Исламские новости
Кого мы называем ахль сунной?
Категорически утверждать, что такой-то джамаат относится к ахль сунне, а такой-то нет, не является нашей прерогативой. Джаамат, который мы называем ахль сунной, может иметь такое вероубеждние (итикад), что недалеко и до куфра. Но можно перечислить ряд основных качеств, которыми обладают приверженцы ахль сунны.
Основные отличия итикада (вероубеждения) и амалийата (деяний, фикха) ахль сунны следующие.
1. Считают Аллаха обладающим всеми совершенными атрибутами, считают Его превыше качеств, определяемых как недостатки.
2. В итикаде следуют одному из двух имамов – Имаму Ашари или Имаму Матуриди. Между двумя этими имами нет разногласий, относящихся к основам (усуль).
3. В деяниях (амалийат) следуют фикху одного из четырех имамов – Имаму Абу Ханифе, Имаму Малику, Имаму Шафии, Имаму Ахмаду ибн Ханбалю. Мазхабы этих имамов в своих основах (усуль) едины, но в некоторых второстепенных вопросах (тафарруат) имеют различия в иджтихаде, что следует расценивать как милость. Имамы всех четырех мазхабов, ученые (уляма) и правоведы (фукаха), их последователи не обвиняют друг друга в заблуждении. Все они на истинном пути.
4. В религиозных вопросах сведущие не приравниваются к несведущим. Согласно мазхабу ханафи, ученые (уляма) и правоведы (фукаха) делятся на разряды. На самой верхней ступеньке стоят имамы-муджтахиды, на самой последней седьмой – муфтии, имеющие власть и разрешение (иджазат) издавать фетвы.
5. Они не относятся к безмазхабникам (ля-мазхаби).
6. Пятикратный намаз совершают до самой смерти. Не высказывают глупости наподобие «Я достиг совершенства», «Я обрел несомненность (йакин)», «Намаз отныне не обязателен для меня».
7. Свободные и находящиеся на месте своего постоянного проживания мужчины совершают намазы фард коллективно.
8. Муташабихат, т.е. аяты и хадисы, имеющие двойственный смысл, истолковывают так в соответствии с их лексическим смыслом, чтобы не приписывать Аллаху атрибутов, определяемых как изъяны, недостатки.
9. Коллективные намазы совершают за любым добропорядочным имамом.
10. В религиозных темах, вопросах и решениях советуются с учеными, правоведами, муфтиями, имеющими разрешение (иджаза).
11. Коран не толкуют в соответствии со своей личной точкой зрения (ра’й) и желаниями.
12. Верят, что Коран является не сотворенным, а Вечным Словом (калям аль-кадим).
13. Верят, что имеющийся у нас сегодня Коран не имеет добавлений, сокращений, искажений, а наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) в свой последний Рамазан два раза прочитал текст Корана вместе с Джабраилом.
14. Верят, что источников шариата (адилля аш-шар’ийа) четыре. Это Коран, Сунна, единогласное решение уммы (иджма аль-умма) и сравнительный метод правоведов (кийас аль-фукаха).
15. Они не приемлют тальфик аль-мазахиби, т.е. в произвольной форме следованию нормам разных мазхабов, избирая самые легкие. Каждый знает, что следовать надо только всем нормам того мазхаба, к которому принадлежишь.
16. Верят, что для получения звания исламского ученого-алима, следует учиться у имеющих разрешение (иджазат) учителей, сведущих в высоких знаниях, потом сдать экзамен и самому получить разрешение (иджазат). Верят, что, таким образом, ученые, правоведы (фукаха), толкователи Коран (муфассир) и хадисоведы должны принадлежать к цепи преемственности (сильсиля), берущей свое начало от нашего Пророка (с.а.в.).
17. Принимают, что все сахабы (р.а.) в вопросах религии были справедливыми и правдивыми.
18. Войны и разногласия, которые происходили 1400 назад между сахабами, оставляют на суд Господа миров.
19. Любят всех членов семьи (ахль аль-бейт) нашего Пророка, начиная с Хазрата Али, матери верующих Фатимы аз-Захра и их сыновей Хасана и Хусаина (р.а.), берут с них пример высокой нравственности.
20. Верят, что наш Пророк (с.а.в.) является самым лучшим примером для мусульман.
21. Верят, что существует шесть столпов веры (иман) и один из них – вера в предопределение (кадар).
22. Верят, что в Судный день по разрешению Аллаха будет оказываться заступничество (шафаат).
23. Не скрывают свой мазхаб, свои вероубеждения
24. Не принимают и не считают дозволенным толкование Корана теми, кто не имеет достаточно знаний для этого и толкует Коран в соответствии со своим мнение (ра’й) и желаниями, кто выводит произвольные указания (хукм) из аятов.
25. Не считают спасшимися и обретшими Рай тех, кто, когда их достигли послание нашего Пророка, его призыв и религия, отвергли все это.
26. Верят, что перед Аллахом единственной истинной, действительной и приемлемой религией является Ислам. Верят, что помимо Ислама нет иной истинной авраамической религии.
27. Не называют неверными тех, кто совершает великие грехи, если эти грешники не считают грехи дозволенными (халяль).
28. Не разделяют дела религиозные и дела мирские. Верят, что Ислам – это истинное мироустройство, ниспосланное для того, чтобы привести в порядок дела этого мира.
29. Считают, что изучение религии Ислам с целью заработать деньги или разбогатеть является неправильным (фасид) намерением и харамом.
30. Любят истинных ученых, истинных правоведов, истинных толкователей Корана, истинных хадисоведов, истинных совершенных наставников (муршид), истинных святых (аулия), почитают их, но никогда не обожествляют их.
Ко мне обратились с вопросом, назвать джамааты, принадлежащие к ахль сунне. Но это превыше моих сил.
Да сделает Всевышний Аллах всех нас Его искренними рабами, следующими Корану, Сунне, шариату, общему мнению уммы (иджма аль-умма), идущими путем большинства ученых (джумхур аль-уляма), по основной дороге.
Мехмет Шеукет Эйги
Cправка:
Мехмет Шеукет Эйги – известный турецкий журналист, ведет свою колонку в газете «Milli gazete», пишет на темы Османской империи, наблюдаемого отставания мусульманского мира.
Источник: www.milligazete.com.tr
Перевод: www.islam-portal.ru