Исламские новости
Интересные вакфы Османской империи
На протяжении веков вакфы, исламские благотворительные фонды, осуществляли деятельность, которая укрепляла социальную солидарность, отвечала потребностям общества и имела прямые или косвенные экономические последствия в таких областях, как жилье, образование, здравоохранение.
Система вакфов была не застывшей, а очень подвижной и динамичной. Деятельность этих благотворительных фондов менялась в зависимости от времени, общественных условий, сохраняя свои цели служения обществу. Благодаря им и их основателям, преследовавшим цели обрести довольство Аллаха, вакфы выполняли те обязанности, которые сейчас возлагаются на государственные социальные службы. Тот факт, что люди создавали их по собственному желанию на личные средства, стремясь помогать не только всем людям независимо от их религиозной принадлежности, то даже животным, показывает, насколько высоки были культурные ценности мусульманского общества в прошлом, превосходя даже европейские той эпохи. Француз Конт-де-Боннваль, прибывший в Османскую империю в XVI в., писал: «Можно увидеть турок, достаточно сумасшедших для того, чтобы выделять деньги на вакф для работников, которые поливают неплодоносящие деревья, спасая их от засыхания в жару».
В Османской империи вакфы, деятельность которых охватывала самые разные сферы, от медицины до образования, от предоставления приюта путникам до кормления птиц, были важной частью общественной жизни. Хотя их основной задачей было помогать бесплатно нуждающимся, они предоставляли и платные услуги тем, кто имел средства.
Функции некоторых вакфов были очень интересные. Вот некоторые из них.
Вакф, который организовывал зияраты (посещения) сакал-и шериф
«Сакал-и шериф» – это волосы из благословенной бороды нашего Пророка (мир ему). В Османской империи имелось несколько таких реликвий, которые бережно хранились. Их посещение считалось особой добродетелью, особенно в так называемые «благословенные ночи»: Лайлат аль-Кадр (Ночь Величия), Лайлат аль-Бараат (Ночь Очищения), Лайлат аль-Мирадж (Ночь Вознесения Пророка), Лайлат аль-Рагаиб (Ночь Даров) и Лайлат аль-маулид (Ночь рождения Пророка). В Стамбуле существовал вакф, созданный Мехмедом Нури-беем в 1866 году, который занимался организацией таких посещений.
Вакф, который в жару охлаждал воду в фонтанах
В городах Османской империи неизменным элементом были сабили – общественные питьевые фонтаны. Вакф Али-аги, сына Хусейна, занимался тем, что в жару каждый день закупал снег в количестве груза одного мула и помещал этот снег в городские сабили, чтобы жители могли наслаждаться прохладной водой.
Вакф, который нагревал воду для омовения
Коджабейзаде Абдульхади-эфенди в 1721 году создал вакф, который организовал в помещении для омовения при мечети нагревание воды, чтобы мусульмане могли мыться теплой водой. Делалось это в котле, завещанном этим же благотворителем.
Вакф, очищающий стены от надписей
Этот фонд, действовавший в Стамбуле, нанимал человека, который осматривал стены мечетей, медресе, благотворительных столовых (имарат) и других зданий, следя за их чистотой. Такой человек должен был очищать их, если кто-то нанесет на них рисунок, надпись или испачкает. Создал фонд султан Мехмед II в 1470 году.
Вакф для обретения прощения
Мулла Джурани в 1484 году в Бурсе создал вакф, который бесплатно обучал детей. Его основатель выделил на это три дирхема в день. При этом, как он указал, награда (саваб) за это предназначалась тем людям, права которых он каким-то образом попрал, о которых, возможно, злословил. Также основатель выражал надежду, что это деяние послужит причиной прощения его грехов Всевышним.
Вакф, готовящий приданое
Вакф Саида Мехмеда Асада Эфенди, основанный в 1845 году в Стамбуле, выделял приданое бедным девушкам, чтобы, выходя замуж, они имели бы одежду и все необходимое.
Вакф, одевавший сирот
Основанный Джафедой Хатун в 1773 году вакф, согласно уставу, выделял 20 сиротам, учившимся в медресе, одежду и обувь, а по праздникам Курбан-байрам – по отрезу ткани. Их учителям завещалось также выделять кафтаны и некоторое количество денег.
Вакф, готовивший лекарства
Султан Сулейман I в 1547 году создал в Стамбуле вакф, который должен был обеспечивать больных лекарствами. В его уставе подробно перечисляется количество лиц, нанимаемых фондом, и их деятельность: «Я обязываю, чтобы был нанят человек, который знал бы названия растений и умел из них готовить снадобья, используемые при заболеваниях. Главный врач должен обеспечивать его всем необходимым сырьем и создавать условия для хранения этого сырья. Сырье должно быть свежим, старые и испорченные материалы использовать нельзя. Этому человеку следует выделять 4 акче в день. Также следует нанять ему двух помощников, которые должны толочь в ступках и измельчать растительное сырье. Им я обязываю платить 3 акче в день».
Вакф, запрещавший учителям курить
В уставе основанного Мехмедом Рагибом Эфенди в Стамбуле в 1833 году вакфа указывалось, чтобы он никоим образом не нанимал курящих учителей.
Вакф, заботящийся о городской эстетике
В уставе вакфа Мехмеда Хайри-паши, созданного в Салониках в 1903 г. подчеркивалось, чтобы в районе, где он располагался, не строили бы cооружений, которые закрывали вид на мечеть и мешали прогулкам горожан. Допускалось создавать лишь бассейны, разбивать сады и устанавливать скамейки.
Вакф, помогающий пострадавшим в кораблекрушениях
Вакф Сулеймана Субаши, созданный в Стамбуле в 1576 году, имел целью: «… оказать помощь беднякам и попавшим в трудное положение, пострадав во время морского путешествия, попав в беду или кораблекрушение».
Вакф, обеспечивавший конями воинов, отправляющихся в поход
Этой деятельностью занимался вакф, основанный знаменитым великим визирем Соколлу Мехмедом-пашой в 1574 году.
Вакф, спасающий мусульман из плена
Фонд Салихи Хатун, созданный в Дамаске в 1308 году, имел целью спасать мусульман, попавших в плен к европейцам, а также обеспечивать их провиантом и одеждой, пока они не вернутся на родину.
Вакф, который заботился о качестве персонала
В уставе вакфа, основанного Хюррем в 1551 году, говорится: «Что касается школы, построенной вакфом, то в нее следует назначить учителя, который хорошо знал бы кыраат (чтение) Корана и таджвид (правила чтения Корана), обладал прекрасными качествами и благочестием, чтобы он обучал детей мусульман… Чтобы он был милосерден к ним, воспринимал их как своих детей, не делая разницы между ними, следовал правилам обучения и воспитания. Чтобы он относился к ним как искренний друг или даже милосердный отец… Ему выплачивать шесть дирхемов…»
Вакф, который обучал красивому почерку
Этот фонд был основан Мустафой Эфенди ибн Файзуллахом Эфенди в Стамбуле в 1742 году. В его уставе значилось: «В упомянутой школе следует назначить учителя, который был бы искусен в преподавании каллиграфии и письме, чтобы он преподавал два дня в неделю и получал за это 10 акче…»
Вакф, заботящийся о погребении бедняков, в том числе прокаженных
Этот вакф был основан в 1903 году в Сивасе. В его уставе значится: «Третью из одной пятой доходов вакфа следует выделять на омовение и облачение в саван нуждающихся из числа стариков, сирот, вдов, калек, слепцов, прокаженных…»
Источник: www.fikriyat.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала