Исламские новости

"Платок – это русский головной убор" - турецкая писательница 11 Марта 2012

"Платок – это русский головной убор" - турецкая писательница

Турецкая писательница Шуле Юксель Шенлер хорошо известна в Турции своей просветительской исламской деятельностью и борьбой с фараонами своего времени. Ее называют «бесстрашной воительницей», «мусульманской активисткой».


Вы родились в 1938 году в семье с современными принципами. Надели хиджаб в 1967. Считаете ли Вы ту дату своим новым рождением?

Я могу сказать, что встала на прямой путь (хидаят) в 1965 году. В 1967 я начала писать статьи на исламскую тему. Но уже в 1965 году я надела хиджаб. Сначала писательская деятельность не интересовала меня. Писать я начала только в 1967. В то время не было исламских газет. Я печаталась в газетах «Сегодня» («Bugün») и «Утро» -(«Sabah»). Сейчас я веду ежедневную колонку в газете “Сегодня”. 1967 год я могу назвать годом своего нового рождения. Если бы я прожила ту жизнь, что была до этого!

Я знаю, какое неизгладимое впечатление на Вас произвела жена нашего премьер-министра Эмине Эрдоган. Вы так описали знакомство с ней: «Я увидела, как женщина-мусульманка может быть одновременно и современной, и культурной, и покрывать голову». Какими должны быть основные качества мусульманской женщины, какие ее главные обязанности, связанные с хиджабом?

Покрытие головы не следует расценивать в качестве приоритета, потому что хиджаб – это не только покрыть голову. Вовсе не факт, что каждая женщина, покрывающая голову, живет по Исламу. Мы видим множество примеров этому. Она не показывает ни волоска, голову покрывает полностью, но все что противоречит Исламу – и в одежде, и в макияже – мы видим у нее, и это нас весьма огорчает. Ведь это не хиджаб. Хиджаб – это сокрытие привлекательности женщины, ее красоты, притягательности. Это делается ради самой женщины, это прекрасная мера и повеление, высказанное нашим Создателем женщине. Хиджаб является таким же, как и другие фарзы. Это повеление Корана. Поэтому прикрытие головы – это действительно символ. Это было символом и в прошлом, и является сейчас. Но прикрытие головы – это не весь хиджаб, а только его часть.

У Вас такая репутация, будто Вы способствуете тому, что такие же образованные, как Вы, в основном городские, культурные, материально обеспеченные молодые девушки надевают платок. Действительно ли Вы ориентируетесь на таких девушек? Можно ли утверждать, что выбрали самое трудное?

Это ошибочное мнение. Ведь если бы было так, то я проводила бы встречи только в городах Турции. Я же объехала всю нашу страну, все или, ильче, городки и деревни. Существует то, что мы называем нашим традиционным хиджабом, но его надевают не осознанно, не после долгих размышлений и сомнений. Тут что-то видно или спереди, или все закрыто, но сзади висят косы, или открыта шея. Хиджаб обретает какое-то изящество. Между тем, в хиджабе это никогда не было главным. Хиджаб должен, прикрывая привлекательность в женщине, в какой-то мере отталкивать. Кого? Взгляды всех тех других мужчин, кроме 14 названных в суре Нур, перед которыми женщине дозволено не прикрываться. Хиджаб нужен для того, чтобы уберечь женщину от этих взглядов, одни из которых могут быть и невинны, но другие – смотреть на женщину совершенно по иному, таить в себе сладострастие. Мы хотели объяснить это, потому что это не объясняют. Наши женщины совершенно не сознательны…

Вы известны тем, что именно Вы познакомили нашего нынешнего премьера Реджепа Эрдогана с его будущей женой Эмине Эрдоган. Но известно, что Вы познакомили еще немало пар. Это Ваша деятельность свахи от того, что Ваши браки были неудачны или Вы занимаетесь этим, вдохновившись Исламом?

Я способствовала созданию тысяч семейных пар. Но не потому, что не могла найти пару себе. Я была замужем, но муж возмущался, что я совсем не уделяю ему время: «Ты все заботишься о браках других людей». Он даже говорил: «Я редко вижу лицо свое жены». Я знакомила молодых людей, организовывала им встречу в своем доме в одной комнате, конечно, при открытых дверях. Если они находили общий язык, я им говорила: «Что будет с вами дальше, уже не моя забота. Обменяйтесь адресами, сообщите своим семьям». И пар, соединенных мною таким образом было так много, что известие об их счастье всю жизнь делало счастливой и меня.

Вас называют «бесстрашной воительницей», «мусульманской активисткой», всю жизнь боровшейся за свои идеалы, как Вы сами определяете себя? Что является Вашей слабостью с исполнении Вами Вашего служения? Как Вы отстраняете себя от желаний нафса и этого мира?

Я всю жизнь посвятила делу Ислама, подавила свой нафс, все, что надо было отдать во имя этого дела, я отдала. Так было и когда я выходила замуж. Я хотела найти себе такого спутника жизни, который поддерживал бы меня в моем служении, с которым мы шли бы плечом к плечу, давал бы мне новые силы, разделял мое воодушевление. Но найти такого было невозможно. Я ездила по Турции, ночь напролет до утра что-то писала, днем, только открыв глаза, уже приступала к борьбе, одно время не выходила из коридоров судебных инстанций.

Вы не нашли супруга, который мог бы поддерживать Вас, идти плечом к плечу с Вами. Но почему рядом с Вами не заняли место друзья, соратники?

Они были, они есть всегда, хвала Аллаху. Но я не тот человек, который работает в команде. Я сама по себе. И нет никого, кто бы нес такую же миссию. Среди моих записей я храню и такое написанное мною обращение: «Айши, Фатимы, Зайнабы… Где вы? Выходите! Оставьте свои мягкие постели, ибо наша страна опирается на столетние развалины, засучите рукава, чтобы построить все заново. Трудно найти и мужчин, способных на это дело, но покажите, на что способны женщины». Когда женщина старается ради какого-то дела, то все те чувства, которые она вкладывает в ребенка, и даже более этого, она вкладывает в это дело. Дуа, с которой я обращалась к Аллаху, была такой, какую не возносила ни одна женщина. Я просила: «О, мой Аллах, что бы ни было, не давай мне ребенка». Я безумно люблю детей, но ребенок стал бы мешать моему делу. Поэтому я не искала в мужчинах ни красоты, ни славы. Я искала человека, который поддержит меня в моем деле, с которым мы шли бы вместе на пути служения. Но и человек, который мне казался таким, разочаровал меня.

Вы говорите: «Вчера был один Абу Джахль, сегодня их тысячи. Я сражаюсь со всеми ними и клятвы дала одержать победу!». Что стало бы самой большой победой мусульман сегодня? Шариат?

Самой большой победой – усвоение истинного исламского образа жизни. С этим общество может обрести спасение. Общество сейчас приведено в такое состояние неразберихи, что, кажется, уже не выберется, но что может произойти, если того пожелает Аллах, это мы не знаем. Говорят: «Исламисты хотят ввести шариат», но это всего лишь слова, используемые для устрашения. Мы всегда уклонялись от этого. Ислам и его законы предназначены не только для одного или нескольких веков. Наша религия вне времени. После Мухаммада (с.а.в.) больше не придет другой посланник, не будет ниспослана новая небесная книга, но принесенные им каноны – это каноны, которые до самого Судного дня позволят нам жить в соответствии с самыми высокими идеалами.

Хинджал Улуч пишет так: «Наш премьер-министр говорит «покрывать голову». Я не говорю и этого, потому что это только общее название. В одной только Анатолии существуют сотни способов этого. Моя бабушка, жена муфтия Килиса, умерла, не увидев такого способа повязывания платка, как «сыкмабаш», когда платок плотно облегает голову и шею». Что Вы скажите об этом?

Во всех своих репортажах, беседах я повторяю, что платок – это головной убор, свойственный вовсе не нам. Нам свойственно головное покрывало – баш ортюсю. А сейчас или бонни, или платок. Платок – это головной убор русских. Его носили русские женщины. Бонни же пришли из французской моды. Оба этих головных убора прикрывают волосы и уши, но при этом шея, декольте, грудь остаются открытыми. Так можно одеваться только дома, но на улицу так могут выходить только мадамы, мадмуазели и те, кто подражает им.

А какой вид покрытия головы Вы одобряете? Более закрытый или составляющий одно целое с одеждой? Вы говорили о чаршаве «охлаждает к Исламу», «это невозможно, чтобы я это надела». Под влиянием писательницы Севим Асимгель и накшбандийской среды изменилось ли ваше отношение к чаршаву – просторной черной одежде, которую предпочитают некоторые наши женщины? Каково его место в Исламе?

Да, изменилось. Ведь чаршав это то, что арабы называют джильбабом. В Коране он упоминается в форме множественного числа – джалябиб. В 59-м аяте суры аль-Ахзаб говорится: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала (джалябиб)». Но если у арабов джильбаб - это цельная одежда, покрывающая тело с головы до ног, то у нас это юбка и просторное наподобие пелерины накидка, укрывающая тело с головы до пояса. Почему так? А потому, что такие страны, как Аравия, именуются «мамалики аль-харра» - «жаркие страны», а такие страны, как наша, где бывают и ветры, и зима, именуются «мамалики аль-бурда» - «холодные страны». Естественно, в жарких странах одежды женщин будет такой. Но если эту же одежду надеть в ветреных, холодных странах, то как только подует ветер, подол ее поднимется до головы. Поэтому у нас эту одежду приталивают, а сверху надевают накидку. Это то, что может изменяться в зависимости от страны и климата. У других народов такая одежда называется по-другому, но в своей сути, это покрывало, закрывающее женщину от головы до ног. В аяте говорится, что целью при этом является защита женщина от притеснения со стороны дурных людей. Сначала я была настроена против чаршава, исходя из духовного состояния общества. Но потом число покрывающихся женщин увеличилось. Когда же я увидела чаршав в среде женщин ученых, адвокатов, врачей, мне стало стыдно за себя. Я осталась бессильной. Сказала себе: «Если моей миссией является направление общества в определенное русло, я, наоборот, даю им дурной пример». И я начала чувствовать неудобство от этого. Поэтому я с радостью сама надела чаршав.

Йазгюлю Алдоган написала: «Дочь нашего премьер-министра Сюмеййе Эрдоган совсем не похожа на покрывающуюся мусульманку, о которой говорит Шуле Юксел!». Вы довольны тем, как выглядят с точки зрения Ислама супруги наших лидеров?

Здесь есть одно отличие. Эмине Эрдоган находится в особом положении. Если она будет следовать, как положено, всем строгим нормам, общество не примет ее. Даже сейчас, когда она в платке, общество воспринимает ее довольно критически. Как я, сама уже прикрываясь, была настроена против чаршава, так и нынешнее общество даже хуже этого. Если бы она была обыкновенной женщиной, не женой премьер-министра, кто бы что ни говорил, было бы все равно. Но на ней лежит особая миссия. Поэтому я ничего не скажу о ней. Есть один хадис, в котором говорится: «Война – это хитрость». Т.е. если в Исламе хитрить, обманывать запрещено, на войне это нормально. Сейчас идет жестокая война между верой и неверием. И хитростью здесь является исполнять свою миссию, не демонстрируя себя и защищаясь, насколько возможно. И Эмине ханум с успехом делает это. Подумайте только, как это удивительно, хотя в нашей стране некоторые ее считают чуждой, в других странах она пользуется большим уважением, занимая высокое место среди супруг лидеров государств. Поэтому положение жен наших лидеров особенное. Они в самом центре джихада.

Что Вы скажите по вопросу религиозного поколения? Наш премьер министр сказал, что надо воспитывать именно такое поколение, что вызвало бурные обсуждения во всей Турции.

Словно настал Судный день, да? Демонстрируют такую позицию, будто все религиозные люди благоденствуют, а другие не могут оказаться в таком положении. Ислам не таков. Ислам – это в то же время движение вперед. И не поэтому ли были сделаны такие завоевания, обретены такие успехи. Сегодня исследуют, как турки-османы могли удерживать столько народов в своей империи. Даже у наших врагов мы вызываем изумление. И если сейчас кому-то не понравились слова нашего премьера-министра, то это люди, которые никогда не несли в себе присущие нам ценности.

Значит, религиозное поколение возродит нас?

Конечно, возродит. Религиозность не может мешать исполнению каких-либо обязанностей. Быть религиозным – значит жить в соответствии с верой, идти путем, указанным Аллахом. Некоторые считают, что религиозность – это сидеть целыми днями в мечети, перебирая тасбих. Между тем, исламские ценности прививают человеку активность. По-иному быть не может. Ведь если мусульмане будут лежать в постели, сладко спать, то они не смогут пропагандировать свои ценности, завоевывать сердца. Если мы будем и образцовыми людьми, и охранять свои ценности, страна возродится заново. Может, даже станет меньше атеистов и коммунистов. Это не бесплодная фантазия. Верьте, так будет.

Хулья Окур

Источник: www.haberx.com

Перевод: www.islam-portal.ru


Возврат к списку