Исламские новости
Как ислам пришел в Кашмир
Известный как одна из современных активных зон конфликта, Кашмир с его мусульманским большинством и природными богатствами остается серьезной проблемой между Индией и Пакистаном.
Хотя регион познакомился с исламом еще в VIII веке, его исламизация растянулась до XIV века. Мусульмане неоднократно предпринимали походы на Кашмир, но полного успеха так и не добились. Его исламизация произошла в 1320 году, когда индуистский король Ринджана стал мусульманином, вняв призыву дервиша ордена сухраварди Сайида Шариф ад-Дина. После этого король взял имя Садр ад-Дин. Суфии оказали решающее влияние на распространение в регионе новой религии среди местных буддистов и индуистов. Огромный след в истории Кашмира оставили такие выдающиеся шейхи, как Сайид Али Хамадани и его сын Мир Мухаммад Хамадани, которые прибыли в долину в конце XIV века. Благодаря Сайиду Али Хамадани из суфийского братства кубрави, установившему связи с местными властями, множество кашмирцев приняли ислам. Такую же деятельность осуществлял и его сын.
Известно, что суфии ордена накшбанди также прилагали усилия по распространению ислама в Кашмире. Для этого основатель братства Мухаммад Баха уд-Дин Накшбанд отправил сюда своего представителя (халифа) Саида Хилала. Среди других шейхов, прославивших на этом пути, были Сайид Ниматуллах Шах из братства кадири и шейх Нур ад-Дин из братства ришия. Влияние тарикатов кубравия и накшбанди можно проследить во всех аспектах жизни в долине и сейчас. Поэтому Кашмир называют «колыбелью суфизма в Южной Азии». Шиизм распространился в регионе благодаря Шамс ад-Дину Ираки.
Сегодня более 90% населения долины являются мусульманами. В Сринагаре, столице штата Джамму и Кашмир, можно увидеть множество мечетей и суфийских обителей, как суннитских, так и шиитских. Главной святыней региона является мечеть Хазратбал, расположенная прямо на берегу озера Дал. Она известна под разными названиями, такими как Ассар-и-Шариф, Даргях-и-Шариф и Мадинату-Сани. К ней приходят паломники не только из Кашмира, но и со всего Пакистана и Индии. Главная причина этого заключается в том, что в этой мечети хранится волос из бороды Пророка Мухаммада (мир ему).
История Хазратбала восходит к XVII веку. Место, где сегодня стоит мечеть, изначально именовалось Исрат-Махал и представляло собой сад, основанный Садик-ханом, одним из губернаторов Шаха Джахана, в 1623 году. Шах Джахан, приехавший в Кашмир в 1634 году, приказал превратить сад в место поклонения и построить в нем мечеть.
О том, как здесь появился волос из бороды Пророка (мир ему), ходят разные предания. Как сообщается, его привезли в Биджапур в 1699 году потомки Посланника Аллаха (мир ему), а затем передали кашмирцу из ордена накшбанди Нур ад-Дину Ашаю. Когда о волосе узнал султан Аурангзеб, то велел передать его в знаменую святыню Аджмер-и Шериф в Раджастане. Но после некоторых знамений он был возвращен на хранение Нур ад-Дину Ашаю. Сообщается, что после смерти последнего в 1700 году волос передали его дочери Инайет Бегум, которая и основала святилище.
Строительство современной мечети Хазратбал было начато шейхом Мухаммадом Абдуллахом в 1968 году. Храм из белого мрамора был возведен за одиннадцать лет. Его дизайн, в котором заметно также и влияние могольской и персидской архитектуры, был вдохновлен мечетью Пророка в Медине. Это единственная купольная мечеть в Кашмире. Все остальные в соответствии с местными архитектурными традициями имеют остроугольные крыши.
Значение Хазратбала для кашмирцев можно наблюдать как в повседневной жизни, так и поэзии и музыке. Посещение этой святыни приравнивается к паломничеству к Мечети Пророка в Медине. Поэтому Хазратбал называют Мадинату'с-Сани, то есть «Вторая Медина».
Исходя из всего этого неудивительно, что инцидент, когда 6 декабря 1963 года волос Пророка (мир ему) пропал из Хазратбала, стал трагедией для всего Кашмира. Утрата священной реликвии вызвала бурные возмущения. Толпы численностью 50-75 тысяч человек вышли на улицу с черными флагами. В такой ситуации местным властям пришлось объявить комендантский час. События приобрели международный характер, Пакистан возложил ответственность за кражу на правительство Индии. Министр внутренних дел Индии мусульманин Лал Бахадур Шастри побывал в регионе, посетил Хазратбал и пообещал, что преступники будут найдены. Сразу после инцидента вспыхнули конфликты и прошли акции протеста во многих городах Индии. Ситуация стабилизировалась только через девять дней, когда священная реликвия была найдена.
Сверкающий своим белым мраморным куполом Хазратбал бывает переполнен во время Рамадана и религиозных праздников. Он становится центром празднеств в честь Мираджа, которые здесь называются Шаб-и-Мирадж. Во время их волос пророка Мухаммада (мир ему) выставляет на всеобщее обозрение. Ради этого сюда прибывают тысячи паломников.
Хазратбал, окруженный большим базаром и площадью, продолжает оставаться религиозным и социальным центром Кашмира.
Автор: Абдулкадир Аксёз
Источник: www.gzt.com
Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала