Исламские новости

Разница между мазхабами матуриди и ашари 2 Февраля 2012

Разница между мазхабами матуриди и ашари

Мазхабы матуриди и ашари являются двумя верными мазхабами в вероубеждении (итикад) Ахль сунны. В главных вопросах эти мазхабы полностью согласны друг с другом, но во второстепенных имеется ряд различий между ними. Если одни говорят, что таких различий 13, другие насчитывают до 50 различий, а третьи говорят только о 8. Одним, что одни считают различием, другие таковым его не воспринимают.

В своей сути, даже если рассматривать взгляды двух ученых мазхаба ашари, то можно насчитать столько же различий. Это следует воспринимать не как проблему, а как богатство. Остановимся же на основных различиях в итикаде обоих мазхабов.

Частичная воля (ирада аль-джуз’и): согласно мазхабу матуриди, человек имеет независимую «ограниченной волю» (ирада аль-джуз’и). Именно по причине этой воли, обретя какую-то сущность, человек был сотворен Аллахом. Согласно ашаритам же человек не обладает независимой «ограниченной волей», волю (ирада) человека создает Аллах.

Атрибут Творение (таквин): согласно мазхабу матуриди Аллах обладает атрибутом Творения (таквин), которым Он совершает Свои действия. Воля (ирада) является таким же доказательным атрибутом (сифат ас-субутиййа), как и мощь (кудра). Согласно ашаритам же среди доказательных атрибутом Аллаха нет такого, как Таквин. Аллах творит все Своим атрибутом Мощь (кудра).

Возложение на человека того, что ему не по силам (таклифу ма ля йутак): согласно мазхабу ашари, Аллах может возложить на человека то, что тот не в силах выполнить, Всевышний также может вменить это человеку в обязанность. Согласно мазхабу матуриди же возложение такой обязанности неправомерно, ибо в этом нет никакой мудрости (хикма).

Пророчество (нубуват): согласно мазхабу матуриди, одним из условий пророчества является принадлежность к мужскому полу. Согласно ашаритам же, чтобы быть пророком, не обязательно быть мужчиной. Обязанности пророка могут возлагаться и на женщин.

Причина и мудрость (хикма): Согласно ашаритам, действия Аллах не обязательно должны нести в себе какуй-ту мудрость (хикма) и быть привязанными к какой-то причине, потому что Аллах совершает все, что пожелает, и с Него нельзя спрашивать за Его деяния. Мазхаб матуриди же утверждает, что действия Аллаха связаны с какой-то мудростью (хикма) и опираются на причины, ибо Всевышний не делает ничего понапрасну. А делать что-то без смысла и причины – значит делать понапрасну.

Обязанность поклонения: согласно ашаритам, подобно тому, как неверные обязаны уверовать, они также обязаны совершать поклонение. За то, что они поклонение не совершают, их ждет отдельное наказание. Матуридиты же утверждают, что неверные обязаны уверовать, но поклонение им в обязанность не вменяется, за отсутствие поклонения их не ждет отдельное наказание.

Возвращение в Ислам: согласно ашаритам, если человек, отказавшийся от Ислама, снова станет мусульманином, вознаграждения за его деяния вернутся ему. Матуридиты же считают, что вознаграждение не вернется.

Предсмертное покаяние (тауба аль-йа’с): по мнению ашаритов, покаяние (тауба) умирающего человека принимается, по мнению матуридитов – нет

Кемаль Экрем Сойлу

Источник: www.incemeseleler.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку