Исламские новости

Пока не будет воскрешено суфийское сознание, умма не воспрянет! – Шейх Абдуннасыр Джибри 23 Декабря 2011

Пока не будет воскрешено суфийское сознание, умма не воспрянет! – Шейх Абдуннасыр Джибри

Шейх Джибри является учеником сирийского накшбандийского Шейха Ахмада Куфтаро, основателя Университета Абу Нур. Сам он занимает должность декана бейрутского Института Куллийату ад-Дава, где наряду с шариатом изучают и многие другие предметы. О суфизме и политике с ним поговорил Исмаил Думан.

Учитель, если позволите, начнем наш разговор с тасаввуфа. Наряду с тем, что Вы принадлежите к суфийской традиции, Вы являетесь и политическим лидером. Как Вы совмещаете два этих направления?

Пока не будет воскрешено суфийское сознание, невозможно представить, что умма воспрянет. Воспринимать тасаввуф как какое-то движение или же нововведение (бидат) неправильно. Тасаввуф – это сильная связь с Аллахом. Тасаввуф – это когда человек заботиться в первую очередь не об удовлетворении своего нафса, а об обретении довольства Аллаха. Естественно, это моя точка зрения. Я не говорю о тасаввуфе в каком-то философском понимании, мы не имеем никакого отношения к такому подходу. Мы поддерживаем тасаввуф как знание, науку, можно сказать, практический тасаввуф, означающий отсутствие привязанности к этому миру и очищение нафса. Поэтому мы считаем важным прилагать усилия для того, чтобы возродился тасаввуф, направленный на получение знаний или же очищение нафса, как это понимали Имам Газали, Абдулькадир Гейлани и другие великие учителя.

Одним словом, говоря о тасаввуфе, мы имеем в виду приближение к Аллаху и отдаление от этого мира, но вовсе не прерывание всех связей с миром.

Мы хотим обрести Аллаха. И это возможно только через следование пути, который указал нам Аллах. Мы желаем Ислам для того, чтобы обрести Аллаха. Ислам – это не цель, а путь. Цель же – обретение довольства Аллаха.

Естественно, для человека, не имеющего такой цели, как обретение Аллаха, этот мир является самым прекрасным местом. Но если ты преисполнен желания обрести Аллаха, ты должен следовать пути, который Он предписал. Что же касается того, что это за путь, то ученые называют, в первую очередь, шариат, во вторую – истину (хакикат). Но прежде всего этого следует усилить поклонение.

«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением».

«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны избегай!».

Пусть мир будет в твоих руках, но пусть он не входит в твое сердце. После того, как ты преуспеешь в этом, все остальное будет легко. Мы можем владеть миром, но важно, чтобы мир не владел нами.

К какой традиции Вы себя относитесь, принадлежите ли Вы, например, к тарикату накшбандийа?

Являясь учеником накшбандийского шейха, я предпочитаю быть не деятелем тариката, я слугой. Ученые говорят: «Может быть так, что ты, с одной стороны, призываешь людей делать благое, но сам не в силах делать то, к чему призываешь». Вот я таков…

Что Вы можете сказать о Вашей связи с политикой? В нашей стране не привыкли, чтобы суфийская традиция была непосредственно связана с политикой.

Не каждый человек может говорить о политике. Иногда политика может повернуться так, что становится невозможно исполнять религиозные предписания. Я и раньше всегда интересовался политикой, но сам не был втянут в нее. Но после покушения Рафика Харири положение коренным образом изменилось. Я стал свидетелем того, что суннитские движения стали портиться. После, с дозволения Аллаха и направляемый Им, я принял решение заниматься политикой, но при этом взять за основу два принципа: поддерживать возрождение и никогда не быть противником Сирии…

Почему «не быть противником Сирии»?

Мы категорически не поддерживаем государство, основанное на несправедливости. Но на нас возложен широко применяемый и в фикхе принцип: «предпочесть меньший вред большему». В политике я пользуюсь нормами фикха, потому что они установлены не только для определения порядка намаза или омовения, а для того, чтобы действовать в соответствии с ними во всех сферах жизни.

По моему мнению, если нынешний сирийский режим падет, проблема распространится на Саудовскую Аравию, Турцию, Иран и Пакистан. Об этом говорят и американские политики. Мы же предпочитаем малый вред большому. Если бы современные революции требовали установления исламского правления и смогли бы добиться четкого лидерства в этом вопросе, то их категорически следовало бы поддержать. Это следовало бы сделать для того, чтобы ушло насилие, и воцарилась справедливость. Сегодня Европа, Америка и другие страны смакуют насилие, нашей же обязанностью как мусульман является препятствовать насилию во всем мире.

Как Вы трактуете события в Ливии?

Каддафи был тираном, но сейчас Ливия с помощью в том числе и НАТО устремилась к еще большему насилию. Сейчас страна вновь захвачена империалистическими силами.

А Египет и Тунис?

Я езжу в Египет. Каким был Египет при Хосни Мубараке, таким он и остался. Ничего не изменилось. Разве что увеличилась свобода для политических партий.

Среди мусульман Египта нет единства. Одни из них поддерживают саляфитов, другие – ихванов, третьи еще кого-то. Но добиться чего-либо можно только всем вместе.

А как Вы в целом оцениваете исламские движения?

Есть много исламских движений… Но, оценивая их, я задаюсь вопросом: «Эти движения учитывают желания мусульман или нет? Они защищают интересы мусульман или нет?»

В исламском мире сейчас я не вижу лидера, который мог бы возглавить всех мусульман. Пока мы разделены на разные государства, такие как Сирия, Турция, Ливан, мы не можем объединить свои силы. А силу можно обрести, только собравшись вместе. В этом вопросе мы нуждаемся в помощи Аллаха.

По Вашему мнению, какими должны быть отношения между мусульманами? В связи с этим, какого Вы придерживаетесь мнения о Турции и турецких мусульманах?

Шейх Ахмад Куфтаро учил меня, что, несмотря на все трудности, мы должны поддерживать связи со всеми мусульманами. Это не только огромная ответственность, возложенная на нас, но и высокая честь, за которую мы будем отвечать в будущем мире. Например, мы поддерживаем связи с нашими братьями из Алжира. Они же ибадиты. Встречаясь с ними, мы стараемся наладить братские отношения. Также у нас хорошие связи с нашими братьями шиитами. Между тем шиизм и ибадизм – это два противоположных друг другу течения, потому что ибадиты являются ответвлением движения хариджитов. Но за многие века они пересмотрели многие свои догмы.

Также мы поддерживаем отношения с нашими братьями в Ираке, в то же время имеем связи с курдами, проживающими на севере Ирака. Недавно мы организовали в иракском городе Сулеймания посвященную тасаввуфу конференцию в память о шейхе Мауляне Халиде Накшбанди. В конце декабря мы планируем провести конференцию в Египте. Мы хотели бы наладить самые тесные отношения сотрудничества с турецкими братьями, потому что мы считаем турецкий народ одним из краеугольных камней исламской уммы.

После падения Османской империи и разделения ее на отдельные страны, можно говорить о возникновении четырех государств: Египет, Турция, Иран и Пакистан. Но внутренние противоречия в этих регионах мешают взаимному сотрудничеству и поддержке.

ИншаЛлах, в будущем мы надеемся на усиления сотрудничества.

Благодарим Вас за то, что уделили нам время.

И я благодарю Вас. Надеюсь, мы еще встретимся.

Исмаил Думан

Источник: www.dunyabulteni.net

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку