Исламские новости
2 Ноября 2011
Вера в священное время и священные места есть во всех религиях. Какова бы ни была вера, человек по своей природе ощущает нужду в таких местах, и на протяжении всей истории люди совершали паломничество к местам, которые считались святыми. Поэтому говорят, что посещение священных мест многое дает для человека. В Исламе понятие священного времени и места объединено в обряде хаджа.
Хадж, с одной стороны, является полным назиданий странствием в историю времен пророков Адама и Ибрахима, с другой стороны – путешествием в будущее. С этой точки зрения хадж сводит эпохи, позволяет пережить прошлое и будущее в одно и то же время. С другой точки зрения хадж можно определить как путешествие мусульманина внутрь себя, возвращение к своей сути.
По выражению Али Шариати, хадж – это не путешествие к Каабе, а прохождение пути, ведущего от Каабы к Аллаху, священное странствие к Истине. Хадж и при подготовке к нему, и непосредственно при его совершении, и после заключает в себе много пользы для мусульман.
РЕПЕТИЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Самое важное из обретений, которые дарует хадж, это духовная подготовка паломника к нему еще до его совершения. Эта подготовка имеет две стороны – личную и социальную. К личному аспекту относится то, что человек начинает обращать пристальное внимание на свою духовную жизнь, проявляет больше усердия в совершении обязательных (фард) и дополнительных (нафиля) поклонений. Он оставляет грехи, которые, может, совершал до этого, начинает лучше обращаться с людьми. Таким образом, будущий паломник, еще до посещения священных мест, начинает окутываться их необыкновенной атмосферой.
Если же смотреть с точки зрения социальных аспектов, то видно, что еще до хаджа будущих паломников охватывает приятное волнение. Хотя в разных странах есть свои отличия, как правило, традиции, связанные с подготовкой к хаджу, в разных культурах одинаковы.
Будущие паломники начинают более тесно эмоционально общаться со своей семьей, родственниками, близкими и не очень людьми. Главной темой общения при этом является хадж. Те, кто уже совершал хадж, дают советы будущему паломнику, делятся с ним опытом.
ОБРЕТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Хадж, в некотором отношении, это путешествие в прошлое. В начале своего пути паломник набредает на пророка Адама, потом гостит у друга Аллаха Ибрахима и его сына Исмаила. Согласно одному преданию, Адам, после того как был изгнан из Рая и спущен на землю, встретился с Хавой, с которой был разлучен, на Арафате.
А если это так, то для рода человечества, расплодившегося от Адама и Евы, это место имеет особое значение. Также как известно из Корана и сунны, пророк Ибрахим здесь оставил свою супругу и сына. Что пережили мать и маленький ребенок в этом жарком пустынном месте, где не растет трава и куда не заглядывают караваны, и полный назиданий конец этой истории можно в полной мере почувствовать, только побывав здесь.
Паломник, как бы стоя за Пророком пророков, чьи следы несут на себе здесь почва и камни, наблюдает и за тем, как становился Ислам. Так он входит в историю и заново переживает ее, преисполнившись осознанием поклонения.
Каждый мусульман в хадже, входя в состояние ихрама, надевает на себя белые одежды, так похожие на те, что оденут на него после смерти. И он чувствует, будто вступил в жизнь вне этого мира, это сознание пронизывает его до мозга костей.
Когда все хаджии, вне зависимости от их социального положения одетые в одинаковые, похожие на саван одеяния, склонив голову, взывают к Аллаху со словами «Ляббайк» («Я перед Тобой»), это, с одной стороны представляет своего рода репетицию к будущей жизни, с другой – позволяет постичь истину смерти. Ведь когда мусульмане, имеющие разный статус и материальные возможности, в одном и том же положении и в одинаковых одеждах собираются вместе и все вместе совершают поклонение, это напоминает воскрешение и собрание в будущей жизни перед Создателем.
Как и другие поклонения, хадж имеет целью сформировать особый род поступков человека, его сущность и наклонности.
У мусульманина, совершившего хадж, нейтрализуется агрессивность, он учится властвовать над своим нафсом, обретает силу терпения и осознания себя как раба Аллаха. Кроме этого, видя своих братьев по вере разных национальностей из разных уголков земного шара, он ощущает себя единым с ними, знакомится с ними, налаживает общение. Хадж является весьма прочным фундаментом для становления искреннего исламского братства.
Мусульмане, отправившиеся в паломничество в священные места, на практике узнают, что такое исламское братство, о котором ранее они имели лишь теоретическое представление. Они своими глазами видят, что все мусульмане являются братьями. Поэтому можно утверждать, что хадж является таким поклонением, в котором более всего проявляется исламское братство.
Хадж не только учит братству, но и является причиной становления коллективного сознания мусульман. В хадже мусульманин понимает, насколько он близок с другими членами исламской уммы, осознает, что имеет общие чувства и мысли с ними.
Мусульмане, проникнутые таким сознанием, объединившись, могут найти решение проблем и задач современного мусульманского мира. И если в наши дни хадж не выполняет такой функции, то причина кроется в бедности сознания мусульман. А в самом хадже всегда наличествовала и наличествует такая потенциальная сила.
СОВЕТ ИСЛАМСКОГО МИРА
Хадж является самым важным религиозным опытом для паломников. И то, что они пережили во время посещения священных мест, навсегда сохранится в их душах и поможет открыть новую страницу жизни. Ибо, как говорил наш Пророк (с.а.в.), совершив хадж, мусульманин делает шаг в чистую жизнь, становится безгрешным, как будто вышедшим из чрева матери.
Поэтому важно и на протяжении последующей жизни сохранять тот дух, который был обретен во время паломничества, и привнести и на свою родину сознание, полученное в священных местах. По возвращению на родину, хаджии заметят и в своей личной, и в религиозной жизни множество изменений – их поклонение станет более насыщенным и постоянным, духовная жизнь более богатой. Одна из областей, где более всего заметно воздействие хаджа – это отказ от грехов. После совершения паломничества мусульманам легче сохранить себя от запретного, греховных деяний и вредных привычек. Ведь во время хаджа человек вновь просматривает свою религиозную жизнь, и дает себе слово «Я хочу совершать грехи, делаю некоторые дурные деяния, но отныне я оставляю все это».
По возвращение паломника с нетерпением и воодушевлением встречают многочисленные родственники и друзья. То и дело приходят гости с поздравлением «Да будет благословен ваш хадж». Дружба, зародившая в эти времена, никогда не забудется. Друзья, обретенные там, на всю жизнь останутся в памяти как «товарищи по хаджу».
Как мы видим, хадж вызывает и в личной, и в социальной, и в религиозной жизни мусульман многогранные коренные изменения, важные с позитивной точки зрения. Таким образом, хадж является поклонением, имеющим не только индивидуальные, но и нравственные, социальные, культурные, экономические и глобальные аспекты.
Поэтому хадж от процесса подготовки к нему до завершения и возвращения на родину является причиной многих обретений в личной, социальной и культурной жизни мусульман. Ибо паломничество помогает осознать истину смерти и предоставляет собой своего рода репетицию Дня воскрешения.
Совершив хадж, человек учится терпеливости, его воля становится сильнее. Мусульмане получают возможность в полной мере узнать, что такое исламское братство и обретают сознание того, что является важными членами исламской уммы.
Кроме того, хадж является глобальным конгрессом и великим советом мусульман, где они общаются друг с другом, знакомятся, делятся своими проблемами и ищут пути их разрешения.
Все это позволяет мусульман понять, что, вернувшись на свою родину, они могут любое место сделать священным и каждый миг своей жизни проводить в ихраме.
Али Джан, турецкий писатель и исследователь
Источник: www.zaman.com.tr
Перевод: www.islam-portal.ru
Что дает хадж с психологической и социальной точек зрения
Хадж – это путешествие, которое мусульманин совершает в себя, это возвращение к своей сути. Хадж и при подготовке к нему, и непосредственно при его совершении, и после заключает в себе много пользы для мусульман.Вера в священное время и священные места есть во всех религиях. Какова бы ни была вера, человек по своей природе ощущает нужду в таких местах, и на протяжении всей истории люди совершали паломничество к местам, которые считались святыми. Поэтому говорят, что посещение священных мест многое дает для человека. В Исламе понятие священного времени и места объединено в обряде хаджа.
Хадж, с одной стороны, является полным назиданий странствием в историю времен пророков Адама и Ибрахима, с другой стороны – путешествием в будущее. С этой точки зрения хадж сводит эпохи, позволяет пережить прошлое и будущее в одно и то же время. С другой точки зрения хадж можно определить как путешествие мусульманина внутрь себя, возвращение к своей сути.
По выражению Али Шариати, хадж – это не путешествие к Каабе, а прохождение пути, ведущего от Каабы к Аллаху, священное странствие к Истине. Хадж и при подготовке к нему, и непосредственно при его совершении, и после заключает в себе много пользы для мусульман.
РЕПЕТИЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Самое важное из обретений, которые дарует хадж, это духовная подготовка паломника к нему еще до его совершения. Эта подготовка имеет две стороны – личную и социальную. К личному аспекту относится то, что человек начинает обращать пристальное внимание на свою духовную жизнь, проявляет больше усердия в совершении обязательных (фард) и дополнительных (нафиля) поклонений. Он оставляет грехи, которые, может, совершал до этого, начинает лучше обращаться с людьми. Таким образом, будущий паломник, еще до посещения священных мест, начинает окутываться их необыкновенной атмосферой.
Если же смотреть с точки зрения социальных аспектов, то видно, что еще до хаджа будущих паломников охватывает приятное волнение. Хотя в разных странах есть свои отличия, как правило, традиции, связанные с подготовкой к хаджу, в разных культурах одинаковы.
Будущие паломники начинают более тесно эмоционально общаться со своей семьей, родственниками, близкими и не очень людьми. Главной темой общения при этом является хадж. Те, кто уже совершал хадж, дают советы будущему паломнику, делятся с ним опытом.
ОБРЕТЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Хадж, в некотором отношении, это путешествие в прошлое. В начале своего пути паломник набредает на пророка Адама, потом гостит у друга Аллаха Ибрахима и его сына Исмаила. Согласно одному преданию, Адам, после того как был изгнан из Рая и спущен на землю, встретился с Хавой, с которой был разлучен, на Арафате.
А если это так, то для рода человечества, расплодившегося от Адама и Евы, это место имеет особое значение. Также как известно из Корана и сунны, пророк Ибрахим здесь оставил свою супругу и сына. Что пережили мать и маленький ребенок в этом жарком пустынном месте, где не растет трава и куда не заглядывают караваны, и полный назиданий конец этой истории можно в полной мере почувствовать, только побывав здесь.
Паломник, как бы стоя за Пророком пророков, чьи следы несут на себе здесь почва и камни, наблюдает и за тем, как становился Ислам. Так он входит в историю и заново переживает ее, преисполнившись осознанием поклонения.
Каждый мусульман в хадже, входя в состояние ихрама, надевает на себя белые одежды, так похожие на те, что оденут на него после смерти. И он чувствует, будто вступил в жизнь вне этого мира, это сознание пронизывает его до мозга костей.
Когда все хаджии, вне зависимости от их социального положения одетые в одинаковые, похожие на саван одеяния, склонив голову, взывают к Аллаху со словами «Ляббайк» («Я перед Тобой»), это, с одной стороны представляет своего рода репетицию к будущей жизни, с другой – позволяет постичь истину смерти. Ведь когда мусульмане, имеющие разный статус и материальные возможности, в одном и том же положении и в одинаковых одеждах собираются вместе и все вместе совершают поклонение, это напоминает воскрешение и собрание в будущей жизни перед Создателем.
Как и другие поклонения, хадж имеет целью сформировать особый род поступков человека, его сущность и наклонности.
У мусульманина, совершившего хадж, нейтрализуется агрессивность, он учится властвовать над своим нафсом, обретает силу терпения и осознания себя как раба Аллаха. Кроме этого, видя своих братьев по вере разных национальностей из разных уголков земного шара, он ощущает себя единым с ними, знакомится с ними, налаживает общение. Хадж является весьма прочным фундаментом для становления искреннего исламского братства.
Мусульмане, отправившиеся в паломничество в священные места, на практике узнают, что такое исламское братство, о котором ранее они имели лишь теоретическое представление. Они своими глазами видят, что все мусульмане являются братьями. Поэтому можно утверждать, что хадж является таким поклонением, в котором более всего проявляется исламское братство.
Хадж не только учит братству, но и является причиной становления коллективного сознания мусульман. В хадже мусульманин понимает, насколько он близок с другими членами исламской уммы, осознает, что имеет общие чувства и мысли с ними.
Мусульмане, проникнутые таким сознанием, объединившись, могут найти решение проблем и задач современного мусульманского мира. И если в наши дни хадж не выполняет такой функции, то причина кроется в бедности сознания мусульман. А в самом хадже всегда наличествовала и наличествует такая потенциальная сила.
СОВЕТ ИСЛАМСКОГО МИРА
Хадж является самым важным религиозным опытом для паломников. И то, что они пережили во время посещения священных мест, навсегда сохранится в их душах и поможет открыть новую страницу жизни. Ибо, как говорил наш Пророк (с.а.в.), совершив хадж, мусульманин делает шаг в чистую жизнь, становится безгрешным, как будто вышедшим из чрева матери.
Поэтому важно и на протяжении последующей жизни сохранять тот дух, который был обретен во время паломничества, и привнести и на свою родину сознание, полученное в священных местах. По возвращению на родину, хаджии заметят и в своей личной, и в религиозной жизни множество изменений – их поклонение станет более насыщенным и постоянным, духовная жизнь более богатой. Одна из областей, где более всего заметно воздействие хаджа – это отказ от грехов. После совершения паломничества мусульманам легче сохранить себя от запретного, греховных деяний и вредных привычек. Ведь во время хаджа человек вновь просматривает свою религиозную жизнь, и дает себе слово «Я хочу совершать грехи, делаю некоторые дурные деяния, но отныне я оставляю все это».
По возвращение паломника с нетерпением и воодушевлением встречают многочисленные родственники и друзья. То и дело приходят гости с поздравлением «Да будет благословен ваш хадж». Дружба, зародившая в эти времена, никогда не забудется. Друзья, обретенные там, на всю жизнь останутся в памяти как «товарищи по хаджу».
Как мы видим, хадж вызывает и в личной, и в социальной, и в религиозной жизни мусульман многогранные коренные изменения, важные с позитивной точки зрения. Таким образом, хадж является поклонением, имеющим не только индивидуальные, но и нравственные, социальные, культурные, экономические и глобальные аспекты.
Поэтому хадж от процесса подготовки к нему до завершения и возвращения на родину является причиной многих обретений в личной, социальной и культурной жизни мусульман. Ибо паломничество помогает осознать истину смерти и предоставляет собой своего рода репетицию Дня воскрешения.
Совершив хадж, человек учится терпеливости, его воля становится сильнее. Мусульмане получают возможность в полной мере узнать, что такое исламское братство и обретают сознание того, что является важными членами исламской уммы.
Кроме того, хадж является глобальным конгрессом и великим советом мусульман, где они общаются друг с другом, знакомятся, делятся своими проблемами и ищут пути их разрешения.
Все это позволяет мусульман понять, что, вернувшись на свою родину, они могут любое место сделать священным и каждый миг своей жизни проводить в ихраме.
Али Джан, турецкий писатель и исследователь
Источник: www.zaman.com.tr
Перевод: www.islam-portal.ru