Исламские новости

Какими будут арабо-иранские связи? 4 Ноября 2011

Какими будут арабо-иранские связи?

Почему Иран поддерживает в Бахрейне антиправительственные выступления, а в Сирии – правительство? Почему арабские страны, поддерживая выступления в Сирии, делают вид, что не видят происходящего в Бахрейне? Какие критерии определяют их поведение? Приверженность суннизму или шиизму или политические интересы?

Если такой подход верен, то можно ли назвать правильным молчание по поводу нарушения прав человека и подавления выступлений с помощью силы?

Почему Иран считает выступления в Египте против режима Мубарака шагом на пути революции, потрясшей Иран в 1979 году, а выступления в Сирии – делами шайтана и США? Происходит ли это потому, что Иран был врагом египетского режима, а для сирийского является единомышленником? Какое место занимают права человека в этих странах во вражде режиму Мубарака и поддержке режима Асада? Почему арабские страны считают выступления законным правом ливийского народа и ради защиты этого права готовы обратиться даже к НАТО? Почему события в Бахрейне они при этом воспринимают как восстание и направляют военную силу для поддержки режима? Что заставляет их оказывать (заслуженную) поддержку народу Ливии и оставлять без поддержки народ Бахрейна?

Народные выступления в Иране осенью 2009 года и зимой 2010 года были решительно подавлены, в ходе операций убито множество людей. Несмотря на это, арабские страны остались безмолвны, будто это их совсем не касается.  Но Иран сегодня прямо и косвенно интересуется событиями в Бахрейне, на востоке Саудовской Аравии и Йемене. Он даже воспринимает любые действия против сирийского режима, исходящие от арабских стран или международного сообщества, как направленные лично против себя и своих стратегических интересов.

То, что не подобает арабским странам, может ли подобать Ирану? Т.е. Ирану дозволено вмешиваться во внутренние дела Ливии, Палестины, стран Персидского залива, Йемена, Египта или Сирии, а какому-нибудь ему арабскому уполномоченному лицу не дозволено похвально отзываться о поступках, например, Хатами?

Почему заниматься подстрекательством в Бахрейне, на востоке Саудовской Аравии и Йемене является законным правом Ирана, а чтение Фатихи за души жертв антиправительственных выступлений в Иране является вмешательством во внутренние дела Тегерана?

Во времена Хатами арабо-иранские связи были более дружественными. Почему они ухудшились во времена Ахмадинеджада? Это ухудшение лишило арабов сильного и великого мусульманского союзника, а Иран – сильного и великого арабского союзника. Это препятствует Ирану и арабскому миру бороться с общими врагами.

Хотя и были получены важные приобретения, у стран Персидского залива рос комплекс превосходства над Ираном. Это было естественно.  Когда отвергается предложение готового к встрече с ОАЭ Ирана о переговорах для определения будущего трех островов, а эти острова объявляются несомненно принадлежащими арабам, это и является отражением этого комплекса. Доверие между Ираном и арабскими странами подорвано, а надежды создать сильный фронт, способный противостоять Израилю, канули в лету. Ядерная программа Ирана вместо того, чтобы быть источником силы для арабских стран, стала источником опасения.

Поведение Ирана и арабских стран по отношению к происходящим в регионе изменениям демонстрирует коренное отличие, это можно трактовать как опасную и негативную тенденцию. Между тем, несмотря на глубокую пропасть между арабами и иранцами, построить мосты не так уж и трудно.

Разница подходов опирается не на ценности или принципы, а на отсутствие доверия, непонимание своих интересов и принадлежность к разным коалициям. Все это моменты, которые можно изменить. Вопрос остается таким: будут ли налажены мосты после эпохи Ахмадинеджада?

Мухаммад Аль Саммак, египетский журналист, «Аш-шурук»

Источник: www.iyibilgi.com

Перевод: www.islam-portal.ru

  

Возврат к списку