Исламские новости

Концепция неба в исламе и Коране 21 Марта 2024

Концепция неба в исламе и Коране

В исламской мысли, как часть концепции бытия и Вселенной, слово «небо» имеет два значения: одно физическое, а другое за пределами физического.

Если смотреть вверх из любой точки Земли, то все наблюдаемое пространство и находящиеся в нем небесные тела составляют физическое измерение неба, которое является предметом изучения таких наук, как космология, астрономия и астрофизика. В Коране, где слово «небо» в своем большинстве упоминается во множественном числе в словосочетании «семь небес», или в хадисах, относящихся к некоторым событиям, таким как Мирадж (вознесение пророка Мухаммада на небо (с.а.в.)), имеется в виду метафизическое измерение неба, связанное с невидимым (гайб) миром, природа которого нам до конца неизвестна. В таком значение понятие «небо» включено в различные религии и культуры.

Согласно Корану, сотворение небес было процессом. Как сообщается, небеса и земля были созданы за шесть дней. В некоторых аятах говорится, что земля была сотворена за два дня, а горы – за четыре (Фуссилят 41/9-12).  Хотя порядок процесса творения не указан, как можно понять, сначала небо и земля были объединены, а затем разделились (ал-Анбия 21/30). После того, как они были разделены, небеса были созданы из дыма (Фуссилат 41/11). При этом Аллах сотворил семь слоев неба и семь слоев земли. Те комментаторы Корана, которые подходят к этому вопросу с точки зрения современной науки, объясняют подобные сообщения следующим образом: «Космические объекты в прошлом представляли собой газопылевые облака (туманности) и сжимались под действием сил гравитации. Таким образом, во Вселенной образовались дискообразные уплотнения. На границах этих дисков создавались завихрения и отслаивание вещества. Формировались протогалактические структуры, внутри которых в свою очередь начинался процесс фрагментации. В результате единая масса превратилась в галактики и солнечные системы. Наконец, планеты, включая Землю, которая является спутником Солнца, остыли и приняли свою нынешнюю форму».

Комментаторы Корана отмечают, что хотя, говоря о создании небес и земли в аятах упоминается слово «день», очевидно, что имеется в виду не день в обычном значении, а некий период времени.

В некоторых аятах говорится о расширении неба: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем» (аз-Зарият 51/47). Такие сообщения породили самые разные толкования. Если комментаторы прошлого объясняли это так, что Аллах обладает великим могуществом, Он ни в чем не нуждается и помогает оказавшимся в трудной ситуации, то в наши дни богословы проводят аналогии с современной теорией расширения Вселенной.

Во многих аятах говорится, что Аллах создал семь небес (аль-Бакара 2/29; Фуссилат 41/12; аль-Мульк 67/3). В хадисах также упоминается семь небес и утверждается, что расстояние между ними составляет 500 лет пути (Тирмизи, Тафсир, 57). Богословы высказывают разное мнение по поводу того, что имеется в виду. Одни заявляют, что подобные аяты относятся к категории неясных, труднопонимаемых (муташабихат), поэтому подлежат метафорическому толкованию. Другие утверждают, что число семь здесь имеет символическое значение, поэтому число небес не может быть ограничено им. Некоторые считают Престол (Курси) Аллаха и Его Трон (Арш), а также сферы Урана и Нептуна восьмым и девятым небесами. Часть толкователей Корана заявили, что число семь упоминается в прямом смысле. Примечательно разнообразие комментариев сторонников этой точки зрения.

небо1.jpg

Если принять во внимание стихи Корана на эту тему и некоторые новые научные теории, кажется возможным представить семь небес как гигантские сферы, окружающие единый центр, каждая из которых больше предыдущей. По мнению древних ученых-астрономов, небесами являются сферы Венеры, Меркурия, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и области за Сатурном соответственно. Эта точка зрения подверглась критике на том основании, что она основана на устаревшей теории Птолемея, а позже были открыты другие планеты Солнечной системы – Уран и Нептун.

Большинство комментаторов Корана придерживались той точки зрения, что украшенное звездами, Солнцем и Луной материальное небо, которое упоминается в Коране как «ближнее» (ас-самауд-дунья), составляет первое небо. Помимо него, есть еще шесть небес, природа которых нас неизвестна. В качестве доказательства богословы использовали аят «Мы украсили ближайшее небо звездами» (ас-Саффат, 37/6).

Некоторых современные географы и астрофизики высказывают еще одно мнение, основанное на представлениях современной науки. Согласно им, семь небес – это тропосфера, стратосфера, озоносфера, мезосфера, термосфера, ионосфера и экзосфера. Но такое толкование не было принято большинством богословов, поскольку оно ограничивает небо только слоями атмосферы.

Некоторые суфии интерпретировали выражение «семь небес» в символическом и духовном плане. По их мнению, небеса – это степени, до которых возвышается человек в своем пути духовного развития, это ступени между человеком и Богом, которые необходимо преодолеть. Каждая человеческая душа, обретшая сакральное знание (ирфан), освободившаяся от множественности (касрат) и достигшая единства (вахдат), постепенно преодолевает одно небо за другим и в конце концов достигает Аллаха.

Во аятах и хадисах семь небес часто упоминается в связи с событиями Мираджа – Вознесение пророка Мухаммада (мир ему) в небесные миры. Как сообщается в хадисах, на каждом из семи небес он встречал одного из пророков (Бухари, Салят, 1; Хадж, 76; Анбия, 5; Муслим, Иман, 259, 263).

В Коране небо также названо «оберегаемой кровлей» (аль-Анбия, 21/32). В нем говорится, что оно защищено от шайтанов, желающих украсть какие-то знания у обитателей высших миров (аль-Хиджр, 15/16-17, ас-Саффат 37/7-10). Некоторые богословы, объясняя подобные выражения в свете современной науки, говорят, что речь идет о поглощении и отражении атмосферой вредного солнечного излучения.

Из некоторых аятов Корана можно понять, что в небе есть жизнь и живые существа. Например, говорится: «Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (ан-Нахль, 16/49). Это позволило таким толкователям Корана, как Насафи, и ряду авторов, таким как Али Риза из Иерусалима, утверждать, что в небесах обитают живые существа.

 

Автор: Эрдоган Баш

Источник: https://islamansiklopedisi.org.tr

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала


Возврат к списку