проблематики в творчестве татарского богослова. Она заключается в осуществлении комплексного анализа проблематики вероучения в трудах Каюма Насыри. В работе воссоздана общая картина развития науки "вероучения", биография Каюма Насыри и его труд "Гакаид исламия". Источником исследования послужили многочисленные материалы, опубликованные в периодической печати, научные труды и архивные материалы.

В связи с тем, что в настоящее время получило распространение немало разнообразных, а часто противоречивых мнений, фетв, течений, сект и вероучений, возникла необходимость в углубленном изучении татаро-богословского наследия, в частности проблему вероучения в трудах Каюма Насыри. На мой взгляд, богословское наследие Насыри является наименее изученным. Поэтому, и была предпринята эта попытка проанализировать труд Каюма Насыри под названием "Книга по вероучению" ("Гакаид рисаләсе").

"ГАКАИЛ РИСАЛӘСЕ" – ОДНА ИЗ ПЕРВЫХ ПОПЫТОК СОСТАВИТЬ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ ВЕРОУЧЕНИЮ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Сочинение Каюма Насыри "Гакаид рисаләсе" является одной из первых попыток составить учебные пособия по мусульманскому вероучению на татарском языке. Первое издание книги  увидело свет в 1867 году, второе вышло чуть позже под названием "Гакаиде исламия".

Это один из главных теологических трудов Каюма Насыри, где просветитель поднимает такие вопросы, как вера в Аллаха, имена Аллаха и его атрибуты, веры в пророков, атрибуты пророков, вера в последнего пророка Мухаммада, биографии и родословной пророка Мухаммада.

В"Гакаид рисаля" ученый поднимает вопрос о причинах веры. Автор был заинтересован в том, чтобы учащиеся начали размышлять о вере, приняли своим умом и сердцем, а не оправдывались своим невежеством и незнанием религии. Просветитель наставлял учащихся прилагать собственные усилия для приобретения знаний. По мнению просветителя, существуют два источника веры: разум и доводы, через которые можно доказать существование Всевышнего.

В первом источнике веры ученый объясняет, что нужно всегда руководствоваться разумом. Он подчеркивает, что любой разумный человек знает, что в этом мире просто так ничего не происходит. Даже орошаемые небесным дождем хлеба, всякая живность ниспосланы для удовлетворения его потребностей, его пропитания. Разумный человек осознаёт, что у всего этого есть источник, сильный и совершенный во всем, свободный от недостатков, великий и могущественный Падишах. Он обладает качествами, присущими только Богу, невероятным богатством, он Милостивый и Милосердный, Господин над всеми – и хорошими, и плохими. Он – дающий нам пищу, милосердный по отношению к мусульманам, всем тем, кто исполняет Его волю. Это – Аллах Всевышний.

Необходимо стремиться к тому, чтобы из сердца улетучились все сомнения.  Нельзя оправдываться невежеством и незнанием, упрекать родителей, не давших образование, либо искать другие причины. Нельзя оставаться в неведении, не прилагая усилия к приобретению знаний.

Во втором источнике веры ученый объясняет, что нужно всегда руководствоваться доводами, основанными на традиции (наклийа), о существовании и единстве Аллаха, разъясненными им через своих посланников на основе ниспосланных откровений.

"Доведите до моих рабов, Я – Единый Аллах, создал небеса и землю, все творения, Господь посылающий пропитание, кроме Меня нет другого божества, Я – Милостивый и Милосердный Царь". Сказав так, Аллах все постановления передал своим посланникам в виде Книги. Описать все в этой книге невозможно. Несомненно, нужно прислушиваться к словам ученых и на их основе претворять в действия, признавать постановления, которые они извлекают из Корана и хадисов. Обязательным предписанием является повиноваться повелениям Аллаха .

В конце раздела ученый объясняет читателям, что нужно всегда стремиться получать знания.

ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ТАТАРСКИХ МЕДРЕСЕ ОНО НЕ ПОЛУЧИЛО

Следует отметить, что широкого распространения в татарских медресе оно не получило. В чем же причина того, что этот труд не был востребован в мусульманском обществе своего времени?

По мнению исследователей, теологический труд Каюма Насыри был написан достаточно сложным для восприятия языком, к тому же многие воспринимали в штыки деятельность ученого по пропагандированию русского языка в обучении. В связи с этим, теологические взгляды просветителя не получили поддержки среди его современников-татар и не нашли распространения и применения в мусульманских учебных заведениях.

Необходимо дальнейшее исследование теологических взглядов нашего земляка. Также кроме упомянутой выше работы у просветителя есть и другие теологические книги, на которые хотелось бы обратить внимание. Это книги "Утыз вагаз" ("Тридцать проповедей") и "Тарбия китабы" ("Книга по воспитанию").

На основании изучения теологического творчества Насыри можно сделать следующие выводы:

– труд "Гакаид исламия" является источником, излагающим вопросы исламского вероучения, он был написан основываясь на ханафитскую школу по исламскому вероучению;

– это сочинение было написано с целью первичного ознакомления и разъяснения основ вероучения;

– ученый решал жизненно важные проблемы общества: овладение науками, получение религиозных знаний, изучение русского языка детьми-татарами;

– Насыри был уверен, что после прочтения учебных пособий мусульманский народ начнет размышлять о вере, примет своим умом и сердцем веру в единого Аллаха и в дальнейшем начнет прилагать собственные усилия для приобретения знаний, светских и религиозных, и духовно-нравственного роста;

– ученые заботились о духовно-нравственном воспитании будущих поколений, стремились дать основы религиозных знаний;

– просветитель при написании своих трудов опирался на Священную книгу – Коран.

Таким образом, Каюм Насыри в своих трудах осветил и дал краткую характеристику веры в Аллаха и веры в Пророков, понятия вероучения. Автор считал, что именно эти пункты являются основами для изучения религии.

В целом, просветители второй половины XIX в. своими трудами пытались «вытащить» мусульманское общество из пассивности, бездействия, из невежества.

К сожалению, теологический труд Каюма Насыри не получил поддержки среди его современников-татар, теологические взгляды просветителя не нашли распространения и применения в мусульманских учебных заведениях.

Необходимо дальнейшее исследование теологических взглядов нашего земляка. И я уверена, что более глубокое изучение его работ позволит вскрыть ранее не исследованные пласты творчества мыслителя.

А. Мифтяхутдинова,

студентка Российского исламского университета, Казань

Исламский портал

В РИУ прошла презентация рукописи Каюма Насыри "Мифтах аль-Кур’ан"

Каюм Насыри: "Мифтах аль-Кур’ан" – это вершина моего иджтихада

Татарское богословское наследие вызывает интерес у молодых мусульман

Равиль Гайнутдин: Россия нуждается в интеллектуальных силах Ислама


Возврат к списку