Исламские новости

Участники научной конференции приняли резолюцию на тему исламской правовой культуры 27 Ноября 2019

Участники научной конференции приняли резолюцию на тему исламской правовой культуры

Как сообщает информационное агентство "IslamNews", участники научно-практической конференции «Исламская правовая культура в современной России: состояние и перспективы», прошедшей в г. Нальчике 26 ноября 2019 г., заслушав и обсудив доклады и сообщения мусульманских лидеров и ученых, общественности, государственных учреждений и научных центров, считают необходимым отметить следующее:

В исламской правовой культуре главными целями являются обеспечение блага человека и отклонение вреда. В этой связи важнейшими ценностями для социальной жизни считаются справедливость, умеренность, постепенность, поиск сбалансированных решений, взаимопонимание и открытость к диалогу, стремление обеспечить общественную безопасность, а равно и решительное отклонение социальных пороков, притеснения людей, экстремизма и терроризма.

Важным принципом исламской правовой культуры выступают лояльность по отношению к законной власти своего государства, запрет на любые действия по ее дестабилизации. Государственная власть является гарантом реализации ценностей и целей всех своих граждан независимо от вероисповедания и национальности. Исламская правовая культуры должна устранять конфликты и конфликтные ситуации, призвана действовать в одном направлении с целями и задачами органов государственной власти, институтов гражданского общества по поддержанию мира и общественного согласия.

Совершенно недопустимо вмешательство религиозных структур в деятельность государственных органов, осуществление ими деятельности, не предусмотренной действующим законодательством, попытки подмены функций и задач органов государственной власти, а также их вовлечение в политические конфликты. Подобного рода действия расцениваются как нарушение Конституции Российской Федерации, противодействие интересам многонационального и многоконфессионального народа страны.

Аллах, превелик Он, говорит: «Уверовавшие, но не переселившиеся [из Мекки в Медину], не получат от вас никакой помощи, пока не переселятся. А если они попросят у вас помощи в делах религии, то вам надлежит помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор» (Коран, 8:72).

Не случайно в Декларации Лиги исламского мира, принятой на конференции «Идеологические направления: между свободой слова и установлениями шариата» в марте 2017 года в г. Мекке, выводятся следующие заключения:

«Свою идентичность нужно сохранять в соответствии с имеющимися в стране проживания конституционными и другими законными механизмами».

Шариат – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом, и регулирующих их поведение и жизнедеятельность как для отдельного человека, так и на уровне всего общества.

Исламская правовая практика не была неизменной – с течением времени она изменялась и трансформировалась применительно к контексту жизни в одном и том же регионе и отличалась от других регионов. Этнические традиции, особенности культуры и духовности, социально-политический, экономический и психологический контекст – всё это влияло и влияет как на формирование государственных законов, так и исламской правовой культуры.

Независимо от форм государственного устройства везде, где жили мусульмане, накапливался опыт разрешения споров и конфликтов, основанного на общности религиозного мировосприятия сторон. Посредничество занимает очень важное место в исламской правовой культуре. Исламское сознание стремится в принципе избежать возможности конфликта как нежелательного действия.

В период становления советской власти в условиях трансформации общественных отношений Ислам наряду с местными обычаями (адатами) сыграл стабилизирующую роль. В СССР, несмотря на государственную политику вытеснения религии из общественной жизни, религиозные организации и отдельные религиозные деятели осуществляли функции примирения сторон.

 

Разрешение житейских споров, семейных и психологических конфликтов, примирение враждующих сторон осуществлялись мудрыми и уважаемыми людьми. Они руководствовались шариатом, но не называли себя «шариатским судом».

Вместе с тем категорического осуждения заслуживают действия террористических групп в некоторых регионах Северного Кавказа в 90-х гг. истекшего века, начала 2000-ых годов, которые под прикрытием идеи распространения Ислама чинили беззаконие и бесчинства от имени «шариатских судов». Эти действия нанесли большой ущерб мусульманам и исламскому миру в целом.

Некорректное использование термина «шариатский суд» породило в общественном мнении ассоциации с террористическим самосудом международных бандформирований.

К сожалению, и при духовных управлениях мусульман в силу нехватки знаний стали появляться такие названия, хотя институты, осуществлявшие функции примирения сторон по согласию, не имели и не могли иметь полномочий ни государственного, ни третейского суда.

В связи с этим, а также ввиду некорректного по сути использования термина мы рекомендуем всем духовным управлениям мусульман, всем мусульманам воздержаться от данного термина применительно к реальности светского Российского государства.

У нас есть духовные управления мусульман, снискавшие доверие верующих и общества. Сегодня в них немало подготовленных кадров, ученых, которые могут осуществлять деятельность по предотвращению конфликтов и примирению сторон. Важно, чтобы такая практика осуществлялось в форме комиссий (советов) по разрешению спорных вопросов и не вступала в противоречие с конституционными нормами.

На этой основе участники конференции рекомендуют:

1.    Не допускать фактов вмешательства религиозных организаций в сферу деятельности уполномоченных органов государственной власти. Исключить случаи, когда по вопросам, относящимся к исключительной компетенции государственных структур, богословские толкования шариатских норм подменяют осуществление правосудия, принимая форму обязательных решений.

2.    Всесторонне с привлечение мусульманских религиозных деятелей, юристов, историков, культурологов, политологов изучить опыт существования и развития исламской правовой культуры, отдельных ее аспектов в истории Российской империи и начального этапа советского периода истории с целью возможного учета в условиях современной России.

3.    Изучить и обобщить практический опыт деятельности духовных управлений мусульман по распространению исламской правовой культуры, отдельных ее элементов в условиях современной России, их региональные особенности. Проанализировать принимаемые ими решения и источники их формулирования, выявить общие тенденции и особенности их деятельности.

4.    Повысить эффективность и регулярность контактов между духовными управлениями мусульман в целях обмена информацией и опытом работы, обобщения практики распространения исламской правовой культуры на основе добровольности и взаимности.

5.    Рекомендовать провести всесторонние научные исследования, посвященные потенциальным возможностям функционирования и перспектив развития исламской правовой культуры, в условиях современной России, а также практике зарубежных немусульманских стран по данной проблематике.

6.    Рекомендовать духовным управлениям мусульман в ходе проповеднической деятельности обращать внимание на то, что исламская правовая культура это не только набор прав, но и свод обязанностей для каждого правоверного мусульманина.

7.    Рекомендовать духовным управлениям мусульман усилить контроль над деятельностью имамов и внутренних структур, осуществляющих работу по толкованию шариатских норм.

8.    Рассматривать настоящую конференцию началом проекта по проведению регулярных научно-практических форумов, посвященных вопросам исламской правовой культуры в условиях современной России.

 

 

Исламский портал

 


Возврат к списку