Исламские новости

"Арабское пробуждение" и западные СМИ 10 Августа 2011

"Арабское пробуждение" и западные СМИ

Редактор сайта PalestineChronicle.com Рамзи Баруд пишет о революционных событиях, переживаемых в арабском мире и об отношении западных СМИ к арабской весне. Он отмечает, что значительная роль в названных событиях принадлежит женщинам, западные СМИ же не отражают в полной мере происходящее в арабском мире.

Когда глава правительства Али Абдуллах Салих начал предпринимать меры против народных выступлений в Йемене, он обратился к племенным традициям и народным обычаям. Его попытки не увенчались успехом, выступления продолжались. Когда Салих (эксплуатируя культурные предрассудки и толкуя в определенным русле религиозные каноны) выказал порицание женщинам, которые во время событий в Сане присоединились к мужчинам, то встретил еще большее противостояние. Тысячи женщин вышли на улицы, они выступали против режима Салиха и призывали к его свержению.

С точки зрения решительности и организованности эта реакция народа заслуживает особого внимания. Интересно и то, что в выступлениях принимали участие женщины в никабе. Полностью закрытые, включая и лицо йеменские женщины продолжали вдохновлять революцию, начавшуюся в феврале. Их активное участие и стойкость перед дикими попытками подавления выступлений способствовали тому, что революция в Йемене не затухает.

Роль йеменских женщин в революции противоречит образу арабских женщин, основанному на простых плоских оценках и статистических критериях. В 2010 году в рапорте Freedom House о женщинах Ближнего Востока отмечалось, что в пять предыдущих лет в вопросе прав женщин в Йемене не наблюдалось какого-либо прогресса. Большинство рапортов международных организаций, касающихся женского вопроса в сфере образования, здравоохранения и т.п., не могут внести ясность. Но в революционном Йемене женщины, которым не придавали значения, последовательно и решительно требуя демократии, равенства и свободы, были не просто равны мужчинам, но и превзошли их.

Йеменские женщины не смогли легко опровергнуть устоявшиеся стереотипы о «радикальных» женщинах традиционного общества. За активностью йеменских женщин не стоят ни известные феминистки, ни общественные организации. Кроме того, они и не требуют равных прав в обществе, где главная роль принадлежит мужчинам. Кажется, они понимают, что в истинно свободном и демократическом обществе равное отношение, права и обязательства, соответствующие ожиданиям реализуются самым естественным образом.

Западные СМИ и ученые круги долгое время практиковали ошибочное и одностороннее рассмотрение арабского и других неевропейского типа обществ. Между современным состоянием и все еще существующим таким пониманием весьма заметны противоречия. Состояние всех арабских обществ было рассмотрено заново и сведено к простым событиям, результаты которых очевидны в соответствие с уже очерченными границами и обозначенными критериями. Позже все разновидности общественного мнения и политики были представлены на основе этих результатов или выведены из формул.

Вопрос касается не только научных исследований. В большинстве своем провашингтонские аналитические учреждения независимо от своих политических пристрастий имеют намерения исследовать далекие от них общества только ради получения категорических ответов и выработки рекомендаций. Несмотря на это, описание общества, включая все его институты, если оно, подобно Йемену, имеет внутреннюю динамику и своей сложностью и неоднородностью отличается от других стран региона, совершенно не подходит для дизайна политики и краткосрочной стратегии.

Арабские революции, бросая вызов гипотетическим спорам между дикими теориями арабского мира и светскостью с исламизмом, продолжают низвергать древние верования и ложные понимания. Несмотря на все это, западные СМИ продолжают эксплуатировать арабов в своих интересах.

Журнал «Ekonomist» (от 17 февраля) в охватывающей, кажется, всё, статье «Арабский мир: пробуждение» попытался описать в целом революционные события, разворачивающиеся в арабском мире. Бессмысленные анализы, пестрящие словами «радикалы», «исламисты», «диктатор» и т.п., позволили сделать в той же мере бессмысленные выводы.

Если такие слова, как «радикалы», «религиозные фундаменталисты» и «террористы» в западном обществе имеют одно содержание, то в арабском обществе, если даже и применимы по отношению к нему, они несут иной смысл. Если наблюдать за событиями по арабским СМИ, то можно совсем не встретить упомянутых слов. Иногда же они могут совершенно не иметь никакого отношения к теме с точки зрения понимания происходящего.

Ливийское восстание является примером другого, о чем следовало бы здесь поговорить. Революция и война в Ливии вдохновили арабских интеллектуалов, хотя они совершенно очевидно не поддерживали режим, к горячим спорам о применении силы и об иностранной оккупации. Несмотря на это, New York Times, описывая происходящее в Ливии, весьма отдаляется от реальности.

Статья New York Times «Исламисты в изгнании наблюдают за распространением выступлений на своей родине» от 18 июня делает попытку дать ответ на совершенно не ненужные вопросы о связях между исламистами и ливийской оппозицией. Этот вопрос, собственно говоря, интересует только западные государства. Хотя группировка «Исламской борьбы Ливии», о которой говорится в статье, уже давно была распущена, ее явная прежняя связь с Аль-Каидой продолжает заботить Запад.

Арабские революции пытаются поднять более широкие вопросы, оказывающие влияние на все стороны жизни. Арабам приходится сталкиваться со страданиями, причиной которых являются диктаторы, поддерживаемые западными государствами и другими иностранными силами. Несмотря на это, западные СМИ и интеллектуалы все продолжают искать простые ответы на сложные вопросы. И при этом они следуют одним и тем же поверхностным оценкам, стандартным фразам и предположениям. Споря о демократии, свободе и социальной справедливости в арабском обществе западные писатели следуют пути, где фигурируют такие в той или иной степени воображаемые фигуры, как Аль-Каида, исламисты, умеренные мусульмане, радикалы. Все они заняты бессмысленной охотой, ложной политикой, которая даст им только ответы, лишенные конкретики.

Источник: www.etha.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку