Исламские новости

Казанские ученые поддержали инициативу о признании Казани городом первого печатного Корана в мусульманском мире 1 Марта 2022

Казанские ученые поддержали инициативу о признании Казани городом первого печатного Корана в мусульманском мире

В институте истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук РТ прошел круглый стол «Казанские издания Корана: история и исследования» с участием историков, исламоведов и журналистов. В работе круглого стола, который прошел в смешанном очно-дистанционном формате, приняли участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, его заместитель по образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Аскар Гатин, заслуженный архитектор РТ, независимый исследователь Сергей Саначин, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института истории им.Ш.Марджани АН РТ Марат Гибатдинов, кандидат политических наук, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ренат Патеев, специалисты в области Корановедения, казанские и дагестанские ученые. Модератором круглого стола стал доктор исторических наук, директор Института истории Радик Салихов.

«Мы едины в том, что в Казани вышли первые печатные книги российского исламского мира, но существуют определенные разночтения, связанные с различными исследовательскими методиками или анализом различных источников», - так поставил вопрос Салихов.

Как известно, на последнем пленарном заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Джидде Президент Татарстана и руководитель Группы Рустам Минниханов выступил с предложением обозначить 1803 год памятной датой издания первого печатного Корана и провозгласить Казань «Городом первого печатного Корана в мусульманском мире».

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин привел в пример труд «Печатание мусхафов в городе Казань», в котором автор Ганим Каддури Хамд подчеркивает, что Казанское издание Корана 1803 года - это первое издание, которое было напечатано в мусульманском мире и соответствовало стандарту “Ар-Расм Аль-Усмани”. Хазрат в подтверждение этих слов провел сравнительный анализ казанского и петербургского изданий Корана.

«Мы не можем утверждать, что те оттиски, которые были в типографии Санкт-Петербурга, были перевезены в Казань и использовались для печати «Казан басмы». Стало быть, первый печатный Коран был подготовлен в Казани «с нуля» и впервые соответствовал стандарту “Ар-Расм Аль-Усмани”. В последующем (в моем архиве есть разные издания «Казан басмы») мы можем наблюдать, что издатели отошли от этого стандарта. Об этом писал Шигабутдин Марджани в своей книге «Фаваид аль-Мухимма», а затем 7 января 1909 года в Казани специально для разбора недочетов и переиздания «Казан басмы» собрались 300 человек, среди которых было много выдающихся мусульманских ученых, таких, как Ахмадхади Максуди, Шайхульислам Хамиди, Муса Бигиев и др». По результатам собрания вышла книга Мусы Бигиева на старотатарском языке под названием “Тасхих ресми хат”. Ученые в ходе первого заседания не смогли прийти к общему мнению и спустя неделю собрались еще раз. Они, объединившись в комиссию, выделили 57 мест в «Казан басмасы», которые было необходимо исправить. Ученые приходят к мнению, что следовать свиткам Расм-Усмани является обязательным».

Далее Камиль хазрат затронул вопрос даты издания «Казан басмы»: «Мы четко знаем год основания Азиатской типографии в Казани. Но с учетом имеющегося у меня опыта по подготовке изданий Корана, даже при современных возможностях и технологиях, я могу констатировать, что менее, чем за два года подготовить к печати Коран невозможно. В Дубае недавно издали Куръан. Они его готовили 7 лет. Ризаэддин Фахреддин и Мухаммад Мурат Рамзи пишут о том, что в 1801 году был напечатан Коран. Но здесь речь идет о «Хафтияк Шарифе», то есть 1/7 части Корана, о сборнике избранных сур. А с точки зрения науки и логики невозможно за короткое время подготовить целое издание Корана».

Кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета Эльмира Амерханова, рассказывая о деятельности Азиатской (Гимназической) типографии в Казани, сообщила, что в Научной библиотеке хранится огромная коллекция рукописных и печатных Коранов. Она отметила, что в августе 1803 года полуторатысячным тиражом вышло первое мусульманское издание Корана. Выходные данные этого издания отражены в "Каталоге книгъ, отпечатанныхъ въ типографiи Императорскаго Казанскаго университета съ 1800 до 1896 годъ". Для удобства чтения прежний набор Курана был значительно изменен, из одного тома большого формата были созданы два тома в половину листа. И самое главное – отказались от комментариев по полям текста, которые были нарушением канонической традиции воспроизведения текста Корана. В отличие от более ранних петербургских изданий Корана, первое казанское издание содержало название, количество аятов и текст сур, не имело дополнительных пояснений на полях (кира’ат и тафсир).

Участники круглого стола подчеркнули, что история издания и распространения казанских изданий Корана требует дальнейшего научного изучения, в том числе за пределами России. Результатом встречи стало принятие резолюции, в которой отмечено, что участники собрания поддержали инициативу Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова о признании 1803 года Годом издания в Казани первого канонического текста Корана, признанного в мусульманском мире как «казанское издание» (по-татарски: «Казан басмасы»).

Исламский портал


Возврат к списку