Исламские новости

Нахдж ал-Фарадис – кодекс жизни мусульман XIV в. 15 Июля 2016

Нахдж ал-Фарадис – кодекс жизни мусульман XIV в.











Помимо светски ориентированных произведений татаро-мусульманских поэтов, в Золотой Орде были популярны и произведения чисто религиозно-нравственного характера. Основываясь на традиционных суфийских представлениях, в попытке донести до своих современников читателей свое мировоззрение, аппелировал к авторитету Корана, Сунны и известнейших религиозных авторитетов. Ярчайшим произведением данного направления служит прозаическое сочинение  «Нахдж ал-фарадис».

Нахдж ал-фарадис (в пер. «Открытая дорога в райские сады») — сочинение Махмуда бине Гали ал-Булгари. Автор был выходцем из знакового для российского ислама г.Булгар, а жил и творил он в столице Золотой Орды г.Сарае.

Благодаря информации оставленной самим автором, нам известна точная дата написания поэмы. «В восьмой день месяца сафара года лошади, в семьсот пятьдесят девятом (в 1357), в городе Сарае была сочинена эта книга. Составитель сочинения — эрудит богословия и небоздания, совершенный учитель и удачливый труженик, Махмуд, сын Гали, сына шейха Сарайского, происхождением из Булгара, владелец из К-р-д-и, обретший среди славных друзей прозвище Минхаджетдина».

Условно говоря Нахдж ал-фарадис можно назвать кодексом жизни правоверного мусульманина, соблюдение которого должно обеспечить ему попадание в рай.  Поэтому и неслучайно эта книга получила такое название. Иначе говоря, это своеобразная настольная книга, регламентирующая взаимоотношения мусульманина в семье, обществе и государстве.

Сочинение состоит из 4 книг («баб»), каждая часть из которых делится в свою очередь на 10 глав. В книге содержится сорок хадисов Пророка Мухаммада. Каждая глава произведения открывается одним из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему) — всего их (глав) сорок. Первая глава описывает жизнь и благие деяния Пророка Мухаммада, вторая описывает жизнь четверых халифов и четверых имамов, третья часть рассказывает о благих деяниях, приближающих ко Всевышнему, четвертая — о злодеяниях, отдаляющих от Его милости.

В седьмой и восьмой главах описаны рассказы из жизни пророка Мухаммеда. В восьмой главе описывается его путешествие в Рай и ад в сопровождении ангелов Джабраиля и Микаила. Эта часть большей частью построена в форме диалога в виде вопросов-ответов, сцены рая и ада содержат яркие, эмоциональные и красочные описания.

В «Нахдж ал-Фарадис» упоминается множество аятов из Корана. Часто повторяются коранические мотивы связанные с Судным днем.

Рассмотрение Махмудом ал-Булгари вопроса об институте верховной власти правителя связано с описанием жизни первых четырех халифов, правивших после смерти Мухаммада Автор поэмы раскрывает  факты прихода к власти халифов  и выдает свои размышления по поводу их природы власти халифа.

Махмуд ал-Булгари придерживался того мнения, что первые халифы были избраны в соответствии с наставлениями пророка Мухаммада, проповедуемыми им среди мусульман. И в качестве обязательного условия при избрании халифа выступало  общее согласие с его кандидатурой всех мусульман. То есть определяющим в этом должно быть мнение большинства самих мусульман.

И Махмуд ал-Булгари на протяжении своего сказа подчеркивает незыблемость постулата о 4 халифах как идеальных примерах правителя и организации власти вообще  для мусульман.

Махмуд ал-Булгари считал, что власть должна быть непосредственно связана с соблюдением мусульманских традиций.  А сохранение внутреннего единства мусульманского общества-уммы возможно лишь при таком  условии, когда власть и авторитет соединены в одном лице. Махмуда ал-Булгари судя по всему волновало, что исламские традиции намеренно игнорировались  его современниками в угоду личных амбиций и жажды власти правящих кланов. В частности в борьбе за золотоордынский трон, разные группировки не гнушались ничем, в том числе и убийствами действующих правителей – ханов Золотой Орды. Взгляд современника этих драматичных несомненно подталкивал автора этой поэмы  не только к поиску «золотого века» ислама, но и пожалуй самое главное к поиску примеров из прошлого показывавших что стабильное и справедливое устройство системы власти возможно. И примеры эти вполне осязаемы.

 

Особый акцент в произведении уделяется проблеме человека, его роли и месту в обществе, обстоятельствам достижения человеком счастья.

Интересно отметить, что автор не обходил вниманием и сложные вопросы происхождения жизни на Земле и в особенности самого человека. В «Нахдж ал-Фарадис» неоднократно подчеркивается, что именно Аллах создал человека и все живое на Земле, то есть таким образом автор пропагандирует ставшую вновь популярной в наше время креационистскую теорию происхождения жизни на Земле. Главная  цель человека по мнению автора сочинения – это духовное самосовершенствование, с тем чтобы найти счастье в другом, «вечном» мире. Причем земное счастье базируется на действиях самого человека, а путь к воплощению к нему лежит через моральное совершенствование личности и общества в целом.

Идеалы суфизма имели для автора «Нахдж ал-Фарадис» реальную значимость и во всех деяниях суфиев, он видел «открытый путь» в рай. Для него это неотъемлемая часть традиционного ислама и полностью соответствовавшая принципам шариата. На протяжении всей книги Махмуда ал-Булгари стремиться доказать, что суфизм абсолютно не противоречит суннитскому исламу.

На  протяжении всего произведения Махмуд ал-Булгари пропагандирует  общечеловеческие ценности, привязав их к исламу. «Доброе отношение к отцу и матери стоит и молитвы и поста и хаджа и газавата (войны с неверными)». Здесь он нравственный долг человека ставит на уровень основных  столпов ислама. И для обоснования этого тезиса он приводит в пример историю с вознесения на небо пророка Мухаммеда (миграджа), когда он увидел в раю человека прислуживавшего своей матери.

Для лучшего понимания пропагандируемых им ценностей Махмуд ал-Булгари постоянно пользуется разного рода рассказами и притчами. К примеру, утверждая о необходимости выплаты закята, он приводит пример притчу с историей о шейхе Гимране, который попросил средств у богатого кази (судьи) чтобы покормить бедных дервишей. Получив отказ он обратился с этой просьбой  к одному еврею, который с радостью дает ему денег  в долг. И в итоге скупой кази видет сон, в котором его месте в раю занимает тот еврей. Здесь главным  лейтмотивом  этого поучительного  рассказа служит тезис  о веротерпимости и том, что добрые дела и  нравственность ценится выше официальной религиозной принадлежности. С другой стороны как мы видим, в татаро-мусульманской литературной традиции еще задолго до XX в.,  в порядке вещей считалось высмеивать жадных и лицемерных служителей религии. То есть никакой “внутренней цензуры” даже в религиозно-дидактической литературе не было. Свобода слова даже в таких казалось бы “неудобных темах” была незыблема.

Вместе с тем при общем взгляде на сочинение “Нахдж ал-фарадис” мы видим что главная цель автора вовсе не жесткое избличение пороков общества , а скорее его религиозно-нравственное воспитание . И поэтому он  по своем духу больше напоминает пятничную проповедь имама в мечети. Созидательное и доброе начало здесь несомненно превалирует над разрушительным. И путеводной звездой для человека здесь выступают исламские нормы этического поведения. Будь щедрым и добрым, заботься о своих родителях. Будь скромным в своих желаниях и не проси лишнего. Не жалуйся на свою судьбу и не озлобляйся на людей. Эти простые и понятные каждому истины легко находят отклик и читателя XIV в. и у наших современников.

Ильнар ГАРИФУЛЛИН

Исламский портал


Возврат к списку