Исламские новости

Фильм «Чужая» чужой на фестивале 9 Сентября 2011

Фильм «Чужая» чужой на фестивале

Каким образом фильм, имеющий нотки исламофобии, попал на Фестиваль мусульманского кино, пока остается загадкой.

Вчера, в рамках конкурсной программы VII Казанского международного фестиваля мусульманского кино был показан фильм немецкого режиссера Фео Аладаг «Чужая» («When we leave»).

Присутствие данного фильма на Фестивале именно мусульманского кино вызвало много споров еще задолго до начала самого фестиваля, поэтому кинолента «Чужая» для меня заняла место в списке фильмов, обязательных к просмотру.

Сюжет фильма разворачивается вокруг молодой турецкой женщины Умай, которая, не выдержав побоев своего мужа, решает уйти от него и вместе с маленьким сыном Джемом покидает Стамбул. Она возвращается в Берлин, где родилась и провела большую часть своей жизни. Однако, родители и родные (два брата и сестра) Умай не очень рады ее возвращению в родной дом. Семья считает себя опозоренной перед всей турецкой диаспорой Германии. Сначала они пытаются убедить Умай вернуться обратно к мужу, но когда понимают, что к мужу она уже не вернется, пытаются убедить вернуть сына в Стамбул, т.к. считают, что ребенок должен жить с отцом.

На протяжении всего фильма Умай в различных местах укрывается от своей семьи, которая пытается силой и обманными путями отнять у нее сына и вернуть его отцу.

В чем выражается исламофобия, спросите вы. Обо всем по порядку.

Нестыковки с нормами ислама в этом фильме прослеживаются уже с самого начала (а семья Умай представлена как практикующие мусульмане: отец и братья Умай ходят в мечеть и читают намаз, мать – в хиджабе).

Развод, хоть и неприятна вещь, но не настолько страшная, что может опозорить всю семью. Кто и должен быль опозорить данную семью, если брать в расчет исламские нормы, так это младшая дочь, которая забеременела, не будучи замужем. Однако, этот факт был представлен в фильме как нечто обыденное, как вполне нормальное явление даже в мусульманской семье.

Второй момент, который смутил меня в этом фильме это то, что молодая женщина, пытаясь наладить диалог со своими родными и помириться с ними, приходит в гости в день празднования окончания поста – Ураза-байрам, однако отец захлопывает перед ней дверь, даже не позволив войти в дом: семья, которая считает себя опозоренной, не хочет ни говорить, ни видеть своей дочери. Ни один мусульманин не выгонит из дома кого-то в такой священный праздник, в такой великий день. Можно подумать, что мусульманин мусульманину рознь. Однако финал фильма внес абсолютную ясность в то, что ни к исламу, ни к мусульманам в частности, данная история и данный фильм не имеет никакого отношения.

Не найдя способов забрать сына у своей дочери для того, чтобы вернуть его своему отцу, отец Умай направляется в Турцию к своему духовному наставнику для того, чтобы посоветоваться с ним, как решить данную проблему, смыть позор со своей семьи. Совет духовного наставника, представленного в фильме мусульманином, ужасает. Для того, чтобы вернуть сына отцу, он советует убить Умай и забрать у нее мальчика.

Приговор в действие приводит старший брат Умай, однако, по роковому стечению обстоятельств под удар ножа попадает не она, а ее маленький сын.

Сложно себе представить, чтобы мусульманин, а тем более духовный наставник, дал свое благословение на убийство человека.

Вымысел это или реальная история и что хотела донести до нас режиссер, она же и автор сценария фильма, австрийка Фео Аладаг:  «ущемленность» мусульманской женщины или «дикость» исламских норм – стоит только догадываться. Однако, не вызывает никаких сомнений, что фильм, увиденный человеком, не знакомым с исламской культурой и исламом в целом, вызовет негативные эмоции и отторжение по отношению к данной религии.

Фильм вызвал противоречивые чувства и бурное обсуждение в кулуарах Фестиваля. Кто-то даже назвал это интеллигентной провокацией, причем очень опасной провокацией.  

Ни организаторы фестиваля, ни члены отборочной комиссии, ни его учредители до сих пор не могут ответить на вопрос, по каким критериям тот или иной фильм можно отнести к разряду мусульманских: то ли он должен быть о мусульманах, то ли должен быть снят мусульманами, то ли должен быть произведен в мусульманской стране. Однако, все сходятся в едином мнении, что фильмы, представленные на фестивале, должны пропагандировать гуманистические, общечеловеческие ценности. По словам известного специалиста в области кино, журналиста и писателя Веры Лангеровой, мусульманское кино в первую очередь должно объяснять зрителям традиции, принятые в исламских странах, чтобы у зрителей не было искаженного представления. Здесь же наоборот, фильм «Чужая» дает абсолютно искаженное представление как об исламе, так и об исламских традициях.

Ни гуманизма, ни общечеловеческих ценностей также мною в фильме «Чужая» замечены не были.

По каким критериям данный фильм попал в конкурсную (!) программу Фестиваля мусульманского кино и каковы были мотивы членов отборочной комиссии, остается загадкой. По словам председателя отборочной комиссии фестиваля Сергея Кудрявцева, фильм «Чужая» вызвал бурные споры также и внутри отборочной комиссии, однако не противоречия нормам ислама смутили киноведов, а то, что главной героине фильма не хватает терпеливости и смирения. Но это уже тема для другого разговора.  

Гульназ БАДРЕТДИН

На фото: кадр из фильма "Чужая".


Возврат к списку


Guest, 15.05.2012 01:09:12
Фильм отличный и очень трогательный! Женщина боролась за свои общечеловеческие права, в том числе, право на жизнь. К сожалению, всё ещё есть дикари, в той же самой Германии, которые указывают другим как им жить, особенно дискриминация женщин это отражает. И, к сожалению, многие турки в Германии, практикующие, как им кажется, правильный ислам, унижают, бъют и насилуют своих женщин. И фильм этот ужас просто вскрыл и показал всем остальным.
раб АЛЛАХА, 14.02.2012 07:16:26
ВСЕ эти фильмы чтоб унизить мусульман и ислам, но ВСЕВЫШНИЙ ни даст им ИНШАЛЛАХ