Исламские новости

Призыв архитектора: Придите и спасите Стамбул! 26 Октября 2011

Призыв архитектора: Придите и спасите Стамбул!

Архитектор Семих Акшекер обращается к архитекторам будущего, призывая их сохранить своеобразие Стамбула, превращающегося в копию Нью-Йорка. Города формируются ценностями и формируют их, но современные мусульманские архитекторы всего лишь подражатели. Призыв актуален далеко не только для этого города.

О, будущие владельцы застроек, поселений и земельных участков!

Поясню, почему я обращаюсь к вам в будущее, а не к своим современникам. За годы работы мы хорошо узнали тех, кто предшествует вам в современности. Каковы их распоряжения, мы видели, мы узнали и их образ мыслей. И у нас не осталось никаких надежд в отношении их. И как ансары ожидали приезда мухаджиров, с таким же воодушевлением мы ждем вас.

Придите и спасите этот город, его цивилизацию. Если вы опоздаете, не останется ни его силуэта, ни его самого.

О, будущие владельцы города, его управители и принимающие решение!

Ваши предшественники в современности никогда не заботились о правде, благе и красоте. Придерживаясь совсем иного направления, они следовали своим интересам и желаниям. Вместо того, чтобы делать мало, но правильно, они считали нужным делать много, но ошибочно. А потом спешили отчитаться: «Вот столько мы сделали, вот столько закончили». Число и величина стали божествами для них. От тех же, кто советовал им вместо количества предпочесть качество, они отворачивали лицо.

О, будущие владельцы этого и других городов!

Следует хорошо понять, что всего лишь сооружение домов, создание городов не есть строительство. Тот, кто строит дома и города, в своей сути, строит некую мысль, некое будущее, некое поколение. Мы должны думать о том, что дома, города, в которых мы живем, влияют на нравственность и характер людей и будут влиять на будущие поколения. Это еще раз выявляет, как важно выработать присущую нам модель дома и города. Нашим долгом перед будущим является создать специфическую для нашего времени концепцию дома и города. Мусульмане за века истории подарили миру множество своеобразных архитекторов и прекрасные образцы городов. Насколько же горько и обидно, что сегодня они превратились в подражателей! Мне действительно очень интересно, чего же они добиваются, стремясь задушить этот город небоскребами.

Дорогие мои коллеги!

«Ценности» отражаются на зданиях, они формируют архитектуру. Архитекторы или те, кто принимает решения, передает свои ценности и представления плодам своего труда, городам. Проекты и планы выявляют их восприятие ценностей, их сознание, намерения и взгляды. Города, которые включают в себя не одно, а множество сооружений, в своей сути, созданы «ценностями». Если мы посмотрим на древние исламские города – Эдирне, Исфахан, Шам, то увидим, что они созданы такими нашими ценностями, как стремление к простоте, скромность, справедливость. Но если посмотрим, например, на Нью-Йорк, современные постройки Парижа, Лондона, то увидим западные города, созданные такими современными ценностями как индивидуализм, конкуренция, гордыня.

Сегодня мы видим, что те, кто принимает решение об этом городе, в качестве главных принципов градостроительства усвоили, в своей сути, являющиеся фетишами /идолами современные секулярные ценности «грандиозный», «великолепный», «пышный», «видимость», «люкс», «комфорт», «бренд».

Все сооруженное обязательно должно быть грандиозным!

Все сооруженное обязательно должно быть великолепным!

Все сооруженное обязательно должно нести на себе знак бренда!

Все сооруженное обязательно должно заставлять раскрывать рот от изумления!

Башни, резиденции, небоскребы, мосты, каналы и все другое…

Не поведаете ли мне, пожалуйста, что из этого необходимо, в чем есть нужда?

Мы знаем, вы пренебрежительно относитесь к этому городу, его улочки называете кривыми. Как быстро вы забыли, что этот город в свое время был построен на основе таких ценностей, как «справедливость», «скромность», «простота», «осознание вечного», «экономика», «лучшее обустройство»! Если все будет идти так, как сейчас, то чем город, который вы представляете, будет отличаться от Нью-Йорка или Сан-Франциско?

О, будущие управители города! У меня к вам есть просьба, в один день, когда вы возьмете судьбу города в свои руки, приступайте к делу с дуа.

И скажите так: О, Аллах, величайших из великих!

Что с нами случилось, и мы создали сотни тысяч уродливых бетонных многоквартирных домов? Что случилось, что мы засунули людей в коробки квартир? Почему мы говорим, что нет земли, и мы вынуждены строить многоэтажки? «Разве не была земля Господа обширной?» (Коран, 29/56). Как случилось, что когда часть из нас живет в нищете и голоде, мы осмеливаемся строить резиденции с бассейнами? Как мы, выстроив жилища класса люкс, возвели стену между нами? Как получилось, что мы превратились в фараонов, заполнив города бесстыдными башнями? Во имя нашего прошлого мы просим у Тебя прощения.

О, Аллах, величайших из великих!

Сохрани нас от понимания строительства как разрушения и грабежа. Даруй нам принятие справедливых решений. Пусть построим мы такие города, чтобы бедные и богатые в них жили вместе, права людей не нарушались, права соседей соблюдались, окружающей природе не наносился вред. О, наш Господь! Пусть мы оставим подражательство и построим города в соответствии со своими ценностями.

Дорогие мои коллеги!

Если разрешите, я завершу свое послание несколькими просьбами и советами.

1. Приступая к делу, не принимайте поспешных решений. Слова «К поспешному делу примажется шайтан» стали пословицей. Ведь вы будите не такими, каким являются люди современности, спешащие исполнить свои мелкие интересы в этом мире, а людьми разумными.

2. В первую очередь, создав комиссию, включающую и религиозных деятелей, и людей искусства, и ученых, сформулируйте основные принципы строительства, основываясь на таких абсолютных источниках знания, как Коран и хадис, а также общее мнение (иджма), сравнение (кийас) и дошедшая до нас традиция. Эти правила и сохранят вас от принятия неправильных решений, и избавит от трудностей, связанных с принятием решения в угоду какому-то человеку или настроению.

3. Старые руководства по градоустройству вы выкинули в мусор. Но не стало ли результатом этого отсутствие канонов, уродующее город?

Создайте же новый простой, оригинальный и понятный канон градостроительства. Пусть основой этого станут справедливость, правда, уважение, лучшее устройство.

4. Например, запишите в нем, что новый дом не должен заслонять от солнца и ветра соседние дома, не должен портить вид. Ведь право соседа – одно из самых важных прав. Запишите также, что не должен быть дом без сада, город без улиц, ведь где свободно будут бегать дети? Никогда не забывайте и о правах детей.

Не должно быть домов без деревьев, садов без цветов. Пусть высота домов не превышает высоту деревьев.

И запишите, что строить дикие многоэтажки и засовывать туда по 50-60 семей запрещено. Также запишите, что те, кто производит вредные для здоровья людей бетон, краски и другие строительные материалы будут отлучаться от своей профессии. Тех же, кто строит дома на плодородных землях, на месте фруктовых садов и цветников будут подвергать пожизненному тюремному заключению.

5. Объявите все это в виде манифеста. Пусть все впадут в шок. Вы тут же услышите хор голосов: «Разве такое может быть, откуда это появилось?» Не обращайте внимание, потому что правда, конечно, будет неприятна тем, кто привык совсем к другому.

6. Много этажей, много денег не может быть целью. Определить цель, идти к ней – это хорошо, но еще важнее, как к ней идти. И, выбирая маршрут, надо учитывать, чтобы он не вел к бедствиям в будущей жизни.

7. Намерение и успех – это разные вещи. Даровать успех или нет – это дело Аллаха, но иметь правильное намерение – это наше дело. Никто не будет спрошен за то, добился он успеха или нет, но о своих намерениях он обязательно будет спрошен.

Приветствую вас и выражаю уважение.

(О, Аллах, если я сказал что-то несправедливо, прости меня!)


Семих Акшекер

Источник: www.timeturk.com

Перевод: www.islam-portal.ru

Возврат к списку