Исламские новости

Культура все еще в силе? 9 Ноября 2011

Культура все еще в силе?

Рассуждения Главного советника премьер-министра Турции доктора Ибрахима Калына о культуре, ее месте в нашей сегодняшней жизни, а также о том, сможет ли сегодня, когда созданные нашими же руками вещи начинают управлять нами, культура, являющаяся проявлением человеческого разума и свободы, сохранять свое значение?  

Я уже слышу протесты читателей: «Как, культура разве это только определения!» Они правы. Некоторые же станут задаваться вопросом, а существует ли культура вообще. Во времена мнимого удовлетворения и мгновенной связи, созданной цивилизацией высоких технологий, культура потеряла свой смысл и cвою силу. Консерваторы же возразят, что культура продолжает сохранять свое значение. Без культуры и традиции не могут существовать ни отдельные индивиды, ни общество. Быть человеком – значит обладать культурой.

Как культура может быть не связана с определениями? Собственно, вся наша жизнь окружена и  формируется ценностями, знакомящими нас с культурой как целостностью, поведением, традициями и привычками. Естественно, эти факторы не всегда гармоничны и категоричны в своих проявлениях. Они могут принимать различные обличья, могут быть украшены разными вещами. И мы не можем избежать их влияния. Как существа культурные, мы можем формировать культурные формы, традиции и жить в соответствии с ними.

Но культура это не каталог, заключающий в себя традиции воспитания и похоронные обряды. Культура, создающая те отношения, которые связывают нас с другими людьми, создает и тот мир, в котором мы живем. В более широком смысле – это мысли, чувства, сознание, неосознаваемые привычки, поступки и другие элементы, формирующие наши решения и суждения.

Все это необходимо на уровне интеллектуализма, самосознания и независимости. Так как мы человеческие индивиды, от нас ожидается, что мы на уровне свободы будет действовать осознанно и рационально. От других созданий нас отличает интеллект и свобода. И, какими бы ни были определения свободы и интеллекта, мы, действуя как свободные и рациональные индивиды, создаем культурные формы и связи. В противном случае ни мы, ни наши поступки не несут в себе никакого смысла.

Высокие технологии, мнимая цивилизация позднего модернизма создали новые механизмы воздействия на человека. Компьютеры, социальные сети, онлайн-программы, СМИ и многие другие технологические орудия не направляют прямо наши мысли и поступки. Но они создают новое содержание, новые связи, изменяют образ наших мыслей и действий.

И со временем все чаще мы принимаем наши решения посредством различных быстро меняющихся гаджетов. Наши способы производства и привычка к потреблению создаются никому неподконтрольной внеличностной системой. Нам же говорят, что следует событиям предоставить течь своим ходом, и, в таком случае, все будет хорошо. Другими словами, рационализм определяется как максимизация пользы. Свобода описывается как искусственный мир компьютеров и других внеличностных социальных сетей. Смысл формируется вне связи с человеком, в своем большинстве техникой, известными людьми и ТВ-рекламой. Не означает ли это, что мы лишаемся области существования самой культуры?

Категорически нет. Но культура в такой глубокой и огромной мере опосредована, что кажется, будто существует риск потери ею своего полного смысла и силы. В наши дни некоторые, желая найти проявления созидательности культуры, будут давить на границы современного быстроменяющегося образа жизни. Другие, как большинство из нас, не понимая, что произведения традиционной культуры укрепляют основы культуры мировоззрения, будут искать «оригинальную культуру». Третьи ошибочно думают, что, заменив технологические орудия прежними методами, они смогут сберечь культуру.

Быстрыми темпами развивающиеся компьютеризация и мир высоких технологий создают среду, заставляющую сужаться смысл культуры и ее силу. Это не безнадежно, но нам следовало бы поразмышлять о нашем нынешнем состоянии. Даже когда созданные нашими же руками вещи начинают управлять нами, и когда мы тесно связаны с понятием истины, культура, являющаяся проявлением человеческого разума и свободы, сможет сохранять свое значение. Если мы сумеем не опосредовать наши отношения нашими гаджетами и вести себя как их истинные хозяева, мы увидим, что культура в оригинальном смысле существует.

Ибрахим Калын, Todays Zaman

Источник: www.timeturk.com

Перевод: www.islam-portal.ru

Возврат к списку