Исламские новости

Древние мечети Наблуса рассказывают историю региона на протяжении всей истории 15 Сентября 2023

Древние мечети Наблуса рассказывают историю региона на протяжении всей истории

Десятки мечетей, насчитывающих тысячи лет, разбросаны по Старому городу Наблус, отражая богатую историю региона.

Наблус – это город на Западном берегу реки Иордан в Палестинской автономии. Он известен с 1200 г. до н.э. и упоминается в Библии под названием Шхем. В 400 году до н. э. город превратился в культурный центр и священный город самаритян. В начале нашей эры его захватили римляне и переименовали в честь императора Веспасиана в Флавий Неаполис. Город, как и большая часть Палестины, был завоеван мусульманами под командованием Халида ибн аль-Валида в 636 году после битвы при Ярмуке. Его название арабами было искажено в Наблус. В более позднюю эпоху город захватили крестоносцы, которые в 1120 году созвали здесь Наблусский собор. Богатую историю Наблуса в разные эпохи, включая исламские завоевания, крестовые походы, мамлюкскую и византийскую эпохи, отражают мечети Старого города.

Джума аль-Афгани, представитель Палестинского министерства вакуфов, отвечающий за мечети Наблуса, говорит: «Здесь насчитывается 90 мечетей, 11 из которых расположены в Старом городе и считаются одними из старейших в Палестине — им 600-1000 лет… Большинство из них считаются национальным достоянием… Старый город в прошлом служил культурным центром региона, поэтому храмы, в основном, расположены здесь. Раньше граница Наблуса простиралась до города Акко».

н_наблусская соборная мечеть.jpg
Наблусская соборная мечеть

Богатую религиозную историю города можно проследить на примере мечети аль-Хадра. По словам археолога Насира Арафата, написавшего книгу «Наблус – город разных культур», храм изначально был построен как церковь крестоносцев, в мамлюкский период он был преобразован в мечеть. Самаритяне (малочисленная этнорелигиозная группа, происходящая от древних израильтян) утверждают, мечеть аль-Хадра первоначально была самаритянской синагогой, построенной на месте, где Иаков сидел и оплакивал своего сына Иосифа. После захвата города крестоносцами в 1099 году она якобы была превращена в церковь, а затем в мечеть во время исламского завоевания в 1187 году.

Археолог Абдуллах Кальбуне, бывший директор департамента реставрации и древностей Палестинского министерства древностей и туризма, комментируя связь мечети аль-Хадра с иудаизмом, говорит: «Нет убедительных доказательств того, что Иаков действительно посещал то место, где сейчас стоит мечеть аль-Хадра. Это всего лишь домыслы последователей Библии. Единственное имеющееся у нас достоверное захоронение пророка в Палестине – это гробница пророка Ибрахима». Самаритянские надписи на мечети аль-Хадра, которые последователи этой общины приводят в пользу своей версии, Абдуллах Кальбуне объясняет тем, что при ее строительстве использовались камни из самаритянских построек.

Другой древний храм города – это Наблусская соборная мечеть или мечеть ас-Салахи аль-Кабир. Он тоже имеет сложную историю. Насир Арафат рассказывает: «Первоначально это был римский храм, который был превращен в византийскую церковь в IV веке, в мечеть в исламскую эпоху в VII веке и снова преобразован в церковь во времена крестоносцев. После завоевания региона Салахуддином Айюби 900 лет назад он был окончательно превращен в мечеть». Первоначальное здание было сожжено тамплиерами при разграблении города в 1242 году, а после на этом месте мусульмане построили новую мечеть. Сильно землетрясение 1927 года разрушило купол и минарет храма, но они были восстановлены в 1935 году.

н_наблусская соборная мечеть_зал.jpg
Наблусская соборная мечеть

Недалеко от Наблусской соборной мечети находится мечеть ан-Наср. Как рассказывает Насир Арафат, изначально это была церковь крестоносцев, которую позже превратили в мечеть, пристроив минарет. Во время землетрясения в 1927 году храм был полностью разрушен, а позже восстановили на том же месте. От первоначальной церкви не осталось ничего, кроме западного фасада.

Аналогичным образом, мечеть ал-Баик также была византийской церковью, превращенной в мечеть после реконструкции в 1745 году. Тогда жители Наблуса подали петицию губернатору города. Чтобы разрешить спор, христианам была предоставлена земля к западу от Старого города для строительства еще одной церкви.

Археолог Абдуллах Кальбуне говорит: «Подобные процессы, происходившие в разных частях мира – обычное явление. После изгнания крестоносцев в городе осталось не так много христиан. Поэтому превращение этих церквей в мечети при исламском правлении было вполне нормальным… Превращения мечетей в церкви и наоборот в истории Наблуса практиковалось как мусульманами, так и христианами».

н_наблус в 1857 году.jpg
Наблус в 1857 году

По словам Кальбуне, история мечетей Наблуса «это микрокосм истории города, который был связан со многими религиозными течениями. Многие из этих мест также связывают с разными пророками, и местные общины почитают такие святыни в их честь».

Как рассказывает археолог, многие мечети Наблуса строились не в один исторический периода, а возводились, разрушались и восстанавливались несколько раз на протяжении своей истории. Поэтому в них можно увидеть разные архитектурные стили.

Насир Арафат согласен с Кальбуне в этом отношении. Он подчеркивает, что наряду с имеющими на них надписями архитектурные стили храмов позволяют проследить историю их строительства и датировать ее. Так обстоит дело, например, с мечетью ас-Салахи аль-Кабир. На здании имеется несколько надписей, указывающих разные даты строительства.

Археолог также поведал, что некоторые мечети в городе сложены из камней, взятых из более древних построек. Например, хотя мечеть Ханбали была возведена во времена Османской империи, в ее стенах можно увидеть как византийские камни, так и римские колонны. Насир Арафат говорит: «Здесь многие здания построены из камней сооружений более ранних эпох. Нынешний Наблус был возведен на месте древнего города».

н_минарет мечети аль-хадра.jpg
Минарет мечети Аль-хадра

Поэтому даже наличие иудейских или христианских надписей никак не подтверждает, что какая-то мечеть изначально была церковью или синагогой. Как говорит Джума аль-Афгани, мы можем быть уверены только тогда, когда даты строительства и реконструкции высечены на камнях. Он говорит: «Может быть так, что камни, принадлежащие более древним постройкам, использовались при строительстве мечети. Наблус – старый город, его разрушали и восстанавливали на протяжении тысячелетий».

Также чиновник отмечает: «К сожалению, историю Наблуса изучали, в основном, западные востоковеды. Никогда не проводилось исследований истории города по турецким источникам или архивам тех государств, в состав которых город входил в прошлом».

Но какими бы ни были мнения, очевидно, что каждый камень Наблуса рассказывает историю об эпохах, которые пережил древний город, и существовавших здесь религиях.

Автор: Азиза Нуфаль

Источник: al-monitor.com

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку