Исламские новости

Иммануил Валлерстайн: "Ловушка Бен Ладена: один ушел, другой в пути" 13 Марта 2012

Иммануил Валлерстайн: "Ловушка Бен Ладена: один ушел, другой в пути"

Классик социологии и политологии, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли о ситуации в современной в Саудовской Аравии.

Средний класс и более низкие социальные слои в Саудовской Аравии (сюрприз, сюрприз!) могут даже ответить на призыв «демократии» Арабской весны.

В октябре 2001 года, сразу после событий 9/11, я написал следующее:

“Режимы [в Пакистане и Саудовской Аравии] основаны на коалиции модернизированных прозападных элит и чрезвычайно консервативного, как правило, на основе ислама, общества. Режимы поддерживали свою стабильность, потому что они были в состоянии манипулировать этой комбинацией и противоречиями между своей политикой и публичными заявлениями”.

“Соединенные Штаты говорят, что сейчас с этой двусмысленностью покончено. Вне сомнения, США могут быть правы. Но в этом процессе режимы в Саудовской Аравии и Пакистане могут оказаться перед фактом, что основа их стабильности непоправимо разрушена...”

“Предположите, что это, возможно, было планом Бен Ладена. Возможно, что его самоубийственная миссия состояла в том, чтобы привести Соединенные Штаты в эту ловушку”.

Я полагаю, что Бен Ладен теперь добился того, что он планировал в Пакистане. Конец двусмысленностей вроде бы означает, что Пакистан больше не работает в геополитических интересах Соединенных Штатов. Но на самом деле все наоборот! Пакистан проводит политику в поддержку Америки в Афганистане и в других странах. Один ушел, другой в пути.

Что происходит в Саудовской Аравии? Нет никакого сомнения в том, что Саудовская Аравия с недавнего времени действует несколько больше независимо от Соединенных Штатов, чем это было в течение семидесяти лет или около этого в прошлом. Но подобно тому, как это сделал сегодня Пакистан, Саудовская Аравия не может порвать окончательно связи с Америкой. Может ли она сделать так в самом ближайшем будущем? Я думаю, что может.

Рассмотрите многочисленные внутренние противоречия режима. Наличие самого богатого слоя, составляющего 10 % жителей Саудовской Аравии, привело к резкому увеличению требований к государству, в частности, требований "модернизации". Наиболее явно это проявляется в вопросах, относящихся к женщинам (право работать, водить автомобиль). Но требования больших прав для женщин - всего лишь верхушка айсберга, основа которого - более широкие требования уменьшить ограничения, вводимые ортодоксальными ваххабитами. Когда король пытается твердо, но осторожно пойти навстречу этим требованиям, он встречает увеличивающее противодействие религиозных слоев, которые становятся довольно беспокойными.

Кроме того, "модернизированная" элита имеет еще и другие причины недовольства. Саудовское правительство - по существу геронтократия, у власти находятся люди в возрасте 70-и и 80-и лет. Интересным образом саудовский режим несколько походит на прежний советский режим в СССР. Есть что-то подобное реальному голосованию, но это голосование среди приблизительно дюжины людей. Вероятность того, что действительная власть может перейти к людям в возрасте 50-и и 60-и лет является чрезвычайно малой, если не невозможный. Отметьте, однако, что группа этой "молодежи", даже только в пределах королевской семьи, выросла значительно, и они нетерпеливы. Может ли это привести к серьезному расколу среди высшей элиты? Вполне возможно.

Саудовский режим создает своего рода государство всеобщего благоденствия для остальной части населения страны. Однако, разница в доходах и богатстве здесь растет так же, как всюду в мире. И небольшие увеличения перераспределения время от времени могут просто разжигать аппетит для дальнейших требований вместо того, чтобы успокоить более низкие социальные слои. Средний класс и более низкие страты (сюрприз, сюрприз!) могут даже ответить на призыв «демократии» Арабской весны.

Кроме того, есть еще и шиитское меньшинство. Это, как говорят, примерно только 10 % населения, но на самом деле, вероятно, больше. Более важно то, что шииты проживают в стратегически важном юго-востоке страны, где находятся самые большие запасы нефти. Почему эти шииты должны быть единственными представителями этого течения, которые в странах Ближнего Востока, где доминируют сунниты, не выдвигают требования признания своих прав?

Саудовский режим пытался играть главную роль в геополитике региона. Он недоволен политикой Ирана и его стремлениями. Он недоволен непримиримостью Асада в Сирии. Но если посмотреть на то, что говорится и что сделано им, то видно, что он действует довольно умеренно при подходе к этим проблемам практически. Режим боится последствий драматических шагов. И он считает американскую политику слишком зависящей от внутренних потребностей страны и связанной бесконечными обязательствами перед Израилем.

В израильском вопросе власти Саудовской Аравии были "очень разумны". И им кажется, что их верность была не в достаточной степени вознаграждена - ни Израилем, ни Соединенными Штатами. Они могут быть готовы теперь помочь ХAMACу намного более открытыми способами. Они не видят ничего "разумного" в политике израильского правительства, ни каких-либо перспектив того, что эта политика может скоро измениться.

Все это не напоминает в целом политически устойчивый режим. Это также, конечно, не напоминает в целом и такой режим, который может поддержать «неопределенность», позволяющую ему оставаться неустрашимым союзником Соединенных Штатов в регионе.

Один ушел, другой в пути?


Иммануил Валлерстейн

Источник:www.binghamton.edu

Перевод: www.islam-portal.ru



Справка:

Иммануи́л Мо́рис Валлерста́йн (англ. Immanuel Maurice Wallerstein, р. 28 сентября 1930, Нью-Йорк, США) — американский социолог, один из основателей мир-системного анализа, один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.

Учился в Колумбийском университете. В 1951 году получил степень бакалавра, в 1954 получил степень магистра, а в 1959 доктора философии. С 1959 по 1971преподавал на факультете социологии Колумбийского университета. С 1971 по 1976 — профессор социологии в университете МакГилл (Монреаль, Канада). С 1976по 1999— почётный профессор социологии в университете Бинхэмтона (штат Нью-Йорк, США). С 2000 — ведущий исследователь в Йельском университете. С 1994 по 1998 занимал пост председателя Международной социологической ассоциации. 


Возврат к списку