Исламские новости

16 Июля 2010

Браки с мусульманами становятся все более предпочтительными для россиянок-немусульманок

Браки с мусульманами становятся все более предпочтительными для россиянок-немусульманок, в том числе – православных. Однако, несмотря на схожесть семейных моделей у мусульман и православных, такие «межкультурные» семьи далеко не всегда живут и развиваются безоблачно. Им необходима поддержка со стороны государства, специалистов-психологов и священнослужителей соответствующих религий. Таково мнение психолога,  старшего научного сотрудника Института психологии РАН Ольги Маховской, которым она поделилась с журналистами и коллегами из Казани во время видеомоста «Интернациональные и межконфессиональные браки: что об этом думают россияне». В Москве видеомост был организован 15 июля в агентстве РИА Новости.

По словам Ольги Маховской, межконфессиональные браки в России имеют немалый потенциал устойчивости, так как людей сближают не только элементы «общего советского прошлого» (язык, образование и т.д.), но и «очень похожие семейные модели». Как для православной, так и для мусульманской модели характерен высокий авторитет мужа, правда, в первом случае он «более формальный», тогда как во втором – скорее  «реальный». Кроме того, если в типичных немусульманских семьях авторитетный отец не склонен непосредственно участвовать во внутренних делах семьи, в каждодневном воспитании детей (за исключением отдельных показательных акций типа «семейной порки»), то  муж-мусульманин, в идеале, является не только кормильцем, но и «обожает» детей, уделяя им и жене значительное внимание. Именно поэтому мусульмане, в том числе - мигранты, которых в настоящее время становится все больше в российских мегаполисах, «все более привлекательны для наших умотанных жизнью женщин», заметила О.Маховская.

Однако вместе с преимуществами жена-немусульманка получает в такой семье то, к чему ей трудно привыкнуть - некоторые ограничения в свободе, по крайней мере, на уровне обязательного обсуждения ее намерений. В православной же семье, по наблюдениям специалистов, доминирует тот, кто психологически сильней, кто «поборет» другого. В последнее время нарастает также такое явление, как инверсия семейных ролей: когда женщина берет на себя функции, традиционно понимаемые как мужские, а мужчина, не в силах угнаться за высокой планкой социальных стандартов, готов к роли «домохозяина».

Со стороны Казани в видеомосте участвовали председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина и начальник Управления записи актов гражданского состояния Кабинета министров Татарстана Эльмира Зарипова, которые рассказали о росте числа межнациональных браков в республике. По словам Э.Зариповой, такие браки составляют 21-23 % от количества всех ежегодно заключаемых в Татарстане союзов, а разводятся такие пары в два раза реже, чем моноэтничные. Речь шла именно о национальных характеристиках, что, по умолчанию, подразумевало и разную конфессиональную принадлежность супругов.

Наиля Зарипова сообщила о работе службы семейной поддержки, которая работает при Союзе мусульманок. На вопрос о том, каким образом решается в семьях вопрос о религиозной принадлежности детей, Н.Зарипова ответила, что  ребенка ни к чему не принуждают, как правило, он, повзрослев, выбирает религию той части семьи, которая его больше любит, теплее к нему относится.

«Как бы Вы напутствовали молодых людей разных вер и национальностей, которые собираются вступить в брак?» – спросили О.Маховскую. «Если ваш избранник другой национальности, это усиливает ваш собственный ресурс, обогащает вас, расширяет ваши возможности, а ваши дети вырастут в насыщенной воспитательной среде, они будут знать два языка, две культуры. Как правило, такие бикультурные дети более устойчивы в социуме, лучше адаптируются в разной среде», – ответила О.Маховская.

По материалам blagovest-info.ru

Возврат к списку