Исламские новости

«Религиозные мужчины, почему вы сбежали?» - турецкая писательница 26 Сентября 2011

«Религиозные мужчины, почему вы сбежали?» - турецкая писательница

Турецкая писательница Озлем Албайрак обращается к религиозным мужчинам: «Везде можно увидеть мужчин, которые разглагольствуют о том, «как испортились женщины в платках». Но если платок так священен, то почему, когда требуется защитить его, вы сбегаете?» На эти и другие темы интервью с ней.

Раньше женщины в платках были объектом критики кемалистов, как недостаточно открытые, сейчас они являются объектом критики религиозных людей, как недостаточно закрытые. Вы утверждаете, что сейчас, как никогда много желающих «приструнить» женщин в платках. В чем причина Вашей критики?

Причина в том, что куда бы я ни пошла, везде встречаю порицания в адрес женщин в платках: «они стали слишком современными». И имеющие высокий доход, и работающие на низкооплачиваемых работах, от профессора до рабочего – в любом социальном классе находятся набожные мужчины, которые берут какой-нибудь аят Корана, и, истолковывая его, клеймят женщин в платках. В эпоху модернизации все мусульмане – и мужчины, и женщины – в чем-то меняются, но зачастую, вопрос не рассматривается в своей совокупности, и целью критики становится только женщина. Мы видели, какие меры предпринимали сторонники светскости, действую из тех соображений, что единственным проявлением ислама является платок. Сейчас такую же рефлексию мы наблюдаем у религиозных кругов, вся разница в том, что они не запрещают женщинам одеваться в соответствии с шариатом, а критикуют их одежду. С точки зрения оскорблений разница только в степени. Все это происходит потому, что платок уже не воспринимается в качестве только одного из множества повелений Корана, ему уже придают статус священного. Но если платок так священен, то возникает вопрос: «Почему во время университетских событий 28 февраля, когда женщины вышли в защиту своего платка, вы, вместо того, чтобы оказать им поддержку, искали, куда бы спрятаться?»

- Если женщина прикрывает голову, но носит облегающую одежду, о ней говорят, что она «покрыта на словах» …

Есть женщины, которые покрывают голову, но носят узкую одежду, есть такие, которые покрывают голову и носят широкие одежды. Но есть и мужчины, которые совершают намаз и прелюбодействуют, есть такие, которые отправляются в хадж и не платят в должной мере своим работникам. Давайте тогда клеймить всех их. Если вы критикуете только одних, это несправедливо, это мешает оценить положение в целом. Помимо всего прочего, к греху женщин в платках, носящих облегающую одежду, в значительной мере подталкивают критерии царящих в обществе вкусов и мода. Человек – это существо, обладающее нафсом, а этот мир – место испытания. Современная жизнь, ее требования делают испытание для женщины, в природе которой заложена страсть украшаться, еще более сложным. Но если мы начинаем обсуждать только грехи женщин, это значит, мы действуем так, будто женщина и является единственным представителем ислама, что развязывает руки мужчинам.

Как должно относиться общество к женщинам в платках, украшающим себя?

По какому критерию сегодня религиозные мужчины ищут себе будущую супругу? По набожности или по красоте? Думаю, по красоте. Я не хочу сказать, что женщины в платках украшаются, чтобы выйти замуж. Современные условия жизни в той или иной степени изменили всех, и женщины, и мужчины мусульмане стали более светскими. Чрезмерная секуляризация привела и к снижению критериев морали. Мусульмане в такой мере усвоили священность принципа современного мира «прекрасно выглядеть», что в какой-то мере стали забывать священность Корана. Это оказало свое влияние и на женщин. Явление, когда женщины в хиджабах стремятся выглядеть красивее, мы можем понять правильно только тогда, когда будем рассматривать вместе с изменениями, которым подверглись мужчины. Не следует забывать и такое важное обстоятельство, что в самые горькие дни после 28 февраля 20-тилетних девушек в платках на улице называли «тетками». Этих девушек не только выгоняли из школ и институтов, их изгоняли и с улиц. Между тем платок не избавляет женщин от присущих их природе качеств.

Значит, женщина в платке больше контролируется обществом?

Это положение, вызванное тем, что платку придается некая священность. И это приводит к тому, что носящий это священное подвергается особому спросу, а те, кто придает этот священный статус, обретают право судить. Эта причина кроется за той мыслью, что женщина не должна совершать те ошибки, которые совершают мужчины. Но Аллах по справедливости возложил на каждого свои обязанности. Люди светские, предполагая, что хиджаб в исламе является чем-то священным, прибегали к поистине вандальским мерам. Борьба с исламом велась как борьба с платком. Сейчас религиозные круги точно таким же образом действуют так, будто платок священен. Будто единственным представителем ислама является женщина в платке, а единственным повелением нашей религии является платок. Между тем, уважение к правам других, намаз, запрет прелюбодеяния, отвращение от дурного – это только несколько из многочисленных повелений ислама.

Как женщина в платке относится к женщине, которая не прикрывается?

К какой неприкрытой женщине? Которая верует, но не исполняет повеление Аллаха прикрываться? Или которая не верит? К той, которая, являясь атеисткой, в отношении многих нравственных ценностей не согласна с женщиной в платке? Я могу дружить с открытой женщиной, которая не выступает против моих ценностей в той мере, что это обижает меня. Но, в то же время, я не могу строить доверительные отношения с женщиной, которая хотя и носит хиджаб, лжет. Это с упоминавшихся февральских событий начались попытки углубить разницу между женщинами по показателю «в платке – без платка» в той мере, чтобы отделить их друг от друга.

Согласуется ли феминизм с исламскими ценностями?

Я не могу определить себя как феминистку. Представление, согласно которому мужчины и женщины находятся в состоянии конфронтации, не соответствуют моему восприятию мира. Весьма неприятно и то ответвление феминизма, которое поощряет лесбианство. Но я могут найти некоторые общие точки соприкосновения с феминизмом. Я не могу быть феминисткой без серьезный оговорок, но считаю, что женщина часто подвергается дискриминации по причине своего пола.

Среди женщин в хиджабах разделение уже вносит и марка их платков. Среди консервативных религиозных слоев деньги начинают иметь значение?

Действительно, разделение есть. В таком случае, братство в вере должно способствовать взаимопомощи. Вместо соперничества мусульман друг с другом должна бы быть поддержка. Разделение углубляет не только марка платка, но и модель автомобиля, стиль оформления виллы. Работодатель мусульманин платит своим работникам меньше того, что они заслуживают. Причем большинство этих работников – женщины в платках, религиозные неимущие люди. И одной из причин этого является то, что вместе со свободным рынком, глобализацией уменьшился потенциал выражения недовольства. Ведь после того, как деньги и власть оказались у правящих «религиозных кругов», чувство того, что они «из нас» заставляет отказаться от желания взять должное с системы. Когда религиозные люди по причине своей приверженности к вере были «врагами» республиканских кадров, по крайней мере, это будило у религиозных людей такое желание. Когда вражда государства с религией ослабла, это облегчило интеграцию страны в глобальную капиталистическую систему.

Есть ли отчуждение между женщиной в платке на minicooper и стоящей на остановке в ожидании автобуса?

В эпоху, когда наслаждение от связи с Аллахом, от совершения поклонения уменьшается, люди начинают гнаться за материальным. Отказаться от участия в этом марафоне, затягивающим всех, зачастую невозможно. И выйти из этого марафона, не взяв спрос с себя, невозможно.

Обратимся к Турции. Как отразились эти изменения на религиозных консервативных слоях?

Религиозные слои общества в последние десять лет познакомились с возможностями современной эпохи. Появились и распространились такие явления, как выражение себя в своей идентичности, борьба демократическими методами. Отказались от закрытости в самих себе, научились критиковать, выражать протест. Но каким-то интересным образом исчез протест, основанный на религиозных ценностях. Но есть и то, что не подверглось изменению. Например, отношение мужчин к женщинам. Если в Республике пропагандировался образ учительницы в блузке рукавами фонариком, юбке до колен и крашенными волосами, то образом последних десяти лет является женщина в платке. В своей сути, религиозные мужчины, критикуя украшающую себя, выходящую на улицу в облегающих одеждах, испытывающую влечение к роскоши, желающую отдыхать на море женщину в платке, так недовольны из-за осознания того, что эти женщины являются зеркалом их самих. Это в лишний раз напоминает им о тех ценностях, которые они сами потеряли, и делает их еще более агрессивными.

Сейчас уже есть мода и в хиджабе?

Аллах не любит впадающих в крайность, но думаю, Он все же не приказывает нам, например, в условиях, когда в 2011 году производители предлагают для женщин в платках тысячи видов своей продукции, говорить: «я хочу чулки, как у прабабушки». Человек предпочитает то, что нравиться ему, то, что, как ему кажется, ему идет.

Вы упрекаете религиозных мужчин, что, женщина в платке осталась одинока внутри общества со своими проблемами?

То, что осталась одинока, это еще хорошо, но она получила еще и пощечину от религиозных мужчин. Уже тысячу раз говорилось о том, что на работе женщину в платке, так как выглядит недостаточно «презентабельно», оставляют в задних рядах, ей меньше платят. Но не ограничивается и этим – прежде, чем критиковать женщин в платке за их склонность украшаться, пусть религиозные мужчины прежде займутся самокритикой хотя бы в том вопросе, что зачастую выбирают в супруги женщин по принципу «пусть голову не прикрывает, но и одежду на бретельках не носит».

Вы говорите: «Мужчины испытывают робость, не призывая прикрываться открытых женщин, но обретают чувство внутреннего удовлетворения, критикую женщин в платках»…

Это просто трусость, потому что я еще не видела смельчаков, которые могли бы остановить открытых женщин и сказать им: «Если вы мусульманки, то почему не прикрываете голову». Это и не надо делать. Когда же дело касается женщин в платках, вся эта робость куда-то исчезает. И социальные сети, и кафе заполнены мужчинами, которые обсуждают вопрос «как испортились женщины в платке». К тому же, это они говорят и при самих таких женщинах.

Происходящее это общая проблема женщин или только проблема женщин в платках?

В первую очередь, это проблема, с которой столкнулась женщина в платке. Но в целом это следует считать одной из проблем, которые имеют в наше время женщины. Во-вторых, мужчины, критикующие женщин в платках, за основу берут самые патриархальные принципы. На чем основана критика вида «они слишком заносятся и не слушаются»? На исламских или патриархальных принципах?

Некоторые говорят: «Консервативные религиозные мужчины влюбляются в открытых девушек, а женятся на носящих платок». Так ли это?

Может быть и прямо противоположное. Я не думаю, что для религиозных мужчин платок является критерием. Но есть и такие, которые, желая подчеркнуть свою религиозность, женятся на женщине в платке, а в качестве любимой выбирают открытую женщину. Но я привожу этот пример, не обобщая всех, ибо и сейчас есть религиозные мужчины, которые уважают выбор и женщин в платках, и открытых женщин.

Беседовал Эрен Демир

Источник: www.aksam.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку