Исламские новости

Посещение могил предков: благо или нет? 29 Марта 2016

Посещение могил предков: благо или нет?


 











Благоустройство и посещение мест захоронений, с точки зрения ислама, это богоугодное дело или нет?

Такой прямой вопрос многим может показаться несколько странным, ведь традиция захоронения умерших со всеми подобающими им почестями, давно укоренилась в массовом сознании нашего народа, и рассматривается как само собой разумеющееся явление. Тем не менее, этот вопрос становится иногда предметом разного рода спекуляций и неправильного интерпретирования основ ислама, чем вводит иногда в заблуждение многих людей. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

"Я РАНЬШЕ ЗАПРЕЩАЛ ВАМ ПОСЕЩАТЬ МОГИЛЫ, А ОТНЫНЕ ПОСЕЩАЙТЕ ИХ"

Сторонники нетрадиционных направлений в исламе, ссылаясь на некоторые хадисы и суры и из Корана, имеют "нехорошую привычку" к осуждению давно укоренившейся традиции посещения и ухаживания за могилами умерших родственников, называя это разновидностью идолопоклонничества. Под этим самым предлогом, после прихода сторонников ваххабитского течения к власти в Саудовской Аравии в 1925 г., первым делом ими были разрушены могилы целого ряда видных религиозных деятелей в Медине, позднее же было снесено место захоронения матери Пророка Амины бинт Вахб. Но видимо им и этого было мало, поэтому уже в наше время власти данного государства замахиваются на более «амбициозные» задачи, планируя уже сравнять с землей могилу самого Пророка. Такая политика, мягко говоря, не только не ложится в нашу привычную парадигму о добре и зле, но и прямо противоречит даже законодательным нормам многих стран, подпадая под конкретную статью УК "Вандализм".

Практика такого кощунственного осквернения мест захоронений людей, совершенно не учитывают того момента, что источники, на которые они ссылаются, озвучивались в тот момент, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вел активную борьбу с язычеством с его культом поклонения идолам. Именно по этой причине, во времена Пророка появилось предписание, согласно которому было строжайше запрещено ставить светильники и лампы над могилами. Нам, современным людям, такое предостережение может показаться непонятным. А причем здесь собственно лампы и могилы, спросят многие? Но все становится ясным, если учесть, что пламя ламп и свечей широко использовалось язычниками в их ритуалах. Поэтому появление таких предметов над могилами умерших в те времена стопроцентно означало, что могилы превращаются в некие идолы, над которыми проводятся обряды поклонения. То есть со временем, полного искоренения язычества как религии, необходимость в таких предписаниях отпала сама собой.

Затем, уже после того как ислам укрепил свои позиции, эти взгляды претерпевают значительные изменения, и в одном из достоверных хадисов, передаваемых имамом Муслимом говорится следующее: "Однажды Пророк сказал: Я раньше запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они удерживают от наслаждений жизни ближней и напоминают о жизни будущей". То есть уже при жизни самого пророка Мухаммада было известно, что прежние предписания о воздержании от посещений мест захоронения уже были отменены.

ПРАВЕДНИК ЙОСЫФ, НАВЕЩАЯ МОГИЛУ СВОЕЙ МАТЕРИ, СОВЕРШАЛ БОГОУГОДНОЕ ДЕЛО

Как наши далекие предки смотрели на этот вопрос? И не размышляли ли они в ином ключе? Ведь уровень религиозности в те времена, был не в пример сильнее нынешнего. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что об этом говорится в доступных нам источниках, отражавших настроения своего времени.

Для этого сначала обратимся к поэме "Хосров и Ширин" татарского поэта Кутба (жившего в XIV в.).

646-1.jpg

Это произведение является переводом одноименного произведения персидского поэта Низами Гянджеви. При передаче содержания и смысла персидского текста, Кутб приближал его тюркской жизни, образному мышлению, миропониманию читателя того времени. Касательно рассматриваемого нами вопроса в этом произведении, мы видим такие строки:

"Бойырды кем бу Фәрһадка гыймарәт

Кылың, ил Халкына булсын зыйарәт"

Здесь говорится, что после смерти Фархада, главная героиня Ширин воздвигает на его могиле надгробие. И если в поэме Низами, это упоминается просто как факт, то у Кутба мотив создания памятника рассмотрен более подробно. Он напрямую адресован народу как место для посещения. Кутб адресует памятник именно народу, для того, чтобы те не забывали благих деяний своих предков.

Другой поэт Кул Гали (живший в XIII в.) в своем знаменитом произведении – поэме Кыссай Йосыф, показывает нам знаменательный эпизод связанный с посещением главного героя – праведника Йосыфа, могилы своей матери, где он рассказывает о своей горькой судьбе, тех испытаниях с которыми он был вынужден столкнуться.

"О горе! Милая мать ты моя, лежишь ли,

В таком положении знаешь ли мое в состояние,

Посмотрев на меня, видишь ли каково мне: руки и ноги мои закованы?!"

img_7940.jpg

Далее со слов раба-надсмотрщика Селима, становится понятным ответ на вопрос о правильности или неправильности этого поступка праведника Йосыфа.

"Я разыскал того прекрасного –

Застал я его на могиле матери.

Словно блистающее солнце,

Озолотил он могилу сиянием.

От его чистых слез

Могила стала влажной,

Я ударил его,

И он зарыдал,

Тогда он вознес молитву Богу,

И вот на нас обрушился потоп".

Таким образом, автор поэмы подчеркивает, что праведник Йосыф навещая могилу своей матери, совершает богоугодное дело. Поэтому Всевышний в ответ на просьбу Йосыфа о помощи, обрушивает кару на его врагов, наслав на них потоп. Это обстоятельство показывает, что и для наших дальних предков посещение мест захоронений, является вполне обычным и даже поощряемым действием.

Все это показывает, что в исламских традициях татарского народа издавна было принято относиться с большим почтением к могилам своих предков. Это предполагало как тщательный уход за местами захоронений, так и ограничение в них хозяйственной деятельности и т.п. При этом места захоронений не являются объектами поклонения, а служат нам напоминанием о праведных делах старшего поколения и бренности этого мира. В этой связи, стоит напомнить, что память о человеке может хранить не только непосредственно могила усопшего, но и то, что осталось после него – предметы и места связанные с его жизнью. Поэтому с этой точки зрения не только уход за могилами усопших, но и сохранение памятников истории, также хранящих информацию об ушедшей эпохе, также является благим делом, достойным каждого мусульманина.

Ильнар ГАРИФУЛЛИН

Исламский портал


Возврат к списку