Исламские новости

Образование детей мусульман. Проблемы и решения 22 Апреля 2018

Образование детей мусульман. Проблемы и решения

Тема «знание», тема «образование и воспитание детей мусульман» — это чрезвычайно важные проблемы с точки зрения ислама. Коран рассматривает приобретение знаний как нечто, что увеличивает достоинство человека, призывает постоянно обретать знания. В особенности он ярко затрагивает вопрос обучения детей. Ведь от правильного воспитания и наличия достоверных знаний зависит будущее всей мусульманской Уммы.

Сегодня вопрос об образовании детей мусульман поднимается наиболее активно, так как многие семьи сталкиваются огромным рядом нерешённых проблем. Зачастую эти проблемы связаны с обучением детей в светских школах, в которых отсутствуют какие-либо условия для  соблюдения религиозных предписаний.

Выбор дошкольного и среднего  учебного заведения – очень ответственное и значительное мероприятие. Ведь школа – это первый в жизни каждого ребенка социальный институт образования, который оказывает сильное влияние на формирование его личности. Особенно этот выбор непрост для мусульманских семей, так как необходимо учитывать многие моменты. В частности - вопрос выбора школы, связан с наличием в ней халяльного питания, с возможностью носить религиозную одежду, со способностью детей прочтения молитвы, а также соблюдения поста в стенах заведения. 

Мы должны понимать, что не все семьи могут позволить себе определить ребенка в исламскую школу, где помимо светского образования детей обучают и религиозному. Ведь во многих регионах страны  не действует политика, благодаря которой существуют религиозные учебные заведения.  Также, стоит отметить, что подобные школы несут коммерческий характер. Например, если в семье 5 детей, то обучать каждого платно будет затруднительно для родителей.

Однако определить ребенка в бюджетную светскую школу задача тоже не из простых. Родители часами взвешивают все за и против, чтобы прийти к определенному компромиссу, не ущемляя права ребенка. Самым главным минусом в обивочной школе можно выделить отсутствие халяльного питания. Так как в российских школах не предусмотрен этот вопрос, дети мусульман в  общеобразовательных школах лишены полноценного питания. Единственный выход из положения - носить с собой из дома полуфабрикаты или же покупать из буфета сухой паек, который так вреден для здоровья.

Проблема халяльного питания в детских садах и школах касается практически каждой мусульманской семьи. Именно по этой причине многие родители вынуждены даже отказываться от детских садов, так необходимых для социализации каждого малыша.

Некоторые мусульманки нашли оптимальный выход из положения – обучение детей на дому.

Кроме халяльного питания в обычной общеобразовательной школе лишено религиозной составляющей и воспитание. А окружающая среда, несомненно, берет свое. Тем не менее, то, каково будет детям мусульман в условиях российских школ и садов зависит не только от учителей и воспитателей, но и от  родителей. От их активности, от их отношения к каждому вопросу. Потому что они прежде всего в ответе за своих чад.

Какие еще проблемы существуют в образовательном процессе детей мусульман. Если ли решения? - На эти вопросы ответили преподаватели Российского исламского института.

Ибрагим хазрат Шайхабзалов, проректор по воспитательной работе РИИ:

–Самое сложное в обучение детей – это способность учителя или родителя заинтересовать ребенка в получение тех или иных религиозных знаний. В юном возрасте нет понимания того, что хорошо, а что плохо, поэтому дети в основном просто берут пример со своих родителей. Детский ум впитывает знания, как губка, веря всему, что говорят родители или учителя, в связи с этим важно говорить только правду, чтобы не засорять мозг ребенка ложной и лишней информацией.

Еще не так просто замотивировать ребенка в учебном процессе. Вы должны понимать, что поощрять ребенка за определенные успехи и стремление получать знания нужно и даже очень важно. У каждого ребенка есть свои слабости, поэтому стоит найти их.  Однако не стоит забывать, что его стремление развиваться должно быть не ради определённой награды или подарка, а ради довольства Всевышнего.

Своих детей мы с супругой решили обучать самостоятельно, не прибегая к помощи воспитателей и не отдавая их в детские сады.  На примере старшей дочери мы столкнулись с рядом определённых проблем. Во-первых,  смотря на других девочек, она не хотела надевать платок. Во-вторых, ее поведение и отношение к родителям оставляло желать лучшего, ведь в сады приходят дети из разных семей, и бывает, потом не так просто перевоспитывать и переучивать свое чадо.

 

Аделия устаз Каримова, преподаватель дисциплины «Исламская этика»:

–Игровая форма обучения – хороший способ, чтобы научить детей чему-либо и развить в них определенные благие качества. Подумайте сами, даже взрослому человеку порой тяжело слушать одну монотонную лекцию часами, дети же в этом плане еще более неусидчивы, и не сконцентрированы. Поэтому, у них быстро пропадет интерес к учебе, если не развлекать их и не давать возможность творчески подходить к делу. Обучение будет проходить намного продуктивно, когда 30 минутные занятия будут заменяться хотя бы 10 минутным активным отдыхом. Благодаря такому подходу дети смогут выплёскивать свою энергию и на уроках слушать учителя  внимательнее, не отвлекаясь и не уставая. 

Многие родители и учителя сталкиваются с проблемой недисциплинированности детей. Однако и это поправимо. Главное найти подход и понять, как ребенку заниматься комфортнее. Если индивидуально обсудить проблему его поведения можно прийти к определенному компромиссу, тогда он не будет мешать педагогу и остальным детям.

Когда ребенок, воспитанный с детства по канонам ислама, начинает ходить в школу, в первую очередь он сталкивается с проблемой нехаляльного питания. Это заставляет родителей переживать, ведь элементарно ему будет нечем перекусить и восполнить энергию. Поэтому мусульмане, конечно, если есть возможность,  отдадут свое чадо в школы, в которых хоть немного, но есть определённые условия для обучения мусульманских детей.

 

Роберт хазрат Шангараев, доцент кафедры гуманитарных дисциплин:

–Мусульманская система образования развивается, но очень медленно. Есть определенные недостатки, например, отсутствие единых требований к компонентам учебного процесса, которые в свою очередь в обязательном порядке предъявляются в светских учреждениях. Министерство образования, в лице методистов, разрабатывает специальные регламенты по каждому предмету. Эти регламенты регулярно меняются, что дает возможность педагогическому составу повышать квалификацию. Подобное отношение приводит к росту профессионализм учителей, что способствует высокому качеству образования детей в целом.

В мусульманских учебных заведениях чувствуется острая нехватка такого  методического центра.  По большому счету все педагоги, которые обучают мусульманских детей, имеют лишь тот багаж знаний, который они смогли самостоятельно  получить в других религиозных учреждениях.  Следовательно, необходимо разрабатывать новые программы, которые бы позволили и повышать профессионализм преподавателей и которые бы смогли выпускать современные учебные пособия.

Что касается проблем, которые возникают у мусульманских детей в светских школах, то хочется отметить, что самое главное – это благонравное и уважительное отношение ребенка к себе и к другим. Если мусульманин будет вести себя достойно, проявлять интерес к учебе, выстраивать хорошие отношения с педагогами и одноклассниками и не будет лениться, то в этом случае на какие-либо атрибуты одежды даже смотреть не будут. Ребенок сможет полноценно выполнять как религиозные предписания, так и соблюдать правила внутренней дисциплины в школе.

Во всех учебных заведениях больше всего цениться ученики, которые серьёзно относятся к учебе, которые способны не только усваивать, но и выдавать новый продукт. Мусульманин должен стать для всех примером порядочности  и ответственности.

 

 

Материал подготовила: Эльвира Маликова

Фото: https://www.d1alac.com/forum/showthread.php?t=111577

 


Возврат к списку