Исламские новости

Изображение: грешно или дозволено. Взгляд “Кыссай Йосыф” 18 Мая 2016

Изображение: грешно или дозволено. Взгляд “Кыссай Йосыф”










 

Одним из самых противоречивых ограничений в исламской традици считается запрет на изображение живых существ.

Согласно традиционной исламской доктрине, изображение человеческого лица крайне нежелательно. Если в Коране как правило такого открытого осуждения изображений нет, то ряд хадисов указывают на это: «В Судный день Аллах накажет художников, творцов образов, потребовав от них невозможного: оживить свои творения». Такие предписания были вызваны не в малой степени тем, что в древности изображения и скульптуры людей и животных (в том числе и мифических) как правило использовались в религиозных целях, при совершении языческих обрядов. И неудививтельно, что следственная связь «скульптура-идол-поклонение» приобрела характер аксиомы. Поэтому исламские пророки, неизменно боролись с разного рода изваяниями (к примеру, как пророк Муса низверг «Золотого тельца»), так как неразумные люди использовали их не как обьект искусства, а как объект поклонения.

Такой подход к запрету на изображению живых существ оказало серьезное влияние на одного из самых известных татарских богословов Г. Утыз Имяни (1754-1834), являвшегося первым редактором поэмы «Кыссай Йосыф». При подготовке своей версии он намеренно сократил те строки, где говорилось о портретах главных героев произведения Йосыфа и Зулейхи и статуях быков, украшавших ее дворец. Если в случае с Зулейхой наличие таких скульптурных композиций было понятно, т.к. согласно поэме она первоначально была язычником-идолопоклонником, то в случае с Йосыфом это никак не укладывалось в канву тех консервативных традиций, которые неизменно отстаивал Г. Утыз-Имяни.

Позиция самого Кул Гали, отдающая на первый взгляд двойственностью, предлагает нам весьма рациональный вариант по разрешению этой дилеммы.

kulgali.jpg

Кул Гали

Так к примеру, говоря об оформлении дворца, Кул Гали прибегает не только к декоративной, но и к портретной живописи. Так, на стенах дворца Йусуф должен был видеть собственное изображение и портрет Зулейхи:

Пусть украшает плафон рисунками,

Пусть изображают различные картины на четырех стенах,

Пусть нарисуют портрет самого Йосыфа,

Пусть будет портрет похож на тебя.

То есть автор поэмы показывает нам, что пророк не чурается собственного изображенья, а значит не видит в этом серьезного греха. И дальнейшее развитие событий только подтверждает этот тезис.

Но в то же время Кул Гали сохраняет некоторую дистанцию, намекая, что без просвещения и четких правил, плохо образованная часть общества действительно может впасть в искушение и начать ваять идолы своим кумирам (в данном случае это Йосыф) используя их уже действительно как объект поклонения.

Потом в другой предел дорога их легла,

И там дивились все красе его чела,

И статуя его там сделана была,

И поклонялись все той статуе теперь

Отказаться от идолопоклонечества облагородив таким образом свою внутренний мир Йосыф призывает и свою возлюбленную Зулейху.

603132_311817_6_Jusuf-Zulejxa.jpg

Фото из спектакля "Йусуф-Зулейха". Театр драмы и комедии им.К.Тинчурина

Несмотря на некоторые запреты, Кул Гали продолжает украшать изображенные в поэме дворцы портретами и картинами. На стенах дворца построенного к моменту торжественной встречи, были вывешены картины, рассказыающие как братья обманывая своего отца, уводят Йосыфа на луг, и унижая снимают с него рубашку и намереваясь убить бросают его в колодец, а затем продают проезжавшим мимо купцам в качестве раба.

И братья все пришли на пиршество в чертог,

И каждый рассмотреть изображенья смог.

И, стены осмотрев и пол и потолок,

Они сказали: “Тут – мы и наш грех теперь –

Как от отца мы прочь Йусуфа увели,

Какие мы отцу мученья принесли,

И как Йусуфа мы терзали и гнели, -

Вся наша подлость здесь для всех видна теперь”.

Кул Гали прямо связывает живопись с познавательной деятельностью. То есть исходит из современной и понятной нам позици, что изображение это в первую очередь передача информации, а не обьект для религиозного поклонения. И как всякая информация, он может служить в руках у праведных и обладающих знаниями людей во благо, а у темных и необразованных людей во зло. Поэтому изображение во дворце Йосыфа служат нам лишь передачтком информации.

Настенные изображения играют в поэме не только информативную, но и воспитательную роль, так как братья, увидев свои прегрешения, признают их и искренне раскаиваются в содеянном. Картины, увиденные ими на стенах дворца, в итоге производят переполох в их душах.

Таким образом Кул Гали стремиться найти ту “золотую середину” которая позволила бы с одной стороны соблюсти все каноны традиционного ислама, но с другой не мешала бы развитию искусства и научно-технических знаний. Кул Гали как образованный мусульманин-ханафит, стремясь самостоятельно найти ответ на такой непростой вопрос, как обязателен ли полный запрет на изображение, проходит свой идждихад. А именно к этому и призывал наш  известный татарский богослов Г. Курсави, говоривший: «если муджтахид (лицо совершающее идждихад – И.Г.)  оказался прав - ему две награды, если ошибся – одна».

И внимательно прочитав  поэму “Кыссай Йосыф” (“Сказание о пророке Иосифе”) мы можем убедится, что словно предвосхищая свое время, Кул Гали обьяснил своим читателям и своим потомкам, что не только можно, но и нужно использовать знания, искусства, научные достижения во благо человека, и мусульмане не могут . Поэтому и живопись и фотографирование, нельзя рассматривать как нечто априори греховное и недозволенное. Важно то с какой целью это все делается и зачем это делается.

Илнар ГАРИФУЛЛИН

специально для «Исламского портала»


Возврат к списку