Исламские новости
Нефтяная промышленность в средневековом исламском мире
В «Аль-Камус аль-Мухит», или «Всеобъемлющем словаре», Абу Тахира аль-Файрузабади (1329-1415), который по сей день это остается одним из лучших когда-либо написанных источников об арабском языке и культуре, имеется замечательный раздел, посвященный нефти.
Автор «Всеобъемлющего словаря» подробно останавливается на происхождении и значениях слова «нафт». Им в те времена обозначали натуральную нафту – горючую смесь жидких углеводородов, как правило, представленную фракцией сырой нефти. В наши дни на арабском языке так называют нефть.
Аль-Файрузабади также поясняет: «Лучший сорт нафты – водянистно-белый. Это хороший растворитель, разбавитель и отхаркивающее средство. При приеме внутрь он снимает спазмы и боли в животе, а при местном применении смягчает кожную сыпь и инфекции… Слово «наффатах» имеет три значения – «нафтовый колодец или фонтан», «нафтовая лампа» и «медное устройство, используемое для разбрызгивания нафты»». Таким образом, мы узнаем, что нефть не только была хорошо известна мусульманам того времени, но ее обычно продавали как лекарство и топливо для освещения, и что она использовалась в качестве зажигательной смеси – ее разбрызгивали чем-то наподобие огнемета. Из этого небольшого отрывка мы можем сделать вывод о процветающей нефтяной промышленности в современном смысле этого слова, пусть и в средневековых масштабах. Рабочие, очевидно, работали на нефтяных скважинах, или наффатахах, добывая нефть; погонщики верблюдов и торговцы перевозили ее и продавали в городах в качестве топлива для освещения; ремесленники изготавливали лампы на основе нефти; устройства из меди или бронзы для разбрызгивания нефти использовались на войне, а фармацевты изготавливали из нефти разнообразные лекарства.
Но самое интригующее в отрывке Абу Тахира – это его заявление о том, что существует «водянисто-белый» нафт, и это его лучший сорт. Из этого вытекает, что существовал другой сорт, более низкого качества. Может ли «водянисто-белый нафт» быть арабским термином XV века для обозначения керосина или другой легкой нефтяной фракции, отличающейся от более темной сырой нефти? Если это так, то мусульмане той эпохи, должно быть, практиковали какую-то форму переработки сырой нефти, и должны были существовать ремесленники, которые занимались этим, а также другие связанные с данной сферой технические специалисты.
К счастью, нам не нужно полагаться на догадки, чтобы восстановить историю нефти в средневековом исламском мире. Многие другие арабские ученые до Абу Тахира, включая врачей, историков, путешественников, философов, военных экспертов, алхимиков и даже поэтов, писали более подробно на эту тему.
Период, который можно назвать ранним мусульманским нефтяным веком, начался более чем за 700 лет до книги Абу Тахира с истории о дезертирстве и измене, достойной лучших современных шпионских триллеров.
Перегонный куб, изображенный в арабском тексте по химии XVIII в.
Как писал византийский историк Феофан где-то между 670 и 680 годами, примерно через 40 лет после того, как мусульманские армии присоединили Сирию к растущему исламскому государству, один недовольный подданный Омейядов из Дамаска искал убежища в Византии. О личности этого человека, которого византийцы прозвали Каллиником, почти ничего не известно. Он служил в армии, возможно, на флоте. Как сообщает Феофан, Каллиник научил византийцев секретной формуле нефтяной смеси, которая могла гореть даже в воде, что делало ее пригодной для поджигания кораблей противника. Это оружие, позже ошибочно названное «греческим огнем», было использовано византийцами на седьмом году осады Константинополя мусульманами в 680 году в морском бою, который стал известен как битва при Кизикосе. Для мусульманского флота последствия были катастрофическими – он практически весь был сожжен.
Ни в одном сохранившемся мусульманском источнике об этой битве нет упоминания о нефти, огне или Каллинике. То, что этот человек бежал из Сирии, делает более чем вероятным, что секреты, которые он забрал с собой, уже были известны мусульманам, хотя еще не были адаптированы к применению в морских боях. Однако, по одной из версий, когда известие о разгроме при Кизикосе дошло до халифа Муавии ибн Абу Суфьяна в Дамаске, он немедленно послал сообщение на свои верфи в Александрии с приказом оснастить суда «огнеметными устройствами» византийцев. Это поднимает исторический вопрос: мог ли Каллиник перейти на другую сторону как раз в тот момент, когда мусульмане собирались вывести на арену боевых действий свое собственное оружие на основе нефти? Ответ должен быть положительным, так как источники сообщают нам об использовании ими оружия на основе этого вещества примерно в тот период.
После смерти Хусейна Абдуллах ибн Зубайр, один из известных сподвижников пророка Мухаммада, открыто выступил против халифа. Жители Мекки и Медины, а затем всего Хиджаза присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллаха в Хиджаз в 683 году было выслано войско под руководством Ибн Укбы, которое привезло с собой манджаники – разновидность сверхмощной катапульты, предназначенной для бомбардировки вражеских укреплений или городов снарядами с горящей нефтью. В результате обстрела священного города один из снарядов попал и в Каабу, и Черный камень, встроенный в один из ее углов, раскололся на три части. В тот раз взять Мекку не удалось, осада была снята из-за смерти халифа Язида, но девять лет спустя другая армия Омейядов вернулась в священный город и вновь стала обстреливать его нефтяными снарядами, вызывая многочисленные пожары. В конечном итоге власть халифата Омейядов над Меккой была восстановлена. Масштабы использования оружия на нефтяной основе в этих двух кампаниях демонстрируют, что мусульмане, с одной стороны, имели доступ к нефти, а с другой – могли транспортировать ее и размещать в любой точке империи.
Фрагмент зажигательного снаряда, найденный в Иерусалиме
Примерно в это же время врач по имени Масарджавай из Басры по поручению халифа впервые осуществил перевод медицинского трактата на арабский язык. Результатом стала «Книга о силе лекарств», сборник рецептов из трав, взятых из текста, первоначально написанного египетским священником на греческом языке, а позже переведенного на сирийский, общий язык многих частей Ближнего Востока в доисламские времена. Именно в этой книге впервые в исламской медицине был использован термин «водянисто-белый нафт».
Книга Масарджавая, большая часть которой в настоящее время утрачена, была первой работой на арабском языке, в которой рассказывалось об употребления нефти, или нафта, для борьбы с болезнями и инфекциями. С того времени и далее, вплоть до начала нынешнего столетия, каждый мусульманский врач более или менее теми же словами повторял то, что написал Масарджавай: «Теплый нафт, особенно водянисто-белый, при приеме внутрь в небольших дозах превосходно помогает при кашле, астме, дискомфорте в мочевом пузыре и артрите».
Как мусульмане получили нефть – это другая история. Во многих районах мусульманского мира, особенно на землях, которые в настоящее время включают Кувейт, Ирак, Иран, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, нефтяные и газовые источники были известны с незапамятных времен. Их, а также нефть, описывали еще древние народы Месопотамии.
Когда мусульманские армии впервые прибыли в Ирак и Персию около 640 года, они обнаружили сотни открытых нефтяных карьеров. Арабские записи X века показывают, что провинция Фарс в Персии ежегодно платила дань в размере 90 метрических тонн нефти для освещения дворца халифа. А ранний мусульманский историк Ибн Адам писал, что губернаторы северного Ирака воздерживались от налогообложения нефтедобывающей промышленности в своих районах в качестве стимула для увеличения производства. Очевидно, что спрос на нефть был высоким.
Из этих нефтяных карьеров крупнейшие и наиболее известные в средневековые времена находились в Джабаль Бараме, к востоку от Тигра на севере Ирака, и в Дир аль-Кайяра близ Мосула. Как сообщается, халиф сдавал их в аренду частным предпринимателям и получал от них тысячи дирхамов годового дохода. Скважина в Дир аль-Кайяре была настолько богатой и стратегически важной, что одно время ее приходилось охранять днем и ночью. Из нее добывали не только сырую нефть, но и большую часть битума, используемого государством для мощения дорог. В начале XIII века географ Якут описал, как в то время делали «асфальт». Интересно, что его описание, включающее раскаленные котлы и постоянное перемешивание, показывает, что методы того времени фактически принципиально не отличались от современных, более механизированных.
К началу IX века стратегическое и экономическое значение нефти побудило багдадского халифа назначить чиновника, которого мы могли бы сегодня назвать «нефтяным управляющим» (вали ан-нафт), в каждом крупном районе, производящим ее. Он был глазами, ушами и, прежде всего, рукой халифа по сбору налогов на прибыльных нефтяных предприятиях.
Два события, произошедшие примерно в 850 году, привели к более широкому использованию нефти в исламском мире. Первым был повышенный спрос со стороны нового боевого корпуса, созданного в регулярной армии Аббасидов, и получившего название наффатун, или войска нафты. Вторым было внедрение очищенного лампового масла, или керосина, получаемого из сырой нефти путем дистилляции. Это его мусульмане называли «белым нафтом», или нафтабьяд. Методы его производства не особо отличались от современных. Отличие заключалось в том, что вместо крупнотоннажных дистилляционных башен непрерывного процесса средневековые арабы использовали аппарат под названием аль-инбик – своего рода перегонного куба. Первым мусульманским ученым, описавшим перегонку нефти, был уроженец Персии Мухаммад аль-Рази (IX век), врач и химик, живший в Багдаде. В своей «Китаб аль-асрар», или «Книге тайн», он упоминает использование наффатах, или керосиновых ламп, для обогрева и освещения. Таким образом, эти устройства существовали в мусульманском мире более чем за тысячу лет до того, как они стали известны на Западе. Он описывает два метода получения керосина: один с использованием глины в качестве абсорбента, а другой с использованием нашатырного спирта (хлористого аммония). Как он сообщает, дистилляцию следует повторять до тех пор, пока дистиллят не станет идеально прозрачным и «безопасным для освещения», что означает, что летучие углеводородные фракции из него в значительной степени удалены.
Дистилляция сделала возможным использование керосина по всему Ближнему Востоку. Его доставляли и в такие места, как Палестина, Йемен, Хадрамаут и Египет, где не было залежей нефти на поверхности.
По мере того, как знания о нефти росли, совершенствовалось ее военное применение. Использование «нефтяного оружия» в войнах привело к тому, что Багдад и Каир, два крупнейших города региона, были сожжены дотла.
Между 809 и 813 годами Ирак и Персия были вовлечены в гражданскую войну, в ходе которой два сына Харуна аль-Рашида, Амин и Мамун, выступили друг против друга. В ходе сражений военачальник последнего, Тахир, приказал обстрелять район Багдада под названием Харбийя сосудами с горящей нафтой. Возникшие в результате пожары в конечном итоге охватили остальную часть Багдада, вынудив жителей бежать. Разрушения были настолько тотальными, что только шесть лет спустя, в 819 году, Мамун, сменивший своего отца, вернулся в город и начал его восстановление.
Очередь Каира пришла три столетия спустя, в разгар крестовых походов. К тому времени оружие с использованием нефти было в значительной степени усовершенствовано. Шавар ибн Муджир, великий визирь и фактический правитель Египта при халифе аль-Адиде, приказал поджечь старый Каир, чтобы тот не достался Амори I, королю Иерусалима, выдвинувшему свои войска на завоевание Египта в 1168 году. «Вместо Фустата они получат гору щебня!», – заявил Шавар. Как описывает египетский историк Макризи, город поджигали с помощью сосудов с нафтой. Пламя бушевало 54 дня....
В том, что нефть действительно была известна и широко использовалась в раннем мусульманском мире, как сообщает нам автор «Всеобъемлющего словаря», сомневаться не приходится. Фактически, мы можем заявить, что самый важный период в истории нефти до эры двигателей внутреннего сгорания пришелся на эпоху «золотого века» исламской цивилизации.
Автор: Зейн Билкади
Источник: https://archive.aramcoworld.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала