Исламские новости

Может ли быть актриса в платке? 25 Ноября 2011

Может ли быть актриса в платке?

В наши времена, когда не все еще могут привыкнуть к женщине в платке за рулем, театральная актриса в платке подавно вызывает изумление. Турецкие актрисы и театральные деятели по своему отвечают на этот вопрос.


Вопрос стоит и о парламенте, что уж говорить о театре

Бетуль Зафироглу является дочерью известного турецкого поэта и писателя Джахита Зафироглу. Платок не мешает ей играть в театре. Пройдя год обучения на театральных курсах Хасана Наиля Джаната, в 1996-2001 году Бетуль Зафироглу начала сначала работать в театре в качестве технического персонала, а потом и актрисы. По ее словам, за весь этот период ее платок не имел ни положительной, ни отрицательной роли в ее карьере. Сильное влияние на нее оказало то, что и ее наставник Хасан Наиль Джанат разделял такие же религиозные чувства. Актриса говорит, что прежде, чем рассматривать тему «Женщина в платке и театр», следовало бы заняться темой «Женщина и театр». По ее словам, вопрос, как могут быть совмещены такие, казалось бы, противоположные явления, как хиджаб и сцена, не находится в ее компетенции: «Пусть о том, правильно это в целом или ошибочно, спорят специалисты. Как это бывает в музыке. Это не моя тема. То, что я могу оценить – это как вы делаете свою работу, чему служит ваша работа». Конечно, платок накладывает ряд ограничений на актрису, но Бетуль привлекает внимание к важному моменту: «Но ведь эти ограничения имеются и у религиозных мужчин, играющих на сцене. И у религиозного, и у нерелигиозного актера могут быть свои ограничения. Причиной могут быть вера, психология или физиология. И важно, в том числе и с точки зрения качества актерской работы, проявляется ли уважение к этим ограничениям или нет». Актриса говорит, что не представляет, какую инфраструктуру следует создавать, чтобы женщины в платках могли играть на сцене. «Если сейчас споры идут даже о том, каким образом женщины в платках могут быть депутатами парламента, как могут занимать государственные должности, то в театре это тем более роскошь», - говорит она.

А почему бы и нет?

Актриса театра и кино, преподаватель актерской школы Зухаль Озтюрк говорит: «В моей труппе сейчас нет актрис в платке. Но бывали. Ни у меня, ни у моей коллеги в платке при этом не возникало каких-либо проблем. Мы давали им роли, соответствующие их внешнему виду. Или в совсем трудных случаях надевали парик. Но конечно, не все проявляют такую тактичность. Поэтому и актрис в платке так мало, что можно сказать, нет». По ее словам, актрисы в платке должны быть, и нет ни одной причины, по которой этого быть не может. «Искусство, в том числе театр не является чьей-либо монополией. Если кто-то и говорит: «А вот в нашей стране так», пришло время покончить с этим», - говорит актриса.

По словам Зухаль Озтюрк, актрисы в платке должны быть хотя бы потому, чтобы люди, видя такую актрису на сцене не спешили выказывать порицание: «Что она там делает?» Она говорит: «Я уверена, есть много молодых девушек, желающих играть в театре, но не имеющих возможность делать это из-за своего платка. Актрисам в платке не говорят ничего в лицо, но мы все мы знаем, в чем причина того, что не все им рады. Я повторяю снова и снова – искусство не является чьей-либо монополией. Если женщины хотят быть актрисами, то платок здесь не препятствие».

Мы опоздали для многого

Театральный педагог и владелец Tiyatro Külliyen Осман Доган является одним из тех, кто приветствует актрис в платке. Он говорит, что если женщина в платке играет на сцене, это совершенно естественно: «Мы ведь считаем совершенно естественным, когда на сцене видим воплощение того, что происходит в жизни. Между тем, мы почему-то удивляемся, видя на сцене актрису в платке». Доган считает, что если женщины в платке будут присутствовать во всех сферах общественной жизни, то это поможет уничтожить отчуждение, предвзятость и страх перед платком. «Это не только квота, установленная «другими» перед женщинами в платке. Многие годы мы сами поднимали вопрос: «Должны ли мусульмане создавать кинематограф и театр?» Когда же мы ответили: «Да, должны», мы уже опоздали для многого. Между фильмами консервативных мусульман и творениями современных светских режиссеров есть серьезная разница в качестве. Ибо мы только вступаем на путь, который они прошли десять лет назад», - говорит театральный деятель.

Доган также отмечает, что платок является, хотя бы и небольшим, но препятствием для исполнения некоторых ролей, подчеркивая при этом, что все же неправильно по этой причине отказываться от театра. Из-за существования такой предвзятости актрис в платке так мало. Он говорит: «Даже когда видят женщину в платке за рулем, и то говорят: «Смотри, смотри на нее». Они хотят, чтобы женщины в платке вышивали, пекли пирожки и, самое большее, занимались утюжкой готовых платьев в мастерской? Когда они видят женщину в платке в опере или выступающую на улице Истикбаль или художницу в платке, то один громче другого кричат: «Что она здесь делает?».

Для нас закрыты многие дороги, так давайте играть в театре

Хале Джанат Гюргюль, дочь театрального деятеля Хасана Наиля Джаната, играла вместе со своим отцом. Но после смерти своего отца, не имея возможности продолжить театральную карьеру, сейчас преподает актерское мастерство. Гюргюль говорит: «Вместе с отцом я играла те роли, которые соответствовали моему платку. В детских спектаклях использовали костюмы, например, медведя, собаки, которые закрывали голову. Или же играла женщин в платке. После смерти отца, к сожалению, для меня закрылась возможность играть на сцене. Сейчас я преподаю актерское мастерство, провожу семинары, показываю в том числе, как должны преподносить актеры образ женщины в платке». Гюргюль не присоединяется к мнению тех, кто считает голос женщины харамом, т.е. запретным для посторонних. «Собственно говоря, женщины в повседневной жизни всегда и везде разговаривает с посторонними. Если это приносит пользу, это только дает вознаграждение (саваб). Но когда женщина в платке поет, это уже другое. Мой отец не хотел, чтобы его дочери "кисли" дома. Театральное образование нужно не обязательно для того, чтобы быть актером. Если мы лучше используем жесты, дикцию, это обогащает наш внутренний мир». Гюргюль отмечает, что женщина в платке не может играть некоторые роли, и поэтому важно создавать пьесы, где они могли бы играть, а также создавать сферы, чтобы женщины в платке могли быть актрисами.

Я доказала, что актриса может быть в платке

Актриса театра и сериалов Озлем Сарычамлык с детских лет испытывала интерес к театру. С поддержкой в том числе и семьи, она нашла себя на сцене. Сарычамлык говорит, что у нее есть много подруг, которые по причине своего платка отказались от актерской карьеры, а сама она доказала, что актриса может быть в платке.

В чем причина Вашего интереса к театру и в чем источник вдохновения?

Интерес к театру я начала испытывать еще в начальной школе. Учитель, заметив у меня задатки, взял меня в школьный театр. Привлекая к себе внимание этим и других учителей, и директора, я всегда видела у них поддержку и одобрение.

Есть ли у Вас актерское образование?

Хотя я и посещала разные курсы, мне не удалось продолжить образование. Но так как всю школьную жизнь я играла на сцене, я приобрела обширный практический опыт.

Как же Вы совершенствовали свое мастерство?

Как я уже говорила, я никогда не покидала сцену, в то же я была активным театральным зрителем. Когда я смотрела спектакль или фильм, то наблюдала за игрой актера, пропускала роль через себя. Я наблюдала за людьми разных характеров, их восприятием одного и того же явления. Считаю, это было моим самым большим обретением.

Как Ваша семья относится к тому, что Вы играете в театре?

Моя семья оказала мне самую большую поддержку в том, что я стала актрисой. Даже в начальной школе папа, взяв меня за руку, водил в театральную студию. Если бы не было поддержки моей семьи, может, я бы не стала тем, кем стала сейчас.

Как относится зритель к актрисе в платке?

Я получала много положительных отзывов в этом вопросе, многие бывали удивлены. Я также познакомилась со многими женщинами, которые были вынуждены из-за платка отказаться от карьеры актрисы. Но я доказала всем, что женщина в платке может быть актрисой. С этой точки зрения те, которые сначала критиковали меня, потом выразили одобрение.

Что легко и что трудно для актрисы в платке?

С точки зрения наших духовных ценностей время от времени мне приходилось страдать по поводу того, что я не могу играть все роли. А самым трудным, естественно, было преодолеть предубеждения людей.

Вам поступали предложения сниматься в кино или на телевидении?

Да, на телевидении Samanyolu я играла в сериалах «Февральский холод», «Мир тайн» и «Семейный суд». Но от кинорежиссеров предложений не поступало, но я очень хочу участвовать в каком-нибудь кинопроекте.

Эмети Сарухан

Источник: http://yenisafak.com.tr

Перевод: www.islam-portal.ru

Возврат к списку