Исламские новости
Древние мечети Наблуса рассказывают историю региона на протяжении всей истории
Десятки мечетей, насчитывающих тысячи лет, разбросаны по Старому городу Наблус, отражая богатую историю региона.
Наблус – это город на Западном берегу реки Иордан в Палестинской автономии. Он известен с 1200 г. до н.э. и упоминается в Библии под названием Шхем. В 400 году до н. э. город превратился в культурный центр и священный город самаритян. В начале нашей эры его захватили римляне и переименовали в честь императора Веспасиана в Флавий Неаполис. Город, как и большая часть Палестины, был завоеван мусульманами под командованием Халида ибн аль-Валида в 636 году после битвы при Ярмуке. Его название арабами было искажено в Наблус. В более позднюю эпоху город захватили крестоносцы, которые в 1120 году созвали здесь Наблусский собор. Богатую историю Наблуса в разные эпохи, включая исламские завоевания, крестовые походы, мамлюкскую и византийскую эпохи, отражают мечети Старого города.
Джума аль-Афгани, представитель Палестинского министерства вакуфов, отвечающий за мечети Наблуса, говорит: «Здесь насчитывается 90 мечетей, 11 из которых расположены в Старом городе и считаются одними из старейших в Палестине — им 600-1000 лет… Большинство из них считаются национальным достоянием… Старый город в прошлом служил культурным центром региона, поэтому храмы, в основном, расположены здесь. Раньше граница Наблуса простиралась до города Акко».
Наблусская соборная мечеть
Богатую религиозную историю города можно проследить на примере мечети аль-Хадра. По словам археолога Насира Арафата, написавшего книгу «Наблус – город разных культур», храм изначально был построен как церковь крестоносцев, в мамлюкский период он был преобразован в мечеть. Самаритяне (малочисленная этнорелигиозная группа, происходящая от древних израильтян) утверждают, мечеть аль-Хадра первоначально была самаритянской синагогой, построенной на месте, где Иаков сидел и оплакивал своего сына Иосифа. После захвата города крестоносцами в 1099 году она якобы была превращена в церковь, а затем в мечеть во время исламского завоевания в 1187 году.
Археолог Абдуллах Кальбуне, бывший директор департамента реставрации и древностей Палестинского министерства древностей и туризма, комментируя связь мечети аль-Хадра с иудаизмом, говорит: «Нет убедительных доказательств того, что Иаков действительно посещал то место, где сейчас стоит мечеть аль-Хадра. Это всего лишь домыслы последователей Библии. Единственное имеющееся у нас достоверное захоронение пророка в Палестине – это гробница пророка Ибрахима». Самаритянские надписи на мечети аль-Хадра, которые последователи этой общины приводят в пользу своей версии, Абдуллах Кальбуне объясняет тем, что при ее строительстве использовались камни из самаритянских построек.
Другой древний храм города – это Наблусская соборная мечеть или мечеть ас-Салахи аль-Кабир. Он тоже имеет сложную историю. Насир Арафат рассказывает: «Первоначально это был римский храм, который был превращен в византийскую церковь в IV веке, в мечеть в исламскую эпоху в VII веке и снова преобразован в церковь во времена крестоносцев. После завоевания региона Салахуддином Айюби 900 лет назад он был окончательно превращен в мечеть». Первоначальное здание было сожжено тамплиерами при разграблении города в 1242 году, а после на этом месте мусульмане построили новую мечеть. Сильно землетрясение 1927 года разрушило купол и минарет храма, но они были восстановлены в 1935 году.
Наблусская соборная мечеть
Недалеко от Наблусской соборной мечети находится мечеть ан-Наср. Как рассказывает Насир Арафат, изначально это была церковь крестоносцев, которую позже превратили в мечеть, пристроив минарет. Во время землетрясения в 1927 году храм был полностью разрушен, а позже восстановили на том же месте. От первоначальной церкви не осталось ничего, кроме западного фасада.
Аналогичным образом, мечеть ал-Баик также была византийской церковью, превращенной в мечеть после реконструкции в 1745 году. Тогда жители Наблуса подали петицию губернатору города. Чтобы разрешить спор, христианам была предоставлена земля к западу от Старого города для строительства еще одной церкви.
Археолог Абдуллах Кальбуне говорит: «Подобные процессы, происходившие в разных частях мира – обычное явление. После изгнания крестоносцев в городе осталось не так много христиан. Поэтому превращение этих церквей в мечети при исламском правлении было вполне нормальным… Превращения мечетей в церкви и наоборот в истории Наблуса практиковалось как мусульманами, так и христианами».
Наблус в 1857 году
По словам Кальбуне, история мечетей Наблуса «это микрокосм истории города, который был связан со многими религиозными течениями. Многие из этих мест также связывают с разными пророками, и местные общины почитают такие святыни в их честь».
Как рассказывает археолог, многие мечети Наблуса строились не в один исторический периода, а возводились, разрушались и восстанавливались несколько раз на протяжении своей истории. Поэтому в них можно увидеть разные архитектурные стили.
Насир Арафат согласен с Кальбуне в этом отношении. Он подчеркивает, что наряду с имеющими на них надписями архитектурные стили храмов позволяют проследить историю их строительства и датировать ее. Так обстоит дело, например, с мечетью ас-Салахи аль-Кабир. На здании имеется несколько надписей, указывающих разные даты строительства.
Археолог также поведал, что некоторые мечети в городе сложены из камней, взятых из более древних построек. Например, хотя мечеть Ханбали была возведена во времена Османской империи, в ее стенах можно увидеть как византийские камни, так и римские колонны. Насир Арафат говорит: «Здесь многие здания построены из камней сооружений более ранних эпох. Нынешний Наблус был возведен на месте древнего города».
Минарет мечети Аль-хадра
Поэтому даже наличие иудейских или христианских надписей никак не подтверждает, что какая-то мечеть изначально была церковью или синагогой. Как говорит Джума аль-Афгани, мы можем быть уверены только тогда, когда даты строительства и реконструкции высечены на камнях. Он говорит: «Может быть так, что камни, принадлежащие более древним постройкам, использовались при строительстве мечети. Наблус – старый город, его разрушали и восстанавливали на протяжении тысячелетий».
Также чиновник отмечает: «К сожалению, историю Наблуса изучали, в основном, западные востоковеды. Никогда не проводилось исследований истории города по турецким источникам или архивам тех государств, в состав которых город входил в прошлом».
Но какими бы ни были мнения, очевидно, что каждый камень Наблуса рассказывает историю об эпохах, которые пережил древний город, и существовавших здесь религиях.
Автор: Азиза Нуфаль
Источник: al-monitor.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала