Исламские новости

Что будет, если вступить на путь тасаввуфа, не следуя установленной традиции? 7 Февраля 2012

Что будет, если вступить на путь тасаввуфа, не следуя установленной традиции?

Путь тасаввуфа имеет свои традиции (усуль) и правила (адаб). Что же будет, если идти по этому пути, оставив эти традиции? И какими качествами должен обладать истинный шейх?

Суфии предупреждают, что в первую очередь, нужен шейх. Некоторые люди на этом пути могут легко потерять дорогу и стать игрушкой в руках шайтана. Один из мюридов шейха Сахля ибн Абдуллаха поведал ему: «Устаз! Я каждую ночь своими собственными глазами вижу Аллаха». Шейх сказал ему: «Если увидишь еще раз, то плюнь в лицо того, кого увидишь». Мюрид так и сделал и увидел, что это ни кто иной, как шайтан (Саррадж, Люма’, 544).

Не имея шейха, некоторые приходят к убеждению, что все дозволенного, ничего запретного нет. Другие, неправильно понимая Ислам, начинают есть так мало, что из-за физической слабости не могут совершать поклонения фард. Третьи, оставив людей, уединяются в пещерах, развалинах или болотах, не едят мясо, кастрируют себя или считают, что тасаввуф состоит из танцев и музыки.

Те, кто вступил на этот путь, не имея надлежащего проводника, от тех психологических переживаний, с которыми им приходится сталкиваться, могут впасть в шок, помрачиться в разуме и потерять душевное равновесие, на всю жизнь оставшись в неком полупомешанном состоянии.

Потеряв психологическое равновесие, одни начинают выказывать претензии на свое величие, другие же полностью или частично теряют физическое здоровье.

На пути, ведущем к Истинному, есть много разбойников. Этими разбойниками могут быть шайтан, нафс и плохой товарищ, но самый опасный из них – это не имеющий достаточной компетенции, невежественный, ложный и корыстный шейх. Ведь в таком случае ущерб наносится и поклонению, и нравственности, и самой личности мюрида. Те, кто называет себя шейхом и муршидом, могут быть следующими:

1. Одни и невежественные, и корыстные. Их целью являются деньги, почет, власть. Эти свои желания они стремятся удовлетворить с помощью собравшихся около них людей. После смерти еще и оставляют свое место в наследство сыновьям.

2. Другие искренние, но невежественные. Следуя обычаю, своим предкам, получив место от своего шейха или считая, что получили, они занимаются наставничеством по обычаю и обыкновению, соблюдая внешние нормы адаба и традиции. Но они не обладают знанием (ильм), просвещенностью (марифат) и должной компетентностью.

3. Другие обладают знанием, опытом и способностями, но они не искренни. Они корыстны и преследуют свои интересы. Должность шейха они воспринимают в качестве средства получения средств к существованию, обретения славы и власти. При необходимости не гнушаются лицемерия, двуличия, лжи. Они слабы в поклонении и морали, могут устраивать шоу.

4. Другие обладают и знанием, и деяния, и моралью, и искренностью, и богобоязненностью. Но они не желают заниматься наставничеством, предпочитают жить, не привлекая к себе внимание, так, чтобы никто о них не знал. Их называют ахфийа «скрытые». О них говорится в хадисе-кудси: «Под Моими куполами есть скрываемые друзья (вали), о них не знает никто, кроме Меня».

5. Другие обладают знанием, высокими моральными качествами, совершенны в деяниях. Они знают, как наставлять людей, как вести их по пути, как воспитывать мюридов, владеет методами и техниками этого. Это и есть самые лучшие и действенные наставники. Когда говорят о совершенных шейхах, то следует понимать под этими словами именно их. Не каждый совершенный способен доставлять к совершенству других. Чтобы наставлять мюридов, не достаточно быть ученым, просвещенным (ариф), достичь совершенства в поклонении и нравственности. Муршид должен владеть методами наставничества (иршад), техниками, знать тонкости этого дела. Кроме этого, шейх и муршид должен быть таким, чтобы своими состояниями, движения, манерами, взглядом и речью оказывать воздействие на души людей. Известно, что такой духовной силой обладал наш Пророк (с.а.в.) (см. Бухари, Салят, 56; Дарими, Сийар, 27).

Чтобы воспитывать и наставлять собравшихся вокруг него муридов, шейх должен обладать проницательностью и духовной зоркостью, чтобы понимать, кто из мюридов искренен, каковы способности учеников. Муршид должен быть ювелиром человеческих душ, чтобы определять, сколько каратов в том или ином мюриде. Труд шейха подобен труду садовника или животновода. Дикое дерево, за которым не ухаживают и которое не удобряют, если и плодоносит, то плоды бывают не такими, как у ухоженного и удобряемого садового дерева.

Очевидно, что такие качества, как проницательность, прозорливость, самоотверженность, лидерские качества в какой-то мере являются природными способностями человека, это то, что дается или нет ему от рождения. Кому-то Всевышний дает их меньше, кому-то больше, поэтому и способности к наставничеству у всех неодинаковы. Поэтому муршид высокого уровня – это дар Всевышнего. Число таких муршидов небольшое, но они всегда есть. «Шейхами не становятся, шейхами рождаются».

Если шейх и обязан быть ученым (алим), это не означает, что он должен знать науку тафсира в той же степени, что и муфассир, хадисоведение в той же мере, что хадисовед, фикх в той мере, что муджтахид. Очевидно, что у шейха нет ни возможности, ни необходимости знать все это. Первые суфии знали все это только в той мере, насколько это было необходимо им самим и тем, кто присутствовал на их собраниях. Среди сахабов, табиинов и атбаи-табиинов были такие, которые не умели читать и писать, но получая знания через устную передачу и практическое воплощение, они исполняли обязанности наставников, вершили призыв (дават), призывали творить добро. Такие люди были и среди первых суфиев и захидов. В современном понимании они не были людьми учеными. И если ученые, занимающиеся науками о внешних явлениях, критикуют суфиев и шейхов, которые не знают столько, сколько знают они, это происходит потому, что они не знают предмета тасаввуфа, его сущность, применяемые им методы, принципы и его цель.

Источник: www.incemeseleler.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку